"Странное время" Пьянковой, 1997г

May 22, 2017 02:32

Вот, что пишут в комментариях к этому фильму на ютьюбе:
"Пьянкова была пьяна, видимо, когда снимала это бред"
"бесовство,которое окончательно погубило елену майорову"
"отвратительная чернуха. фильм очень слабый"

Пьянкова - это главный режиссер картины, а Елена Майорова - известная, любимая многими актриса, сыгравшая одну из главных ролей. Так получилось, что эта роль стала последней для Майоровой: спустя 2 месяца после выхода фильма актриса погибла при загадочных обстоятельствах.




Я согласна, что мы все выросли на прекрасном советском кинематографе, построенном на правильных ценностях - время было такое, это было частью идеологии, в которую все верили и к которой все стремились. Да, хотелось бы, чтобы и сейчас снимали что-то подобное, но все современные фильмы, пытающиеся как-то соответствовать советскому наследию, получаются сплошь искусственными и нелепыми. Потому что фильм, как и все искусство, должен быть, как говорят искусствоведы, "во времени", а время у нас сейчас совсем другое. А у Пьянковой в 1997 году время - странное, - таким оно и было для нового постсоветского человека. И странно ожидать в 90ые фильмов про большую и чистую любовь, волшебство дружбы и замечательные большие поступки.

Фильм Пьянковой ироничен, интересен и со стилем. С первых кадров я наслаждалась картинкой и так точно подобранной музыкой. Некоторые сцены необыкновенно красивы, в то же время, порой, очень странные, но оторвать взгляд невозможно (например, кульминационная сцена Райского сада). Помимо этого диалоги, может, и фонят псевдо интеллигентными веяниями, но они так точно передают это молодежное настроение - молодежи, родившейся в советское время, воспитанное на глубоком, и окунувшееся в такую плоскую безыдейную грязь 90ых.

Полгода я пыталась найти трек из сцены Райского сада, села писать пост и поняла, что без него - никак, и еще целый вечер проискала и таки нашла: это Marianne Faithfull - The Wedding.

Фильм я увидела в рамках проекта "История российского кино в 50ти фильмах", организованного к/т-ром "Пионер" для года кино (2016г) в России. Вот, что написано к фильму на их сайте:
"Фильм, состоящий из трех новелл. Двое молодых мужчин и одна женщина (Алла - последняя роль Елены Майоровой) проводят время на крыше московской высотки, рассказывая правдивые и вымышленные истории из своей жизни. Все эти истории посвящены случайным любовным связям, которые должны были остаться эпизодами, а вместо этого изменили жизнь каждого героя."

А вот, что нам рассказал киновед Денис Горелов во вступительной к фильму речи (интересная вступительная речь, которая помогает окунуться в то самое "странное" время 90ых):

"О фильме "Странное время" в его 1ой аннотации, когда он был только снят, было написано, что он о поколении, пережившем афган, 1ую нарковолну, бои на улицах и спирт-рояль. Насколько я помню, этот текст написал отец Иван Иванович Охлобыстин, который тогда учился во ВГИКе ровно в то же время, что и герои-исполнители главных ролей в этой картине. И эта фраза вошла абсолютно во все аннотации любой энциклопедии, куда вы не сунитесь - везде по поводу "Странного времени" будет фраза про спирт-рояль. Тому, кто жил в 90ые, про спирт-рояль рассказывать не надо. Остальным - расскажу. Это литровая большая бутылка, под названием Королевский, которая при разведении 1:1 давала 4 бутылки водки, которых, в свою очередь, хватало на любую компанию, приблизительно на целый вечер. Кроме спирта-рояль в то время употреблялось еще ликер Амаретто на миндальных косточках, который должен был делаться в Италии, а делался, разумеется, в Польше и оказывал неизгладимое воздействие на печень. Один из моих знакомых, казах, когда я ему предложил 50г совершенно другого алкоголя, сказал: "Моя мама держала в 90ых ларек. Каждый вечер я пил амаретто. Печени нет вовсе." О 90ых годах каждый мог порассказать самых диких и крайне веселых историй, но почему-то они все вместе очень сильно пересекались друг с другом. Каждая из них рассказывала, во-первых, о восторге от упавшего на голову всего набора материального и духовного от западной культуры. Плюс к тому это была совершенно отчетливая опасность для жизни, причем опасность не драматическая, а скорее карнавальная, потому что несмотря на то, что в 90ые гг хоронили много, но отношение к этому было какое-то полуцирковое. Плюс это были для многих первые деньги реальные.

Про себя, например, могу рассказать, что у меня в 93тьем году несколько месяцев жил бандит - бывший верстальщик Московского комсомольца, бывший выпускник училища морской пехоты, которого пристроили к делу. От него из-за этого ушла жена, он от горя пропил 3х-комнатную квартиру и пришел жить ко мне. Абсолютно 90ых гг история. Рядом с большим плакатом фильма крестный отец 3 на гвоздике рядом выселяя кобура с кольтом и он моим товарищам по пединститутам, а ныне уже преподавателям, показывал, как одним движением его выдергивать из кармана и заводить затвор. Потом погиб. От него осталась штанга на балконе - до сих пор там и лежит.

И вот некоторое сочетание цирка с трагизмом, совершенно актуальное для тех времен, больше всего выразила Наташа Пьянкова - режиссер этой картины. Пьянкова, на мой взгляд, является создателем целого жанра в кино - жанра "байки вгиковской общаги". Она в этом жанре сняла всего 2 картины, но вполне могла продолжать, потому что вгиковское общежитие отличается как и все общаги страны некоторым коммунальным житьем и легкостью установлений дружб, контактов и всего на свете. Как и все общаги страны беспорядочным сексом, иногда свальным. Как очень немногие общаги страны преимущественно творческих вузов креативностью студентов-обитателей. И как единственная общага на всем постсоветском пространстве - это место отличается гигантскими деньгами, которые иногда вдруг внезапно падают сверху на людей. Кино всегда связано с хорошими суммами, и часто бывает, что в том самом здании на Бориса Голушкина люди неделями сидят на гречке и сырке "Волна". И вдруг кому-то платят за сценарий сумму на которую нормальный экономный человек может прожить года 2. Уходит она, конечно, за неделю, но из вгиковских историй тех лет я помню, например, Ксения Качалина, учившаяся тогда же и жившая тогда с Охлобыстиным рассказывала, как ей на день рождения подарили 200 разноцветных галстуков. Галстуки эти вешали на елку, дарили и одалживали всем жителям общаги. Девушки надевали по 3 в гости. Я видел, например, галстуки как указатель. Они были к стене прибиты с надписью "Пьянка - там". Рената Литвинова рассказывала, что ей однажды принесли целую коробку из-под телевизора, набитую конфетами "Вечерний звон" с орешком сверху. И подруга ее Арах Аяпова (?) шоколад не любила, а любила орешки. Она отколупала орешки ото всюду, а потом завернула в фольгу, и уже этим всем кормили гостей, заранее извинившись. И даже несмотря на то, что чай во вгике пили раз всего в 1,5 часа, этого добра хватило месяца на 2.

Пьянкова всю эстетику этого безобразия знала досконально, потому что она, пожалуй, единственный человек, который прожил в общаге на Бориса Голушкина больше, чем кто бы то ни было из ее обитателей. Она на самой заре перестройки приехала туда поступать из Мытищ. Разумеется, провалилась, но, в силу довольно разбитного нрава и легкости в знакомстве, на момент вступительных экзаменов все-таки с кем-то познакомилась, к кому-то вписалась в комнату на правах полулегальной супруги. Потом с ним поссорилась. Потом перешла в другую комнату. Потом уже как-то к ней привыкли. Она через год начала снова поступать, опять провалилась.

Лет через 5 Соловьев набирал себе курс и ему сказали: "Сергей Саныч, здесь вот есть такая ...местная ведьма, которая в общаге живет уже 5 лет. Думаю, вам она будет интересна." Дядя Сережа всегда имел склонность набирать диковатых людей. Он всегда говорил, что талант сходу не видать, а если таланта, может, и нет, но человек может экранизировать хотя бы собственную жизнь, а жизнь Наташи Пьянковой была на 20 экранизаций. Она поступила и в 1993г в середине своей учебы сняла свой дебют "С новым годом, Москва", который потряс всю общественность, потому что его сразу показали по 1ому каналу. Картина про вгиковскую общагу, про богемные нравы на самом народном и демократичном канале - это было что-то сногсшибательное. Всех особенно потрясла постоянно повторяющаяся фраза "Придет ли на Новый год Тимофеевский?". Сан Саныч Тимофеевский в 90ые гг, да, пожалуй и сейчас, был главным сексуальной тусовки и гуру московской богемы. Как писал Дмитрий Быков в стихах "И пишет в Коммерсанте, как выглядеть и как кормить гостей". Упоминание его на первом канале, конечно, произвело на всех огромное впечатление.

Потом на этой картине как раз сложилась вся пьянковская команда: продюсер и артист Глеб Сошников - такой азиатский красавчик, который будет играть и в фильме "Странное время", карикатура на гея Илюша Градовой - человек с округлыми жестами, с мяукающими интонациями и с золотым сердцем. Плюс муж Пьянковой - Вадим Пьянков, который здесь будет играть певца в ресторане, исполняющего какой-то нечеловечески мощную песню "Серые глаза рассвета" на фоне черного рояля с продолговатым бокалом красного. То есть в те годы мы как-то познавали красоту на ощупь впервые и не чувствовали, что пошло, а что не очень. Это одна из особенностей 90ых.

Наконец, в картине, как и в этом фильме, Пьянкова изображает, что это не про общагу, а это - коммунальная квартира, но по той простоте, с которой с улицы заходят люди, чувствуются галушкинские интонации. И в "С новым годом, Москва", например, у окошка лежала простудившаяся сценаристка этой картины - Юлия Дамскер, которая переодически откидывала одеяло и оказывалось, что шарф, в который она замотана, было единственное, что на ней надето, и она мрачно шла в коридор писать. До такой степени, что Пьянкова сама рассказывала, что у нее сложилась целая бобина (эпизодов было несколько, дублей - тоже) под названием "жопа". Возможно, это и повело их к некоторой ссоре: Дамскер больше в ее картинах не участвовала, но Пьянкова обошлась и без нее - сняла как раз этот фильм "Странное время".

В фильме им по-настоящему понадобились помимо своих сокурсников уже настоящие актеры. И если Олег Фомин играл здесь для себя достаточно традиционную роль, то Елена Майорова исполняла... Пьянковой требовалось сочетание крайней самоуверенности провинциального жителя, приехавшего штурмовать Москву, с дикой неуверенностью провинциального жителя, приехавшего штурмовать Москву. Поскольку Майорова сама из Южно-Сахалинска, она очень хорошо знает интонации и ощущения ребят из команды Пьянковой. Я не могу сказать, что мы были как-то с ней близко знакомы - мы познакомились как раз на премьере фильма "Странное время" на Кинотавре, но в силу того, что я всю остальную банду сильно вась-вась знал, то получилось, как в общаге ВГИКа: на второй минуте на ты, много было проговорено и выпито, что позволяло ощущать, что мы знакомы ближе, чем шапочно. А через 2 месяца после этой самой премьеры на день кино 23тьего августа она облила себя бензином и подожгла. Так что это ее последнее появление на экране, - и вы увидите, что роль вполне достойная, более чем.

Чтобы уж на драматической ноте не заканчивать, позволю себе еще один пассаж из этих воспоминаний 97ого года. Разговаривая и с Леной, и с Наташей, и со всей командой, мы как-то очень сильно переглядывались с дебютанткой Ирой Забродиной, которая в этом фильме играет блондинку, появляющуюся в этом фильме постоянно с беременностью и финалом под глазом. Ей 18 лет было тогда, это ее самая 1ая роль и самая последняя, как выяснилось в дальнейшем, поэтому на премьеру она явилась в бордовом бархатном платье и с розой, заплетенной в ее прекрасные блондинистые волоса. Но, поскольку в моменты переглядывания алкоголь продолжал литься рекой, то ни о каком продолжении не могло быть и речи. И когда я ее провожал в номер, на нас напал пол. И мы сидели в этом длинном проходе отеля Жемчужина, осыпали друг друга лепестками роз, которые сыпались из ее бутонов и честно признаюсь - говорю это исключительно не для того, чтобы похвастаться воспоминаниями, а все это очень сильно корреспондирует вместе с тем, что вы сейчас увидите."

кино, обзор, искусство

Previous post Next post
Up