БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЁРНОЙ АФРИКИ. Ветвь Русской Православной Церкви Заграницей в Конго. (8).

Jul 22, 2013 14:01


* Странная, - фантазийное, жюль-верновское, это сочетание: русские в Конго, - в бельгийский, колониальный отрезок истории это державы, в первой половине ХХ века. Точнее - русские белогвардейцы и дети первого поколения Белой Эмиграции. Белое Русское Конго.
Внушительные публи

кации в этом направлении появились только в самые последние годы. По сути, первооткрыватель Русского Конго - историк, удивительно, старинно тщательный, - профессор Владимир Карлович Ронин, - бельгийский филолог-русист, преподаватель отделения переводчиков Института Леонардо Лессиуса, Антверпен. В 2009м в России вышло его обширное, - два толстых тома, - исследование: «Русское Конго»:1870-1970». Над ним профессор Ронин трудился 14 лет.
Сколько точно было русских: в бельгийской Африке - колонии Конго и Руанда-Урунди, - неведомо. Владимир Ронин отыскал некоторые цифры в бельгийских анналах: около 1930го - там зафиксировано 190 взрослых русских, то есть - эмигрантов с нансеновскими паспортами; были также русские эмигранты, сумевшие получить гражданство Бельгии и других стран. На 1939 год - около 160-170 взрослых выходцев из России (в том числе и подданных Бельгии).
Значит - с детьми, - более 200 русских в 1930х; для огромной страны, ещё не до конца нанесённой на карты - немного, но не так уж и мало. Всего в книге Ронина - около 700 русских имён. И сплошь это была самая чистая Белая Эмиграция, отчётливо сверкающая своей белизной. Удивительно часто для такой небольшой диаспоры в этих списках поблёскивают рядом с фамилиями - титулы, и имена - самые громкие.
Какого-то значимого организованного русского сообщества в Конго не было, две сотни эмигрантов были разбросаны по всей стране. Но попытки создания организаций - были. Возможно, был даже представлен Русский Обще-Воинский Союз.
С февраля 1924 года в Бельгийском Конго пребывал, - служил на скромной канцелярской должности в Societe Internationale Forestiere et Miniere du Congo, - весьма заметный деятель монархической эмиграции, - генерал-лейтенант князь Алекса́ндр Никола́евич Долгору́ков Он пользовался влиянием среди аристократической эмиграции, и особенно - среди гвардейских офицеров (как бывший командир Кавалергардского полка). В истории Гражданской войны князь Александр Долгоруков был значительным персонажем с первых дней: в августе 1917го он, командир 1го кавалерийского порпуса, был причастен к восстанию Корнилова и едва не расстрелян красными матросами за это; осенью 1918го оказался в Киеве, и - 26 ноября, - приказом Гетманан назначен на должность Главнокомандующего русскими добровольческими частями на Украине (правда, это как раз - чёрная страница куррикулума князя: после бегства Гетмана 14 декабря и князь Долгоруков, осознав безнадёжность ситуации, бросил свои войска и отбыл в Германию; из-за того репутация князя была значительно подорвана, и офицеры, участвовавшие в гетманской эпопее, а их было немало среди белой военной эмиграции, резко отвергали бывшего Главкома украинских войск); но в сентябре 1919го князь Долгоруков снова появился на фронте -  в Северо-Западной Армии, был назначен командиром 4-й стрелковой дивизии, и воевал очень храбро.
В Конго князь Александр Долгоруков пробыл пять лет, в 1929ом выехал в Рабат, во Французское Марокко, и там долго служил в должности бухгалтера. Умер он в 1948 году. С 1932го по 1938 годы князь Долгоруков был начальником отдела РОВС в Марокко. И, несомненно, сохранял  прежние связи с белыми офицерами в Конго.
Один из виднейших исследователей Конго в 1930х, - Сергей Митрофанович Ретивов, - белый офицер, донской казак, - был активным членом РОВС в Парагвае и Аргентине; его тесть - генерал-майор Николай Францевич Эрн, - возглавлял РОВС в Латинской Америке.

** В 1920х-30х страна Конго, конечно, простиралась вдали от политического театра европы, - но эта удалённость тоже имела своё предназначение.
Известно, что в Конго спецслужбы Бельгии укрывали тех, за кем особенно настойчиво охотилось НКВД_ОГПУ, - самых опасных для СССР деятелей эмиграции.  Известно два таких имени.
Николай Александрович Белина-Подгаецкий, белый офицер, в 1920х - был яростно увлечён всемирным величием СССР; вступил в Компартию Бельгии, и, наконец - вернулся в Союз. Там он трудился в качестве журналиста, - то есть заслужил редкостное доверие, и, вне всякого сомнения, - прежней работой на внешнюю разведку Москвы. Но Николай Белина-Подгаецкий вскоре осознал, куда он попал, и в частности - понял, что все возвращенцы, бывшие белые, обречены. В 1934ом он сделал то, что смогли единицы - сбежал из СССР, и снова оказался в Бельгии.
Белина-Подгаецкий был одержим жаждой противостояния Советам, и в конце 30х усиленно пропагандировал альтернативу: германский национал-социализм, выпустил несколько книг о советской тирании, и стал видным публицистом.
В июле 1941го он бежал и обосновался в Леопольдвилле. Его сразу приняли на должность главного редактора в Бюро британской прессы, и там он действовал два года. (Это означает, что Белина-Подгаецкий оказал некоторые услуги и британской разведке). Но в 1943ем он уволился, поскольку не желал публиковать статьи в поддержку советских союзников Британии. С лета 1943его он сотрудничал с бельгийской колониальной администрацией, и издал книгу «“Бельгия воюет” (вторая часть называлась - “Конго воюет”).
Второй бывший советский разведчик, укрытый в Конго - капитан Александр Николаевич Петров, бывший командир бронепоезда во ВСЮР. Его в 1922ом завербовал видный агент советской разведки, генерал Достовалов (бывший начальник штаба Кутепова). Семь лет капитан Петров бл агентом ГПУ; он внедрился в организации сторонников великого князя Кирилла. Цель у него была одна: вызволить из СССР оставшихся там жену и ребёнка. Как только их выпустили, в 1928ом, капитан Петров сдался в Бельгии Сюртэ женераль и провалил сеть советских агентов. Королевская контрразведка укрыла его с семьёй в Конго. Там он пребывал в 1929ом, потом исчез, - скорее всего, был укрыт под чужой фамилией.

** После Второй Мировой в одном Леопольдвилле в это время скопилось по крайней мере несколько сотен православных христиан: греки, а кроме того - сербы, украинцы и русские. Правительство БК в 1950х усиленно приглашало в эту колонию технических специалистов из Европы.
В 1959 году возникла Православная Миссия в Южной Африке, - совсем маленький, еле теплящийся, но живой огонёк русской церковности.  Основатель Миссии - архимандрит Алексий (Чернай), - из петербургской дворянской семьи (чешского происхождения), бывший доброволец Северо-Западной Армии (генерала Юденича); в октябре 1958го он, уже без малого шестидесяти лет от роду, прибыл из США в Южно-Африканский Союз, в город Йоханнесбург, - возглавил местный приход Русской Православной Церкви Заграницей, и стал администратором всех православных приходов РПЦЗ в Южной Африке. Русские православные общины даже в Йоханнесбурге и Кейптауне были очень малочисленны; с 1969 года о. Алексий вынужден был даже работать в представительстве Британской Библейской Миссии, а помещение для молитв русским предоставляла чаще всего местная англиканская церковь. Тем не менее, архимандрит Алексий старался объединить всех прихожан РПЦЗ в Африке к югу от экватора, и Миссия его - действовала.
В начале 1960х русские, принадлежавшие к РПЦЗ, жили в основном в больших городах: в столице Конго, - Леопольдвилле, в Элизабетвилле, в горнорудных центрах Камбов и Камбези. Были русские и во Французском Конго, в Браззавилле, и туда добирался о. Алексий.
В Лепольдвилле, согласно воспоминаниям о. Алексия, - русской общине покровительствовал первый в этих краях православный архиерей, - Кирилл, митрополит Центральной Африки и всего Экватора. Когда приезжал архимандрит-администратор, ему предоставлялся местный кафедральный храм (греческий), и сам митрополит пел на литургии.
На протяжении 1960х выявились наиболее усердные соратники русской Миссии в Конго. Случайно на некоторое время центром русского православия в Конго стал глубинный город Колвези. Там обосновалась русская семья с притягательно историческим именем: горный инженер был граф Владимир Петрович Апраксин и его жена (в браке с 1957 года), графиня Мария Николаевна, урождённая Котляревская.
Отец инжене6ра, граф Петр Николаевич Апраксин, бывший гофмейстер, последний губернатор Тавриды, - с 1945го был председателем Комитета по строительству Храма-памятника Царственных Мучеников в Брюсселе. А отец графини Марии, протоиерей Николай Михайлович Котляревский, виднейший деятель Русской Зарубежной Церкви, был, собственно, идеологом и создателем этого же Храма-Памятника; его супруга, тоже заметна персона в истории становления брюссельского прихода РПЦЗ - матушка Варвара, урождённая графиня Мусина-Пушкина.
В городе Бакванга (провинция Касаи) миссию поддерживала дргуа семья, принадлежавшая к тому же дворянсокму клану - супруги Макаровы. Глеб Глебович Макаров, горный инженер, родом из ярославских дворян, сын уездного предводителя дворянства. Его жена (в браке с 1947 года) - Надежда Петровна, урождённая графиня Апраксина, была сестрой графа Владимира.
Сразу после брака Глеб и Надежда Макаровыы выехали по контракту в Конго, в провинцию Касаи; сначала они жили близ рудника в селении Чикапа, затем перебрались в город Бакванга. В 1960ом в Конго развернулись события, чрезвычайно похожие на очередной коммунистический эксперимент. Год 1960ый, май, - провозглашение независимости Республики Конго; премьер-министр - 35летний Патрис Лумумба, которого открыто поддерживает Москва. В Конго прибыли военные советники из СССР и Чехословакии, - 60 офицеров. Хрущёв лично подарил Лумумбе 10 самолётов транспортных ВВС. Макаровы эвакуировались в Бельгию вместе с большей частью белого населения. Но уже в конце 1960 года Глеб Макаров снова возник в Конго, в город Стэндивилль, и там пережил все катаклизмы местной гражданской войны.
(Есть весьма интересная книга, воспоминания о тех временах, - «Стэнливилль», автор - Патрик Нотомб; в этой книге русский дворянин Макаров  - один из главных героев). В ноябре 1964 года Стэндивилль был освобожден при помощи десанта бельгийских парашютистов, и Глеб Михайлов смог выбраться назад, в Бельгию.
В городе Камбов, (южная провинция Катанга) - Миссию представлял князь Всеволод Владимирович Оболенский, геолог, занимавший видное место в дирекции Юньон Миньер; он жил в Конго очень давно, располагал обширными связями (всего он прослужил в этой стране около 30 лет). Его жена - княгиня Анна Николаевна, урождённая Лермонтова.
В столице колонии, Леопольдвилле, миссию представляли Фёдор Михайлович Михайлов, в прошлом - белый доброволец, поручик Русской Армии, и его жена Елена Алексеевна. Фёдор Михайлов много ле работал начальником отдела текстильной фабрики, и занимал достаточно респектабельное положение. Позже они выехали в ЮАР, и там Фёдор Михайлов долго был старостой Свято-Владимирского храма РПЦЗ, а Елена Михайлова возглавляла сестричество при этом храме.

** Во второй половине 1960х годов в Конго оставалось уже немного иностранцев, тем более - православных. И все бывшие колонии постепенно самыми разными способами выталкивали, вытесняли белое население. Даже в ЮАР, где всё ещё свирепо, вопреки всему миру, удерживало власть белое меньшинство, совсем уменьшилась, сжалась до единиц, русская община. В 1975ом совсем уже престарелый архимандрит Алексий выехал в США. Но именно в эти времена, во второй половине 1970х, слабо высветились, = издали, из Европы, - первые следы влияния русского православия в Конго.
Столица страны, Киншаса, бывший Леопольдвилль: там в 1975 году возникла христианская православная община - поголовно африканская, - которую возглавил некий харизматический проповедник - о. Кталан. И это был уже весьма значительный потенциальный приход, всего около 600 человек. В 1976ом или 1977ом о. Кталан объявил о воссоединении с мировым православием, и - сделал весьма необычный для Чёрной Африки шаг отправил двух юношей в Париж, учиться; они поступили в Свято-Сергиевский Богословский университет (принадлежавший экзархату Константинопольской Церкви, ректором был в то время протопресвитер о. Алексей Князев). К сожалению, об этой общине пока что практически ничего не известно.

Африка, графы Апраксины, Шпионаж, князья Оболенские, Конго Киншаса, князья Долгоруковы, Православие, Марокко, Книга Белая Церковь в Чёрной Африке, Русская Православная Церковь Заграницей, Украина, Белое Движение, Константинопольский Патриархат

Previous post Next post
Up