ПРОТОИЕРЕЙ О. ХРИЗОСТОМ ТШИБАСУ.
** Православную церковь в Конго создавал долгие годы вполне определённый человек - протоиерей о. Хризостом Тшибасу. Известно о нём пока немного.
По рождению он, видимо, католик, по национальность - балуба; ещё в юности он узнал о Восточной Церкви. В 1972 году о. Хризостом стал священником Александрийской Православной Церкви. Родной город о. Хризостома - Кананга, столица провинции Лулуа.
Весь Александрийский Патриархат, очень тесно сообщавшийся с Патриархатом Московским, был в те годы под сильным воздействием со стороны СССР; и страна Заир (нынешняя ДРК) была всегда в средоточии советского влияния в Африке. На протяжении 18 лет о. Хризостом действовал в Кананге и по всей земле Касаи как православный миссионер, и - весьма успешно; ему удалось обратить в православие тысячи конголезцев.
В 1990ом о. Хризостом усомнился в том, что Александрийская Церковь достаточно строго придерживается канонов. Прежде всего его смутило примирительное отношения Патриархата Африки к новому календарю: то, что официальные документы и даже календари использовали двойные даты. Хризостом углубился в исследования и выявил множество отступлений АПЦ от канонов, а также - явную приверженность экуменизму.
В 1991 году священник о. Хризостов Тшибасу вышел из-под омофора Александрийского Патриархата. Вслед за мятежным протоиереем в поисках праведных епископов двинулись по дороге спиритуальнх странствий несколько священников и сотни прихожан.
В этом же году о. Хризостом отыскал новую юрисдикцию: это были греческие старостильники, Истинно-Православная Ц Греции, - одна из многих; так называемый Синод Противостояния, или киприанитский.
Возникла ещё одно течение православного старостильничества - конголезское. Под омофором киприанитского Синода православные приходы о. Хризостома пребывали пятнадцать лет.
СИНОД ПРОТИВОСТОЯЩИХ.
Официальное название этой иерархии - Православная Церковь отеческого церковного календаря Греции, или Греческая Православная Церковь - Святейший Синод противостоящих (греч. Ιεράς Συνόδου των Ενισταμένων).
С 1937 года старостильная Церковь в Греции постоянно дробилась, образуя всё новые и новые Синоды, каждый из которых объявлял себя единственно каноническим; всего до сих пор было около двадцати расколов греческих старостильников (обычно упоминается о шестнадцати схизматических взрывов внутри ИПХ, но за ними трудно уследить). . В 2000х насчитывалось 10 старостильных иерархий, каждая из которых именовала себя - Истинно-Православная Церковь Греции.
В апреле 1985 года: два старостильных иерарха, - грек Киприан (Куцумбас), митрополит Оропоса и Фили, и итальянец Иоанн (Баскио), митрополит Сицилии, - отошли от Церкви ИПХ Греции, вышли из «каллистовского» Синода, который возглавлял Каллист, митрополит Коринфский.
Так возник Синод Противостоящих. Его предводитель, идеолог и организатор, - митрополит Киприан, - весьма харизматичный проповедник, издавна известный писатель-богослов, доктор теологии, (в Греции он был привлёк внимание с 1961 года, - когда, в возрасте 26 лет, создал и возглавил собственный монастырь - во имя св. Киприана и св. Иустины, в городке Фили, в Аттике. Эта обитель стала штаб-квартирой Синода Противостоящих.
Этот Синод, - несмотря на грозное название, - всегда бл известен как самое мягкое, примирительное, стремящееся к диалогу течение старостильников; Противостоящие признавали все таинства новостильных православных Церквей, и принимали через покаяние (тогда как все прочие ИПХ Греции настаивают, что новостильники и те, кто с ними в церковном общении, экуменисты, - некрещёные, и заново их перекрещивают). Вообще новостильники допускаются ко всем таинствам в храмах Синода Противостоящих.
Все прочие старостильные Церкви крайне сурово относятся к киприанитскому Синоду; считается, что он наиболее близок к мировому кругу экуменима. Зато к Синоду Киприана в 1990х доброжелательно, хотя и сдержанно, относилась Московская Патриархия. В каноническом общении с СП пребывала в Русская Православная Церковь Заграницей.
Только в 2003ем произошло решительное расторжение всех связей Синода Противостоящих - с Россией.
Внезапно эта небольшое греческое сообщество оказалось в раскалённом эпицентре большой политики, - и даже войны, - на южной российской границе. Причиной тому стала маленькая непризнанная Республика Южная Осетия (Алания), - страна, для которой греческий Синод Противостоящих внезапно стал важнейшим фактором прорыва в независимости.
С 1991го, с начала затяжной войны, Республика Южная Осетия перервала все сношения с Грузией, и Грузинская Церковь прекратила окормлять южно-осетинские приходы; на протяжении многих лет маленькие южно-осетинские православные приходы вели переговоры с Московской Патриархией, но Москва вежливо, но определённо отказывалась принять ЮО в свою юрисдикцию - ибо принцип канонической территории оставался незыблемым, и РПЦ не желала нарушать приоритета Грузинской Церкви.
С 1992 года большая часть осетисникх православных христиан присоединилась к РПЦЗ, и с 2000 года было создано Аланское благочиние Зарубежной Церкви; его возглавил местный подвижник, чтимый по всей стране, восстановивший - архимандрит Георгий (Пухатэ).
Но именно в эти годы Зарубежная Церковь начала своё движение к ед инению с МП, и аланская община весьма осложняла и бех того зыбкую конструкцию, выстраиваемую на переговорах. Под давлением со всех сторон архимандрит Георгий отправился в Грецию, и привёл свои приходы в юрисдикцию Синода Противостоящих. 20 ноября 2005 года греческие епископы в в монастыре святых Киприана и Иустинии в городе Фили рукоположили архимандрита Георгия в сан епископа Алании.
С этого времени Синод Противостоящих действительно вступил в жёсткое противостояние - с громадой МП РПЦ.
Через две недели после рукоположения епископа Алании сам Синод, - ан опережение, - прервал отношения с РПЦЗ, - как стремящейся к каноническому единению с МП.
СИНОД ПРОТИВОСТОЯЩИХ В КОНГО.
С первых же месяцев существования Синода противостоящих, выяснилось, что Африка - это едва ли не главное направление приложения сил иерархов из городка Фили.
В 1986ом уже Синодом митрополита Киприана был рукоположен африканец Нифонт (Кигунду), - как епископ Найроби, для старостильников Кении; правда, он был отлучён уже через год. Но в 2004ом в Кении оставалось 15 приходов, верных Синоду, и ещё - три в Уганде, по одному - в Конго-Браззавиле и ЮАР.
И - Демократическая Республика Конго, бывший Заир: здесь паства отдалённого греческого Синода была - огромна. В 2000х годах она в несколько раз превышала всю остальную паству Синода Противостоящих по всему миру.
Точная численность исповедников старостильного Греческого Православия в землях Касаи неведома. В начале 2000х о. Хризостом возглавлял уже более 50 приходов, почти все они были - в недрах страны, вдали от дорог и городов.
В 2004 году сайт Синода Противостоящих сообщал, что в Конго митрополит Киприан Куцумбас мог считать в своём подчинении 110 старостильных приходов; там - 35 000 прихожан, и только 15 священников. Всю эту обширную общину возглавлял о. Хризостом Тшибасу, синодальный администратор.
Через два года, как писал арх. Григорий Абу Ассаль, - а сведения ему, кажется, непосредственно сообщил о. Хризостом, - паства в Канаге, провинции Лулуа и в других регионах Касаи составляла около 9 000 прихожан. Их окормлял сам Хризостом и 13 подчинённых ему священников.
Как сообщал арх. Григорий, в других провинциях Конго оставалось ещё около 10 000 православных, подчинённых киприанитскому Синоду ИПЦ Греции. Почти все они оставались без священников.
На 2010-11 годы в Конго-Киншаса оставалось 16 приходов, верных Синоду Противостоящих. В 2012 году с сайта Синода Противостоящих исчезли какие-либо упоминания о Конго.