УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ: ДОРОГА В КОНСТАНТИНОПОЛЬ. (3)

Feb 17, 2013 15:22

** Итак, в УАПЦ уже осенью 2000 года возникла прямая угроза «константинопольского раскола»; и - действительно, раскол произошёл весной 2003 года.
Непосредственно перед этими событиями, - в декабре 2002го-январе 2003го, - архиеп. Игорь побывал в Египте, куда его пригласил епископ Гавриил (Коптская Церковь). Аудиенцию украинскому архиерею дал Пётр VII Папа-Патриарх Александрийский и Всей Африки. В связи с этим в СМИ появились даже обеспокоенные сообщения о возможности перехода УАПЦ в «африканскую юрисдикцию».
Уже 18 февраля 2003 года митрополит Мефодий издал указ, согласно которому архиеп. Игорь отстранялся от евхаристического общения с паствой вплоть до покаяния.
Архиепископ Игорь вскоре перешёл в наступление: 3 марта своим указом он объявил, что выходит из-под архипастырского окормления митр. Мефодия, поскольку тот отверг духовную опеку Предстоятеля американской Церкви, и тем самым разрушил полноту и единство паствы и духовенства. В своём указе архиеп. Игорь сообщил, что истинными архиереями УАПЦ, по его убеждению, отныне остаются митр. Андрей Ивано-Франковский и архиеп. Макарий Львовский. Остальные архиереи УАПЦ более не являются членами иерархии.
20 апреля митр. Мефодий созвал по этому поводу Архиерейский Собор, его решение бло предопределено, казалось; но больше месяца вердикт не оглашался. Видимо, мятежного архиепискова пытались усмирить. Наконец, 15 мая 2003 года митр. Мефодий подписал указ, которым архиеп. Игорь был исключён из числа архиереев УАПЦ.7 июля 2003 года архиеп. Игорь объявил, что он сам и вместе с ним 16 приходов Харьковско-Полтавской епархии покидают УАПЦ; была объявлена церковная автономия епархии. Духовным опекуном и Первоиерархом этой епархии был провозглашён Константин (Баган), митрополит Иринопольский, то есть открыто декларирована привеженность Константинопольскому Патриархату.

С 2006 года была создана Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновленная), обычно именуется - Харьковско-Полтавская епархия Украинской Автокефальной Православной Церкви; архиеп. Игорь был избран её Предстоятелем."Своим духовным главой считает главу Украинской Православной Церкви в США, находящейся в юрисдикции Константинопольского Патриархата ... Устав Харьковско-Полтавской епархии заявляет о признании «особого духовного авторитета» Вселенского Патриарха, имя которого возносится за богослужением".
При этом УАПЦ (о) не признаёт факта раскола, а считает себя частью УАПЦ, отвергающей возглавление митр. Мефодия.

** В 2005ом Украину возглавил Президент Виктор Ющенко, - человек, который всегда манифестовал себя в качестве православного христианина, и, кажется, вполне искренне; он был прихожанином Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, и на протяжении всего своего правления стремился к созданию единой Украинской Церкви. Для объединения украинского православия в одну иерархию он использовал и политические возможности.
В 2005 - 2007 годах Виктор Ющенко открыто оказывал поддержку УПЦ КП, во главе которой стоял престарелый Патриарх Филарет (Денисенко). В эти годы УАПЦ откровенно вытеснялась, и епископы Киевского Патриархата сумели, при содействии администрации, отобрать многие исторческие храмы у УАПЦ и друх православных деноминаций. К исходу 2007го стало ясно, что никакого слияния не предвилится, противостояние между тремя основными ветвями Православия в Украине даже усилилось.
Тогда и Ющенко оратился к константинопольскому проекту. По официальному приглашению Президента с 25 по 27 июля 2008 года в Киеве пребывал Варфоломей I, Патриарх Константинопольский.
Архиепископ Иоанн (Модзалевский) писал: «Президент не стал первооткрывателем «константинопольской темы». К Константинополю апеллировали и предыдущие главы государства - Кравчук и Кучма. Однако именно Ющенко сделал на Фанар главную ставку в решении украинского церковного вопроса. Вселенского Патриарха встречали в Киеве в формате, приличествующем встрече главы государства. Визит сопровождала масштабная пиар-компания в Украине и за рубежом. Но, невзирая на ожидания президента, визит Вселенского Патриарха не привел к вхождению в состав Константинопольского патриархата независимых от Москвы церковных юрисдикций Украины. И если для автокефальных юрисдикций, особенно для УАПЦ, визит Святейшего патриарха Варфоломея стал одним из важных этапов в их диалоге со вселенским православием, то для В. Ющенко отсутствие оперативного результата в диалоге с Фанаром стало еще одним масштабным политическим поражением. Проект объединенной поместной Церкви рассматривался президентом и его командой как один из знаковых для его будущей кампании «Ющенко объединил Церковь». Однако в церковной сфере президенту повезло не многим более, чем во всех остальных».

** С 2000 года времени УАПЦ считает свой статус неопределённым и пребывает в ожидании присоединения к Константинопольскому Патриархату. С 2006 года создана комиссия по объединению УАПЦ и УПЦА (КП).
28-30 августа 2009 года Синод УАПЦ объявил о намерении присоединится к Константинопольскому Патриархату на правах автономии.
В первые дни октября 2009 года для переговоров с митр. Мефодием в Киев прибыло посольство Константинопольского Патриарха. Во время этих переговоров с позиций канонического права) было признано, что вступление УАПЦ под омофор Константинополя теоретически возможно, и препятствием тому служит именно церковно-политическая ситуация.
16 июля 2010 года Архиерейский Собор УАПЦ принял одностороннее решение: для всех храмов УАПЦ обязательно поминовение Константинопольского Патриарха на литургиях.

** Архиеп. Игорь (Исиченко) остаётся самым радикальным сторонником возвращения УАПЦ под омофор Константинопольского Патриарха. Согласно его концепции, УАПЦ с 1942 года всегда непрерывно оставалась и в настоящее остаётся автокефалией под омофором Вселенского Патриарха. Она нуждается только в подтверждении этого статуса, чему мешают обстоятельства политического и административного, а не канонического характера.
Например, 14 марта 2012 года, в своём докладе на ХХІІ епархиальном соборе Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ(о), архиеп. Игорь заявил: " что, с точки зрения государственного законодательства Украины, Харьковско-Полтавская епархия действует как независимое религиозное объединение, подчиняясь только своему собору и епархиальному архиерею. А с позиций канонического права, по его словам, Харьковско-Полтавская епархия от 27 июля 1942 г. "является лишь частью УАПЦ", которая сегодня возглавляется митрополитом Константином (Баганом) и входит в юрисдикцию Константинопольского патриархата".

** Преобладающее большинство упоминаний УАПЦ в Рунете сопровождается определением "неканоническая", "непризнанная"; но это только на первый взгляд кажется доказанной аксиомой. Неканоничность УАПЦ - это официальная позиция МП РПЦ; но есть все основания полагать, что это, скорее, - пропагандистское, манифестационное, так сказать, листовочное заявление. Дело в том, что дискуссия по этому поводу продолжается и даже нарастает. И юрисдикция, за которой остаётся в данном споре решающее слово, - вселенский Патриархат. и иерархии других Православных Церквей, находящихся в литургическом общении с МП РПЦ, далеко не всегда разделяют эту точку зрения. Чаще всего православные канонисты за пределами России просто уклоняются от участия в обсуждении слишком запутанной экклесиологической проблемы Украинской Автокефалии.
Главное препятствие на пути к признанию УАПЦ - это сопротивление МП РПЦ, по сути, ультимативное.
Константинопольский Патриархат чрезвычайно лояльно относится к вопросу адаптации УАПЦ. До сих пор не было ни одного официального документа за подписью Вселенского Патриарха, который бы содержал отчётливый отказ в воссоединении УАПЦ. При этом подобные акты вполне возможны и, по необходимости, употребляются. Так, например, в 2004 году КП безусловно отказал в признании УАПЦ-канонической (Предстоятель - митр. Моисей (Кулик)).
Даже в строгих параметрах мировоззрения МП РПЦ определение УАПЦ как непризнанной и неканонической - формально неправильно. Более точное определение - суть: УАПЦ - это Церковь, почитающая себя автокефалией под омофором Константинопольского Патриархата пребывающая в ожидании канонического признания".

Египет, Греция, Африка, Актуальный бонапартизм, Православие, Александрийский Патриархат, Современная Украина, Копты, Украина, Современное Православие, Константинопольский Патриархат

Previous post Next post
Up