1. Мюрат: для российского читателя фигура, в общем, простая и отчётливая, - соответственно его по-солдатски краткому, двусложному имени. Маршал Франции, кавалерист - точнее, прежде всего кавалерист; сын крестьянина, зять Наполеона. Это - почти всё.
Эта простота поддержана согласным хором современников, на первый взгляд. Наиболее авторитетный свидетель наполеоновской эпохи, - сам Наполеон, - отзывается о Мюрат именно так: надменно упрощая.
На самом деле - конечно, - всё намного сложнее.
2. Мюрат - один из героев Большой Истории, чья биография - не расстилается на всеобщее обозрение, как батальное полотно. А - спускается вниз, постепенно, - уступами, или ступенями, - всё глубже, в тень, в шёпот. Как лестница, ведущая в подземелье.
Жоашен Мюрат, Крестьянский Сын, Кавалерист-Маршал - это первая ступень, щедро освещённая. Следующая - уже (по крайней мере в России) - намного тенистее, недоступнее: Мюрат-Король, Gioacchino Napoleone, per grazia di Dio e per la Costituzione delloStato, Re delle Due Sicilie (Джоаккино Наполеоне, милостью Бога и по Конституции Государства, Король Обеих Сицилий). Ещё шаг - и совсем уже сумеречное пространство: Мюрат как политик, дипломат, амбициозный геополитический прожектёр. А есть ещё ступени, уводящие всё глубже.
Совсем неведом - следующий образ: оккультный Мюрат; франк-масон, карбонарий, стоявший во главе - и у истоков, - тайных ассоциаций Европы. Об этом по-русски пока что - ни одной статьи, справки даже нет. И на французском свидетельства об это ступени биографии короля Джоакино - найти не так просто. О настоящем исследовании пока речи нет. Здесь я, может помещу только сухой набросок жизнеописания Мюрата как масона. Конечно, я чувствую. Что несколько тороплюсь с публикацией, но - что делать, слишком уж требовательно пустота зияет - на данном направлении мюратианы.
3. В ряды Вольных Каменщиков дивизионный генерал Жоашен Мюрат, Главнокомандующий Южной Армией и оккупационными силами в Королевстве Обеих Сицилий, (Commandant l'armée d'observation du Midi et les troupes stationnés) - был принят ( институирован, по терминологии того времени) в братство Вольных Каменщиков в Милане, в последнюю неделю 1801 года, - точнее, 26 декабря. Его приняла в свои ряды французская походная ложа Счастливой Встречи (la Loge "L'Heureuse Rencontre").
Ложа эта - судя по всему, насквозь воинская, более того - генеральская. Масонский ареопаг военных вождей Республики. Например, известно: к ней принадлежал, например, морской министр Франции - адмирал Этьен Эсташ Брюи ( Étienne Eustache Bruix; (1759 + 1805). Он умер 4 апреля 1805го, в Булони, а в мае того же года ложа Счастливой встречи устроила в Бресте особую церемонию в память адмирала.
За два месяца до его кончины Мюрат получил символический пост - Великого Адмирала Франции.
Видимо, вскоре после коронации Наполеона, (март 1804го), - возникла элитная ложа в Париже - "Наполеон". В неё вступил и Мюрат.
4. Время наивысшего восхождения Мюрата в иерархии Масоннерии Европы - год 1805ый. За год до того, по желанию Наполеона, его старший брат принц Жозеф возглавил Великий Восток Франции.
5 апреля 1805 года Великий Восток Франции даровал Мюрату пост Grand Maitre Adjoint du Grand Orient de France - то есть заместитель Великого Магистра.
30 сентября того же года он принял должность Premier Grand Surveillant, Первого Великого Надзирателя.
5. В это же время оживилась масоннерия во второй монархии Наполеона - в Королевстве Италия. 16 марта 1805 в Милане создан il Supremo Consiglio d'Italia del Rito scozzese antico ed accettato, Верховный Совет древнего и принятого шотландского ритуала. Его возглавил француз, недавний эмигрант, - Александр Франсуа Огюст де Грасс граф де Тилли (Alexandre François Auguste de Grasse Tilly). Это был масон, принявший достаточно высокое посвящение в Северо-Американских Соединённых Штатах; полномочия ему дал Верховный Совет Чарлстона (первый в мире Совет древнего и принятого шотландского ритуала). Совет объявил, что намерен работать на двух языках - на итальянском и на французском.
За год до этого во Франции соединились две основные масонские системы - Великий Восток Франции и Великая ложа древнего принятого Шотландского ритуала. В июне 1895го слияние произошло и в Италии.
20 июня 1805го был учреждён Il Grande Oriente d'Italia, Великий Восток Италии; на севере, в Милане; в столице новорожденного Королевства Италия. В него вошли в основном масоны из древне-шотландского Верховного Совета.
Символом Великого Востока Италии стал двуглавый орёл (в точности повторяющий один из главных вариантов российского герба).
(Это наследие наполеоновской эпохи - национальное масонское правительство Италии существует до сих пор, сейчас оно известно как Палаццо Джустиниани (Grande Oriente d'Italia - Palazzo Giustiniani), по месту собраний - старинному дворцу в Риме, на улице via della Dogana Vecchia).
Во главе масонов Италии встали два француза, пасынок Императора зять Наполеона. Гранде Ориенте возглавил принц Эжен де Богарнэ, вице-король Итали; видимо, в знак подчинения Великому Востоку Франции, он не наименовался Великий магистром, а принял титул - Суверенный Великий Комнадор, Sovrano gran commendatore. А принц Мюрат (il principe Gioacchino Murat) получил титул Великого Канцлера, Gran cancelliere.
Таким образом, Мюрат стал вторым по рангу лицом в масонской иерархии Франции и в иерархии Италии тоже. Впрочем, это - только регалии. Подлинное влияние Мюрата в масонских кругах Франции было не так уж велико.
На самом деле Великим Востоком Франции достаточно твёрдо руководил Президент Сената, Принц-Архиканцлер - Жан-Жак де Камбасерес (ведущий юрист и в какой-то степени - главный идеолог Империи, создатель Кодекса Наполеона).
6. В том же 1805 году Мюрат, уже как Досточтимый Мастер (Венерабль) возглавил собственную ложу - Голубки, de "La Colombe".
Скоро он переименовал её в ложу Святой Каролины, une loge de "Sainte-Caroline", - в честь своей жены. Принцесса Каролина Мюрат, сестра Императора, превратилась в своего рода живой палладиум этой ложи. Чаще всего, даже в официальных масонских документах, эту ложу стали именовать просто - ложа Каролины. Голубка осталась эмблемой эой ложи. Сама принцесса приняла посвящение на женском собрании этой ложи. Вполне вероятно, что это был её собственный проект, и именно она руководила это ложей на самом деле. Это была чрезвычайно престижная ложа, созданная для приятежния масонов из наивысшего света.
В Ложе Каролины не было преград для дам, - что было возможно только под влиянием сестры Наполеона. Известно, что к этой ложе принадлежали достаточно видные персоны: дивизионный генерал Пьер Брюно Дарю (Pierre-Antoine-Noël-Mathieu Daru, с 1805го - член Государственного Совета; с 1806 года - Генерал-квартирмейстер войск в Пруссии, в 1809 году - в то же должности на оккупированных территориях Австрийской Империи; занимал ту же должность в покорённой Австрии.
Благодаря Дарю, в эту весьма престижную ложу вступил в 1806 году его кузен - 23летний Анри Бейль, недавний драгунский су-лейтенант, с 1805го - военный чиновник интендантства. Позже он прославился как Стендаль.
Также в ложе Каролины состоял молодой медик Гийо́м Дюпюитрен (Guillaume Dupuytren) ( 1777 + 1835), с 1803го - второй хирург в Отель-Дьё, с 1812 года - заведующий кафедрой оперативной хирургии медицинского факультета Парижского университета. Уже в то время ему пророчили славу лучшего хирурга Франции.
Видимо, в ложе Каролины состоял журналист и мелкий адвокат Тома Жозеф Шарль Кэньяр де Майи (Thomas-Joseph-Charles Caignart de Mailly) (1761 + 1823), депутат Великого Востока Франции, Венерабль ложи la Constance Couronnee, созданной в 1806 году. Он был знаменит в то время - как масонский поэт, автор огромного количества масонских гимнов и кантов. Он сочинил текст для застольной песни (cantique) этой ложи - «Dans Caroline»). Эта песня исполнялась хором, под аккомпанемент фортепьяно (на музыку её положил некий M. Karr, professeur de musique).
Как и другие ложи в стиле XVIII века (та же Candeur), Сент-Каролин была также имела статус Материнской ложи (une Loge d'Adoption), о чём сообщает в Томе II de l'Histoire de la Franc-maconnerie francaise de Pierre Chevallier (Fayard, 1974, p. 91). Sainte-Caroline раз в году проводила работы по институции,ses travaux d'adoption. При церемониях соблюдались все самые утончённые правила придворного этикета.
Праздненства ложи Каролины, fetes d'adoption - скоро это событие стало одним из наиболее зщначимых в Париже - туда стремились попасть все представители высшего общества. Каролина старалась привлечь в ряды ложи носителей самых громких имён старой Франции. На fete d'adoption 4 марта 1807 года председательствовала Mme de Vaudemont - то есть Луиза де Монморанси-Лоньи принцесса де Водемон. (Louise de Montmorency-Logny (1763-1832). Её муж, Жозеф Мари де Лоррэн-Брионн принц де Водемон (Joseph Marie de Lorraine-Brionne, prince of Vaudemont) (1759-1812) был последним отпрыском угасающей младшей линии Лотарингского Дома (а старшая ветвь Лотарингов пребывала на троне Австрийской Империи).
На этих праздниках присутствовал сам Принц-Архиканцлер Жан Жак Камбасерес (с 1808го герцог де Парм) Cambaceres prince-archichancelier и сопровождавший его сенатор граф Мищель Луи Реньо де Сен-Жан дАнжели (1760 + 1819) (comte Regnaud de Saint-Jean d'Angely), известный публицист.
В знаменитом масонском сборнике того времени - "des Annales maconniques de Caillot" (1808), на страницах 67-69 помещено Посвящение принцессе Каролине: "«HOMMAGE A S. A. S. la Princesse CAROLINE, dont la Loge de la Colombe a pris le nom. Sous les auspices de son auguste epoux, S. A. S. le grand duc de Berg, grand Amiral de France, Venerable de la Loge de Caroline".В качестве эмблемы принцессы обозначен бутон Розы - Bouton de Rose.
7. 27 октября 1809 года, в пятнадцатый месяц своего правления, Мюрат - уже Джоакино Наполеоне, король Обеих Сицилий, - создал Grand Orient du royaume de Naples, Великий Восток Неаполитанского Королевства, и был единогласно избран на пост Великого Магистра. То есть - он сделал то, на что не решился Эжен де Богарнэ.
Королева Каролина стала Великой Магистрессой Материнских лож ( Grande Maitresse des Loges d'adoption du Royaume de Naples et des Deux-Siciles).
Даже в наполеоновские времена короли нечасто решались на такой откровенный шаг, тем более это было опасно в столь свирепо католической стране как материковая Сицилия, окончание апеннинского сапога. Видимо, Мюрат действительно был увлечён масонской стихией. Предшественник Мюрата в Неаполе, король Джузеппе Наполеоне, - то есть Жозеф Бонапарт, бывший Великий Магистр Великого Востока Франции, - даже не пробовал создать масонское правительство в своём королевстве. Это тоже следует отметить.
До крушения весной 1815 года король Джоакино и королева Каролина сохраняли за собой эти посты. В правительстве Мюрата возник свой Камбасерес, также - главный юрист королества (и наиболее влиятельный из членов правительства, его влияние распостранялосьдалеко за пределы официальных полномочий): это был министр внутренних дел (ministro dell'interno) - граф Джузеппе Дзурло (Giuseppe Zurlo (1759 + 1828), Достаточно часто граф Дзурло фактически руководил работой правительства. Он провёл радикальные реформы в области юстиции. Граф Дзурло, происходивший из древнего рода из провинции Молизе, был посвящён в масоны шотландского древнего ритуала ещё в 1784 году, и долгие годы был Шотландским мастером ложи Ла Витториа. (Maestro Scozzese dell’aristocratica loggia "La Vittoria").
Другой виднейший масон на службе Мюрата - дивизионный генерал Джузеппе Леки Giuseppe (Joseph) Lechi ( 1766 + 1836 ), барон Французской Империи - друг и давний соратник Мюрата. В 1810ом он вернулся из Испании (где отлично повоевал в войсках короля Хосе Наполеона Испанского, покорил Барселону и всю Каталонию), и был направлен Наполеоном к Мюрату; в 1812ом генерал Леки командовал дивизией Итальянской гвардии в Корпусе Эжена де Богарнэ, но потом вернулся к Мюрату. В январе 1814 года по приказу Мюрата Леки захватил Тоскану и стало там военным губернатором. Когда весной 1815го Джоакино двинул свои войска на зарвевание всей Италии, генерал Леки был его главным сподвижником. В сражении при Толентино (2-3 мая) он был ранен в руку, а потом 3 года провёл в австрийской тюрьме в Любляне.
Вне всякого сомнения масоном был и барон Антонио Магелла, загадочный генуэзец (по своему влиянию и зловещим слухам) - исполнитель секретных поручений короля Джоакино; с 1808го он - префект полиции Неаполя, с 1813го - министр полиции королевства Обеих Сицилий.
Через Магеллу вольные каменщики протягивали руку вольным угольщикам: тонкая, но прочная нить связывала Великий Восток Обеих Сицилий - и ещё более тёмную, молчаливую, стихийную силу: тайное сообщества Карбонэрия.
8. После гибели Мюрата Великий Восток Обеих Сицилий распался, и масоны в этом королевстве оказались на положении подполья.Почти так же дело обстотло и в северной Италии, там Великий Восток тоже был упразднён. Восстановление il Grande Oriente italiano произошло только в октябре 1859 года.
В это же время снова имя Мюрат сияло на вершине Масоннерии: в 1852ом, через 37 лет после гибели Великого Магистра Великого Востока Обеих Сицилий и Великого Надзирателя Великого Востока Франции - его сын, принц Люсьен Мюрат де Понте-Корво (1803 + 1878) был избран на пост Великого Магистра Великого Востока Франции. И продержался на этом невидимом троне - до 1862го. Он так и не смог вернуть себе отцовскую корону (хотя всерьёз к этому стремился), но в масонской иерархии взобрался на самую вершину и превзошёл своего знаменитого отца.