Итак, клуб
"Другой Бой" родился. Хотя это и не совсем так, ведь формально клуб существует уже два-три года. За это время мы успели набить себе шишки в боях, поработать над ошибками, что-то понять, многое проверить и перепроверить. Кое-где даже пролилась кровь. Но больше всего мы думали. Над тем, что творится вокруг нас, тем, что внутри и той трудно уловимой чертой, на которой сознание встречается с внешним миром. Мы думали о себе.
Нас часто спрашивают, как файт связывается с мышлением и кто же мы больше - бойцы или философы? И лично у меня на этот вопрос есть одно очевидное объяснение. Чем бы ни занимался человек, писал ли романы, слушал ли музыку, починял ли батареи или учил других, у него всегда есть возможность осознавать свою деятельность, себя в этой деятельности и вообще любую ситуацию, в которой он оказался. Даже умирая, у человека остаётся возможность подумать над этим процессом, а значит что-то ещё понять про себя. Ну, а я люблю заниматься боем и осознавать самого себя, отталкиваясь именно от него. Ведь уже одно то, что многих привлекает тема, в которой один человек учится причинять увечья другому, то, что многими это не воспринимается, как что-то отвратительное и недостойное мыслящего человека, и то, что такую агрессивную деятельность многие назвали искусством и связали с духовным поиском, уже одно это парадоксально и непостижимо на первый взгляд. Нужен второй и третий. Хочется разобраться.
Часто говорят, что искусство боя - это пот, преодоление страхов, терпение боли и работа, работа, работа. Ну, а я полагаю, что всё начинается с сознания и именно его работы. Понимаете, человека можно, конечно, погрузить в файт и работу на износ, но он всё равно будет либо осмысленно это делать, либо нет. И многие объяснения, зачем нужно заниматься боем, мне видятся слабо продуманными. В самом деле, для чего вообще практиковать файт, если вы не зарабатываете деньги на ринге или не живёте в опасной среде, где день за днём сталкиваетесь с угрозой своей жизни. Зачем драка нужна нормальному человеку, который живёт в благости и предпочитает обращать внимание на прекрасное, а не на кровь и непонятный ему экстрим. Большинство занимающихся искусством боя хватаются за клишированные объяснения своих занятий файтом, мол, нужно уметь постоять за себя и своих близких, или, вообще что ты за мужик, если не умеешь драться. Но обычно этим прикрывают банальные желания власти над другими людьми, славы, добытой в боях, признания своих достижений и возвеличивания себя в собственных глазах. Не все, разумеется, но чаще всего происходит именно так. Человек хочет знать, что чего-то стоит в этой жизни и... собственно, всё. Но признаться самому себе в этом не получается, потому что тебя уже хлопают по плечу в знак одобрения или вручают какой-нибудь приз за заслуги. Да и как признаться, если на это элементарно нет времени, ведь постоянно вкалываешь в поте лица. Как появится ясность, если вместо процесса исследования и размышления у тебя лишь мёртвые убеждения в том, что ты прав. Чрезмерная серьёзность по отношению к себе губительна для сознания, потому что оно в этом случае уже несвободно.
Поверьте, можно заниматься боем и иначе. По-другому. И пробовать осознать свой страх, свою боль, ненависть и отчаяние прежде, чем преодолевать их. А также попытаться осознать саму суть процесса преодоления. Любая осознанная деятельность, на мой взгляд, прежде всего, должна что-то развивать в сознании, а уже потом в деятельности. Ведь и ситуации, где внезапно понадобятся навыки бойца, возникнут несколько раз за жизнь, а у некоторых вообще никогда. При этом, мы, каждый раз открывая рот, пробуем выразить свои мысли. От своего сознания мы неотделимы, тогда как к любой форме деятельности мы всего лишь обращаемся за помощью время от времени. Если чему и работать постоянно, так это сознанию. Парадокс, но если мастер много умеет снаружи, но мало внутри, то этот дефект гораздо заметнее. Когда тот, кто достиг в своём деле больших высот, громогласно начинает нести чепуху, понимаешь, что он, возможно, научился делу, но ничему не научился у своего дела. И именно это останавливает от того, чтобы пойти к такому мастеру в ученики.
Мне, как и многим, не нравится часто навязываемый милитаризм в боевых искусствах. Начиная с атрибутики в виде камуфляжных штанов и военных ботинок, заканчивая самим инструктором, орущим на тебя о том, чтобы не сдавался и боролся до конца. Словно бы сама причастность к армии уже указывает на то, что такие люди больше других понимают толк в сражении. Но, простите, что может армия, когда речь идёт о моих собственных глубинных пониманиях злости, ненависти, агрессии, насилия. Мне и только мне разбираться с вопросами жизни и смерти. Армейский подход основан на психологии. На искусственном вмешательстве в мои ощущения. Никто не собирается мне что-то объяснять, потому что армии не нужно, чтобы я что-то понял. Ей нужен солдат. Боевая единица. Поэтому проверенными столетиями способом из меня вытаскивают мои привычные представления о реальности, в которой я смеюсь, плачу, страдаю, сомневаюсь и вечно что-то ищу. Вместо этого в меня вколачивают восприятие мира, в котором я должен выполнять определённые функции. Иначе - смерть. Для войны, в самом непосредственном смысле этого слова, такой способ приносит плоды, в виде мальчишек со сломанной психикой. С этим всё ясно. Кто беспокоится о душе, когда задницу спасать нужно. Я и сам другого способа не знаю. Но ведь некоторые действительно выживают на войне. И возвращаются в мир без войны с новым восприятием реальности. И что изменилось? А ничего. Кроме того, что раньше он бы тварью дрожащей, а теперь он тварь, которая думает, что имеет право. Например на то, чтобы ответственно заявить тебе в глаза, что ничего-то ты о смерти не знаешь. И это ещё будет самое безобидное из его глупостей. Моё частное мнение заключается, в том, что всегда будет разница между тем, кого перестроили и тем, кто изменился сам. Лично я хочу сражаться, осознавая что-то о сражении и себе в нём, а не потому что меня настроили на такую волну. Я хочу оставить себе простор для сомнений и дальнейших размышлений. Потому что именно в этом я вижу жизнь для себя. Мне нужны сомнения, чтобы понимать дальше и больше.
Может именно поэтому я люблю преподавать слабым. И тем, от кого отворачиваются другие школы и тем, кто сам себя начинает поедом есть. Да, я понимаю, что большинство из них никогда в файте не достигнут никаких серьёзных высот. Но, во-первых, это только то, что касается внешней стороны вопроса, потому что осознав свою слабость такой парень может начинать осознавать и силу. Он начинает думать свободнее, а это означает, что сама практика боевого искусства очень многое изменила в нём самом. А во-вторых, потому что слабому человеку легче принять свою слабость, чем сильным. Сильный человек настолько привыкает искоренять в себе слабости, что не может понять, насколько эти слабости ему необходимы, чтобы поддерживалась сама возможность борьбы. А ведь именно в этой внутренней борьбе происходит всё самое интересное для сознания. Тех, кто хочет быть однозначными победителями, а ведь многие и становятся ими, таких всего лишь хочется похвалить. Молодцы! Это очень круто! Но скучно...
Одним словом, лично для меня мало ценности в том, что хорошо сделано снаружи, но ничего не сделано внутри. А вот тех, кто помогает для того, чтобы это "внутри" развивалось, лично я практически не встречал. Особенно в теме файта. Именно поэтому родился такой проект, как
"Другой Бой". И я, как соавтор, приглашаю вас к нам. Может статься, мы окажемся нужны друг другу.