Открытое письмо Благотворительного фонда «Большие сердца» в связи с ситуацией в Хабаровске

Nov 19, 2015 18:35


Открытое письмо Общероссийского Благотворительного фонда помощи животным «Большие сердца» в связи с ситуацией, связанной с изменениями в законодательстве о животных Хабаровского края

В последние недели в Хабаровском крае разгорелась общественная дискуссия, связанная с недавним внесением изменений в закон края о безнадзорных животных, предусматривающих введение эвтаназии.  Это нововведение вызвало резкую реакцию со стороны зоозащитников, которые восприняли его как угрозу немедленного умерщвления практически всех бездомных животных с применением жестоких методов. В противовес зоозащитники требуют запрета усыпления и введения в крае программы стерилизации бездомных животных с последующим выпуском их обратно («метод ОСВ»). В свою очередь, реагируя на эти требования, краевое управление ветеринарии в своих официальных ответах помимо прочего  упоминает   об неэффективности этого метода, кратко ссылаясь  на данные нашего фонда.

Фонд полагает, что в сложившихся условиях мы должны еще раз полностью изложить  нашу позицию по решению проблемы безнадзорных животных.

Фонд «Большие сердца» всегда твердо придерживается принципов гуманности в решении проблемы безнадзорных животных, опираясь на рекомендации ведущих зоозащитных организаций мира и опыт российских регионов.  Мы полагаем, что только всесторонний комплексный подход, учитывающий все стороны проблемы, способен изменить ситуацию в интересах как людей, так и животных.

Этот подход обязательно должен включать ряд направлений, работа по которым должна вестись параллельно. При этом необходимо учитывать, что Россия объективно является страной с преобладающим «европейским стилем содержания собак и кошек». В отличие от стран третьего мира с их тысячами самовоспроизводящихся собак-парий на улицах городов, у нас в стране большинство собак и кошек являются домашними, хозяйскими, а бездомные животные - либо выброшенные или потерянные домашние, либо их потомки. Поэтому наиболее полезен для нас опыт тех стран и регионов, которые близки к России по стилю содержания животных и успешно решают или решили проблему.

Первым направлением должна быть работа с владельцами животных. Она включает меры по повышению культуры содержания животных, борьбе с перепроизводством невостребованных щенков и котят, профилактике выбрасывания животных: соблюдение общих правил содержания и выгула животных в населенных пунктах; просвещение населения в области ответственного обращения с животными; льготную стерилизацию животных у «групп риска» (например, малообеспеченных); обязательную регистрацию и идентификацию животных, содержащихся у населения.

В этой связи мы приветствуем недавние решения (постановления Правительства Края) о введении регистрации домашних животных на территории края.

Вторым направлением является работа с уже имеющимися бездомными животными. Лучшим выходом является создание профессиональных служб безвозвратного отлова и создание системы пунктов временного содержания и приютов для животных, которые были бы центрами приема отловленных и отказных животных. При этом важно предусмотреть создание как муниципальных приютов, так и частных и общественных. Для создания и поддержания на должном уровне приютов зоозащитными организациями обязательно должны быть созданы дополнительные благоприятные условия (предоставление земли, помещений, помощь в обеспечении коммуникациями, освоении благотворительных ресурсов, помощь в распространении информации о животных для поиска им новых владельцев, помощь в ветеринарных услугах и стерилизации).  Общественные приюты должны иметь возможность забирать животных из муниципальных пунктов временного содержания.

Использование метода ОСВ в мировой практике оправдано лишь для слаборазвитых стран и территорий, где бездомные собаки не являются потомками хозяйских, где нет задачи  сколько-нибудь заметного сокращения их численности (что и подтверждается соответствующими статистическими данными), нет и задачи поддерживать ответственное обращение с хозяйскими животными, не допуская их выбрасывания. Несмотря на многочисленные попытки за последние 15 лет внедрить этот метод в России, он нигде не дал последствий, которые были бы признаны гуманными и результативными. Наоборот, его непосредственным следствием становились конфликты и массовые самовольные расправы над собаками (так называемое догхантерство), объективные свидетельства чего постоянно регистрируются в регионах, внедрявших такой метод (несмотря на первоначальные «оптимистичные» доклады об «успешности»). Это неоднократно подтверждалось практикой, как в России, так и некоторых других странах (например, Румынии). Напомним, что самый широкомасштабный российский эксперимент применения ОСВ в Москве закончился его отменой и введением безвозвратного отлова и системы приютов. Поэтому, несмотря на кажущуюся «гуманность» этого способа, он не может быть признан основным. Верхом наивности, новым наступанием на старые грабли  можно признать попытки его внедрения в таком качестве в Хабаровском крае.

Тем не менее, учитывая и мировой опыт, и конкретные условия России, было бы ошибкой полностью запрещать этот метод, так как сложные условия России, сложившееся общественное мнение, недостаток ресурсов для содержания животных объективно создают условия для его частичного применения с активным привлечением активистов зоозащитного движения (это как раз то поле деятельности, которое не будет вызывать отторжения по этическим мотивам). Это необходимо учесть краевым властям. ОСВ может быть применено к собакам, находящимся на огороженной (закрытой) территории организаций и предприятий, к группам кошек, которые не вызывают конфликтных ситуаций, - с обязательным условием того, что возвращаемым животным не грозит опасность самосуда.

Вопрос об усыплении части отловленных животных является самым болезненным на данный момент. Усыпление невостребованных (не больных и не агрессивных) животных является  следствием недостатка места в имеющихся приютах (пунктах временного содержания) в условиях постоянного притока новых животных от населения и от служб отлова. Признавая объективный характер этой проблемы, мы, тем не менее, полагаем, что:
  1. Абсолютно недопустимо применять для умерщвления животных препараты-миорелаксанты (адилин, киллин, дитилин и пр.) без предварительного погружения животного в наркоз, поэтому необходимо внедрить и законодательно закрепить систему применения наркоза при усыплении (такие методы уже давно разработаны и успешно применяются в России, наш Фонд предоставил в Управление ветеринарии края проект соответствующих рекомендаций);
  2. Необходимо вернуться к вопросу о минимальной продолжительности содержания всех отловленных животных в приютах и пунктах временного содержания организаций, исполняющих контракты по регулированию численности безнадзорных животных, -  например, для обеспечения содержания животных в достойных условиях в течение более чем 12 дней, если это позволяют условия в приюте или пункте временного содержания и выделяемые средства;
  3. Необходимо обеспечить выявление и содержание не менее 6 месяцев всех  животных, имеющих признаки принадлежности владельцу (не только имеющих идентификационных знаки);
  4. Необходимо обеспечить беспрепятственную передачу заинтересованным лицам и организациям (приютам) отловленных животных, не представляющих непосредственной угрозы людям; нужно содействовать развитию сети пристраивания животных на основе общественных инициатив.

Эти меры позволят сразу снизить количество возможных умерщвлений и не допустят злоупотреблений.

В целом первым шагом к разрешению возникшего конфликта мы считаем скорейшее создание на уровне властей края исчерпывающего нормативного документа (регламента), который бы подробно определял перечень и порядок всех мероприятий, связанных с отловом, транспортировкой, содержанием, передачей, стерилизацией и умерщвлением животных, контроль за их должной реализацией (в том числе и общественный). Создание такого акта требует создания рабочей группы или, что еще лучше, постоянно действующего консультативного органа с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе, безусловно, зоозащитников. Это бы помогло разрешить имеющиеся противоречия, включая спорный вопрос о минимальной продолжительности содержания всех отловленных животных в пунктах временного содержания. Такой орган смог бы участвовать и в разработке полноценной, всеохватывающей программы решения проблемы в масштабах края.

Фонд «Большие сердца» готов сотрудничать с властями и с зоозащитными организациями края в подготовке введения подобного подхода, используя опыт, имеющийся у нас и сотрудничающих с нами организаций из разных регионов России. Мы готовы содействовать и в налаживании  конструктивного диалога с представителями краевой зоозащиты в целях взаимного просвещения и информирования , нахождения конструктивных компромиссов, отказа от радикальных решений с любой из сторон и налаживания действенного сотрудничества в решении сложной проблемы безнадзорных собак и кошек - в интересах как людей, так и животных.

этические споры, комплексный подход, реалистичная зоозащита, открытое письмо, эффективная зоозащита

Previous post Next post
Up