СДВГ: советы родителям

Jun 13, 2014 18:58

Недавно на курсах посчастливилось услышать очень хорошую лекцию по синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Читала нам ее декан педиатрического факультета БелМАПО, детский психотерапевт Родцевич Ольга Григорьевна. Про СДВГ много информации можно найти в интернете, но вот конкретные советы родителям по воспитанию таких особенных деток уже не так просто отыскать. Поэтому я решила тезисно разместить здесь ту часть лекции, которая посвящена непосредственно вопросу психообразовательной программы для родителей.

Итак, что должны четко осознавать родители?

1. Самое трудное для ребенка с СДВГ - завести друзей. До 70% таких деток друзей не имеют. Причем очень большую трудность создает то, что эти детки в силу возраста не способны осознать, почему их не воспринимают и не любят другие дети.
Что делать в этой ситуации? Родители должны сами быть друзьями для своего ребенка. То есть дружеское общение родителей с такими детками очень и очень важно, важнее, чем для обычных детей.
Далее, стоит оценить всех окружающих вашего ребенка погодок и стараться выбирать для более тесного и частого общения спокойных, уравновешенных детей. При этом надо понимать, что и спокойный ребенок, не говоря уж о его родителях, будет уставать от вашего ребенка. Поэтому, чтобы дружба все же имела место быть, общение должно ограничиваться родителями ребенка с СДВГ и по частоте, и по времени.

2. У ребенка с СДВГ очень часто низкая самооценка. Совет родителям: попробуйте представить себя на минуточку на месте своего ребенка - каково это, слышать ежедневно огромное количество инструкций, выполнить которые вы просто физиологически не в состоянии?
(Несколько слов о физиологии. Одна из последних теорий СДВГ - недостаточность обмена дофамина в головном мозге. Дофамин - биологически активное вещество, обеспечивающее мотивацию и удержание внимания, отбор наиболее значимых сигналов из внешней среды, координацию, переживание удовольствия. У детей с СДВГ дофамин усваивается плохо, соответственно страдают вышеназванные функции. Но ведь ребенок в этом не виноват?)
Для того, чтобы самооценка не страдала, дома у него должна быть спокойная обстановка, а в отношениях с ребенком должно быть гармоничное соотношение жесткой дисциплины и адекватных проявлений любви.
Золотое правило - многократное повторение всех инструкций. Будьте уверены - терпение, ваш ребенок обязательно запомнит!
А когда нервы уже на пределе и грозит неминуемый скандал, задайте себе два вопроса:
"Так ли необходимо сейчас то, чего вы добиваетесь?" И "Так ли важно то, о чем вы сейчас собрались скандалить, будет через год?". Например, неужели так важно, что ваш ребенок сейчас есть руками и не сидит при этом за столом?

3. Нужно помнить, что для детей с СДВГ очень характерно проявление психосоматических симптомов, таких, как жалобы на разнообразные боли, проблемы с аппетитом, навязчивости, нарушения сна.

4. Утренний подъем и отход ко сну ребенка с СДВГ проверяют на прочность терпимость родителей. Для того, чтобы это время суток не превращалось в каторгу, родителям надо заведомо установить временные рамки в 2-3 раза больше, чем оно того требовало бы с обычным ребенком. А еще - стоит помнить, что ребенку с СДВГ живется намного легче без рутины: то есть чем более разнообразными и необычными будут способы подъема и отхода ко сну, тем проще будет родителям. Стоит применить всю свою фантазию!

5. Существует мнение, что такого ребенка стоит как можно больше загрузить физической активностью. Мол, побольше спорта, и у ребенка не останется лишней нерастраченной энергии. Это огромное заблуждение. На самом деле такие детки истощаются и устают гораздо быстрее обычных детей, причем это больше проявляется именно в психоэмоциональном плане. Поэтому позиция такая: спорт - это хорошо, но определенный вид и в умеренных количествах. Надо помнить о том, что у деток с СДВГ нарушена координация и мелкая моторика, и спорт выбирать соответствующий. Например, спорт с мячом не подойдет. Как и коллективный спорт типа хоккея или групповых танцев.

6. Начальная школа - самое большое испытание и для родителей, и для учителей, к которым в класс попадает такой ребенок. Поэтому рекомендации для родителей следующие:
- надо искать не школу, а учителя;
- идти в школу стоит как можно позже (у детей с СДВГ есть парциальная задержка развития, в т.ч. письма, счета, чтения; численным критерием этой задержки является отставание навыков от должных не менее, чем на 2 года);
- ребенок должен сидеть рядом с очень спокойным товарищем, как можно ближе к учителю и как можно дальше от отвлекающих факторов типа окна, клетки с попугаем и подобных. В корне неправильная позиция учителя - посадить ребенка на последнюю парту, "чтобы не мешал остальным". Родители должны очень четко проконтролировать этот момент;
- кроме того, стоит поговорить с учителям об особенностях вашего ребенка, наладить с учителем контакт. Очень хорошим советом для учителя, например, будет рекомендация позволять ребенку с СДВГ как можно больше двигательной активности в течение занятий - ему надо предлагать и разрешать вытирать доску, раздавать и собирать тетрадки. К тому же надо дать учителю понять, как важна для вашего ребенка позитивная оценка со стороны учителя для налаживания общения со сверстниками;
- ну и, конечно, домашнее задание - его придется долго и упорно делать вместе, запасаясь при этом терпением. И место для выполнения домашнего задания должно быть выбрано с толком - оно должно находиться в тихом укромном уголке, подальше от всевозможных отвлечений. Также надо помнить об адекватных перерывах для смены деятельности.

медицинские заметки, СДВГ

Previous post Next post
Up