Праздник

Aug 30, 2021 01:13



Недавно выдался денёк, который только так и можно назвать. Праздник тем более ценный, что шли к нему долго и местами мучительно.

Работали мы в тот день на участке давно уже законченном, но не забытом. Со многими заказчиками у меня сложились такие отношения, что не могу отказать в просьбе поухаживать за участком, да и самой хочется добиться возможно лучшего вида осуществленных проектов.

Началась эта история почти десятилетие назад, когда участок выглядел голым глинистым склоном, постепенно смываемым дождями:





Побороть глину и намечающийся овраг мы побороли, но заказчикам пришлось претерпеть множество лишений и разочарований: то зима выдастся негодящая и все новенькие туи обгорят до безобразия, а некоторые и помрут; то на елочки короед навалится, то вдруг дохнут растения, до того никак в капризах не замеченные. Например, только на этом участке я наблюдала гибель неубиваемого дерена "Элегантиссима", от чего так возмутилась, что высадила такой же на то же место. И этот второй прекрасно себя там зарекомендовал!
Или мелкая сирень Мейера "Палибин": сидела она, сидела около площадки с очагом, и спустя пару лет не только не подросла, но вообще решила, что с неё хватит, и принялась помирать. Поскольку рядом с ней куксилась тоже не очень радостная тсуга канадская "Джедделох", я решила, что и правда место негодящее, хоть причин тому совершенно не было. Поскольку задумка была радовать заказчиков мини-сиренькой именно у этой площадки, пересадили сирень буквально на пару метров в сторону, под густую сосну. И что же? Сирень неожиданно взбодрилась и в условиях, гораздо худших на человеческий взгляд, кинулась расти и развиваться.
А тсуга, глядя на такое дело, тоже воспряла и закудрявилась, безо всякого к тому повода. Интересно, чего им недоставало?

Ещё не зная о будущих передрягах, радушные заказчики щедро угощали меня на новенькой площадке для барбекю:



Как почти всегда в таких случаях, я не могла не отличиться. С удобством рассевшись и что-то там вещая, схватила полоску огурца, дабы изящно закусить ею красное вино, но не закусила, а, наоборот, уронила, и кинулась ловить столь ценную вещь. И словила! Но забыла о полном бокале в руке.
Ме-е-едленная, длинная, причудливо извитая рубиновая струя пролетела мимо моего носа, мимо носа заказчицы и вся до последней капли осела на беленькую штукатурку очага, причудливо разрисовав её пламенным авангардным граффити - и тут же намертво впиталась.
Я даже чуть не обрадовалась, что именно вся, а ведь могла и заказчицу разграфить! А то и меня!

С того случая мы с заказчиками - в прекрасных отношениях, и эти отношения не смогли испортить ни повторно белёный очаг, ни облезлые туи, ни отъеденная короедом половина елки, ни пересортица в саду. Тем более, что если я в чём и виновата, то точно не в этом. Кроме очага, ага.
А ёлку мы почти успели спасти, она потом отросла заново, даже двумя верхушками!

И наконец всё устаканилось, стало расти и развиваться. Сначала, конечно, вид совсем не вдохновлял:



Видно, какие туи облезлые? У центральной после обрезки сухих веток больше половины тела отсутствует. Такая уж выдалась зима: глубокий снег до самого конца, сухой мороз, яркое февральско-мартовское солнце. Типичное зимнее высыхание - ровно по снеговой покров и только с южной стороны, словно спалённая четвертушка кроны.
Когда убеждаешь заказчиков не выбрасывать такие поврежденные туи, а только почистить - мало кто верит, что они прекрасно отрастут.
Эти заказчики поверили, и так и получилось:



Горемыка-туя стала стройной красавицей, и только легкая ассимерия кроны напоминает о былом уродстве. Да и остальные полностью оправились. Всегда, всегда надо оставлять шанс на жизнь, даже если он минимален.

Не очень удачный прудик и совсем странный каскад, сделанные не нами, со временем занавесились растениями и стали вполне приемлемыми:









Это фото в дальнем правом углу скрывает хозблок, во что на полностью открытом участке сначала не очень верилось даже мне:



А сейчас там скрывается уже не только сарайчик, но ещё и уличный туалет! И, похоже, со временем можно будет скрыть ещё много прекрасного:



Там даже уютно, под сенью густых ветвей чёрных сосен, за фонтаном бузины тоже чёрной - но её золотистой формы. Внутри все выстелено геотекстилем, мульчированным сосновой корой, и сплошным ковриком высажена вечнозелёная теневыносливая пахизандра.
Спереди всё прикрывает густой вал спиреи березолистной. Когда её высаживали, в одном кустике я заметила сеянец какого-то клёна, попыталась выдрать - и не смогла, так вцепился. Ну, думаю, потом вырежем, куда ж его там оставлять.

Сейчас посмотрела - а саженец-то вырос, неугомонный, и оказался замечательным клёном полевым!



Пришлось тоже дать шанс на жизнь, для чего выкопать уже взрослую спирею целиком, разрубить лопатой и снова воссоединить на место.
А выдранный кленок перенесли на улицу - там как раз соседи напротив построились, и клён, если приживётся, будет прекрасной ширмой. Хоть бы прижился!

Всё остальное получилось, как и задумывалось:













В этот раз только ива козья "Килмарнок" ещё пыталась крутить фиги, завязываясь в узел и намертво срастаясь пальцами



Но была безжалостной рукой осчастливлена, прорежена, почищена от кучи сухих ветвей, валивших её набок (тут она ещё не совсем счастлива, ещё торчат обрубки от узлов), за что насыпала благодетельнице полную... э-э.. футболку мусора и пыталась выткнуть глаз, но только разодрала щеку.

После всего сидели мы с хозяйкой в очередной раз на той же площадке, за тем же, уже трёпанным годами столом, с примерно таким же вином в похожем бокале, но уже без опасных огурцов,



и выпивали за наш праздник, День независимости Украины. Она тоже украинка, только занесло её в Россию ещё в молодости, и гораздо основательнее, чем меня. Кто же знал, чем всё обернется...
Но осталась она настоящей украинкой, и нам было о чём поговорить.
Тихий тёплый день уходящего лета, завершённая, хорошо сделанная работа, прекрасный, понимающий человек рядом - что ещё надо для счастья? На душе было, как в облачке - мягко, светло, умиротворённо.

Только счастья много не бывает. Именно в этот момент позвонила ещё одна заказчица, тоже очень душевный, замечательный человек, и радостно доложила, что ручей, с которым мы очень давно бились и уже почти убились, наконец не протекает!
"Аллилуйя!" - не сдержалась я. "Да неужели!" - вскричала я. И даже: "Слава тебе, господи!" - кажется, тоже было. Обеспамятела прямо. Такое счастье, что всё наконец разрешилось, такой камень с души упал, что на следующий день я почти весь его и проспала - не столько от усталости, сколько от облегчения.

Как мало надо человеку для счастья, и как много прекрасного в этом лучшем из миров!

Подмосковье, рабочее, дело рук

Previous post Next post
Up