ВОСКРЕШЕНИЕ "ПЕПЛУМА" НЕ СОСТОЯЛОСЬ! О ПЕРВОМ И ВТОРОМ "ГЛАДИАТОРЕ" И НЕ ТОЛЬКО..

Nov 18, 2024 21:43



Итак: Воскрешение «пеплума» или из «пеплума», не состоялось, увы. Первый «Гладиатор» был, пожалуй, одной из двух (вторая «Троя») относительно удачных попыток «воскресить» («реанимировать») этот популярный, в 50-60 гг. прошлого века, жанр.  Напомню тем, кто не знает или позабыл.

«Пе́плум (от др.-греч. πέπλος, πέπλον - платье, одежда, лат. peplum; англ. sword & sandal - «меч и сандалия», нем. Sandalenfilm) - жанр исторического кино, для которого характерны следующие признаки:

  • использование античных или библейских сюжетов;
  • больша́я продолжительность фильма (зачастую более двух часов);
  • масштабность: батальные сцены, обилие общих планов панорамного типа и огромное количество массовки.

Несмотря на историчность сюжета, в фильмах могут присутствовать значительные расхождения с историей в угоду зрелищности; не всегда ставится задача достоверного воссоздания исторических событий.» («Википедия»)



Что касается обоих «Гладиаторов», то их обсуждение я начну с первого. Когда я ещё впервые увидел первый фильм на кассете, через короткое время после его выхода на экраны, то я впал в своего рода «шок»! :) И не от восторга, удовольствия или др. «позитивных» чувств. От возмущения из-за беспардонного воровства, которое предстало перед моими глазами! :) Я не верю что Ридли Скотт, будучи уже тогда человеком не молодым, не видел фильма «Падение Римской Империи» (1964 г) режиссёра Энтони Манна с Софи Лорен и Омаром Шарифом!  Кстати это один из моих любимых фильмов!
Не вдаваясь в сюжет, я могу порекомендовать пересмотреть «Гладиатор», и посмотреть «Падение Римской Империи», а после, как в картинках -загадках - «найти различия» при просмотре первых 10-15 минут обоих фильмов! :) Ну, а дальше сюжеты уже развивались раздельно, если не считать сам факт противостояния «старого и нового» Максимуса, со «старым и новым» императором Коммодом (Коммодусом). Ридли Скотт и др. авторы и создатели фильма (видимо) вполне резонно считали, что подавляющее большинство кинокритиков фильм «П.Р.И» не видели, не говоря уже о зрителях.Я вот порекомендовал одному из российских кинокритиков его («П.Р.И.) посмотреть, после чего он впал в шок, подобно мне! :) Полагаю что если бы хоть часть кинокритиков, жюри на разл. конкурсах фильмов и пр. видели бы («П.Р.И.)то я убеждён, что этот фильм не получил бы никаких призов! Это моё мнение, но я могу и ошибаться.
Если же абстрагироваться от вышесказанного, т.е. «забыть» «П.Р.И., то на мой вкус, фильм вполне добротный и достойный сравнения с лучшими фильмами жанра «Пеплум» прошлого. Как я писал выше, то конкуренцию ему, из фильмов» 90 х-2000 х, может составить только «Троя» (2004),  снятый Вольфгангом Петерсеном и написанный Дэвидом Бениоффом, с Бредом Питом в гл.роли.
Все остальные фильмы, авторы которых пытались «реанимировать» жанр, провалились в прокате, а успешные фильмы: «300 спартанцев» (2006 г.) , «300 спартанцев: Расцвет империи» (2014 г.) уже представляют  не «пеплум», а совсем иной жанр: «Комикс на историческую тематику».

К «гибриду» двух вышеупомянутых жанров можно отнести, прежде всего знаменитый  сериал «Спартак. Кровь и песок» и следующие сезоны сериала. Если вернуться к «Гладиатору», то я не стану повторять бесчисленные дифирамбы, хвалы и панегирики, полученные им за почти 25 лет и со многими из них можно согласиться. Я же (старый критикан) отмечу ещё два, пусть и незначительных, ИМХО, недостатка: затянутость отдельных сцен и излишние пафос и патетика, которые также раздражают.



Вот так мы «медленно и постепенно» приблизились к «Гладиатору -2». Тоже по порядку. Даю оценку - твердую четвёрку. Причём не столь за достоинства, как за почти полное отсутствие недостатков первого фильма. Это не значит, что так их совсем нет! Отнюдь! Про бледность, безликость и шаблонность персонажей, как «положительных» так и «отрицательных» и исполнителей их ролей, писали многие. Даже наиболее удачный персонаж, исполненный Д.Вашингтоном, представляет собой  лишь бледную тень, по сравнению с великолепно сыгранными «злодеями» сериала «Спартак», упомянутого выше, и Коммода, в исполнении Хоакина Феникса в первом «Гладиаторе».



Что касается батальных сцен и сражений на арене, то они так же не дотягивают до первого «Гладиатора» и, тем более, «Спартака».



Что касается акул, обезьян-людоедов и дрессированного носорога на арене Колизея, то они во мне вызвали лишь вымученную улыбку и показали, что в этом фильме, авторам оказались не чужды примеси комиксов и фэнтази. К одному и единственному достоинству этого фильма, я отнесу лишь динамику сюжета, которая не давала скучать и позволила просмотреть фильм «на одном дыхании». Исходя из вышесказанного, я не уверен, что авторам удастся хотя бы вернуть огромную сумму (300 млн.$), потраченную на создание этого фильма, или потерять не много, не говоря уже о том, что третьего фильма не будет. Ридли Скотту уже 86 лет, и чтобы успеть снять следующий, надо начинать уже сегодня.


Завершая статью, я хочу сказать, что прочтя много статей на тему «Пеплума», я ни разу не видел упоминания о фильмах, которые действ., более чем соответствуют всем критериям этого жанра. Они есть! НО! Это фильмы созданные в странах Азии: Китае, Юж. Корее, Индии. Наиболее яркими и масштабными из них являются: «Битва у Красной скалы» (Китай. 2008 г. реж Дж.Ву), «Великая битва» (Ю.Корея, 2018 г.), «Адмирал: Битва  за Мен Рян» (Ю.Карея. 2014 г.), «Бабухали» (Индия, 2015 г.).


Правда последний, это всё таки, скорее фэнтази. Это лишь часть из фильмов этих стран и наиболее «раскрученные» и за пределами Азии. По всей видимости, кинокритики  относят этот жанр («Пеплум») к исключительно фильмам США (Голливуда) и европейским. Ну, это их право, и я с ними спорить не стану. :)

P.S. Уже закончив статью, я "почесал репу" и вспомнил! :) Если ещё раз мысленно "пробежаться" по фильмам 90-х -2000-х гг. то наиболее удачными и близкими к жанру "пеплум" я бы отнёс: "Последний легион" (2007г. по роману М.Ф. Манфреди), "Король Артур" (2004 г.) и "Храброе сердце" (1995 г.с Мелом Гибсоном в главной роли), который (почему-то) не указан ни в одной из статей на тему "пеплума". Видимо потому, что в этот жанр включают только фильмы посвящённые эпохе Античности, сюжетам из Библии и греко-римской мифологии. Ну, а фильмы, посв. более поздним эпохам - это отдельные жанры.

Актёры, История, Люди и этносы, Искусство и культура

Previous post Next post
Up