Были ли еврейские гладиаторы?

Sep 10, 2023 12:03


Были ли еврейские гладиаторы?

Никита Аронов

Некоторые ученые предполагают, что евреи действительно выступали на арене в качестве гладиаторов. Было даже высказано предположение, что раввин Шимон бен Лакиш, живший в III веке нашей эры, был гладиатором до того, как нашел свой путь к Богу. Новая статья Хаггая Ольшанецкого проливает свет на этот вопрос, пишет «ХаАрец».

Гладиаторы стали привычным зрелищем на киноэкране. Но зачастую фильмы искажают суть гладиаторских игры. Мы склонны упрощать и думать, что любой, кто сражался на арене с другими людьми или голодными зверями под крики и улюлюканье толпы, был гладиатором, чья судьба могла быть решена по прихоти Императора. И что каждый бой заканчивался смертью. Поэтому, прежде чем углубиться в вопрос о еврейских гладиаторах, крайне важно понять истинный смысл этой профессии в I-IV веках нашей эры



Приговоренные к смерти

Прежде всего нужно различать гладиаторов и людей, приговоренных к смерти на арене. Именно путаница между этими двумя понятиями привела к предположениям о существовании еврейских гладиаторов, поясняет Ольшанецкий.

«Приговор к играм» был в Древнем Риме формой смертной казни. На арену выбрасывали провинившихся рабов, военнопленных и преступников, приговоренных к смерти, плохо подготовленных к бою друг с другом, свирепыми зверями или опытными гладиаторами. Шансов выжить у них практически не было.

Свидетельства о евреях, приговоренных к смерти на арене, особенно после Первой иудейской войны, задокументированы в работах Иосифа Флавия, римского историка еврейского происхождения I века нашей эры:

«Из оставшейся массы Тит отправил тех, которые были старше семнадцати лет, в египетские рудники, а большую часть раздарил провинциям, где они нашли свою смерть в театрах, кто от меча, кто от хищных зверей» - Иудейская война, 6.9.2.

Эти казни были лишь прелюдией к кульминации игр: гладиаторским боям между опытными бойцами, каждый из которых демонстрировал свое мастерство в особых техниках боя.

Выдающихся гладиаторов превозносили, как современных футболистов. Их считали секс-символами, и их иногда нанимали для развлечений в приватной обстановке. Их жизни ценились в том смысле, что обучение гладиатора стоило больших денег. И владельцы прикладывали все усилия, чтобы их собственность были в  хорошей форме, здорова и, главное, жива, объясняет Ольшанецкий.

Это правда, что многие из них были рабами или военнопленными. Но многие свободные люди и не только из низших классов тоже вызывались сражаться на арене, стремясь улучшить свою долю. Хотя это и вызывало критику, известно, что иногда на арену выходили также члены высших сенаторских и всаднических сословий. И даже императоры, хотя когда они это делали, правила менялись, чтобы уберечь главу империи от какого-либо вреда. В конце концов, изображение сражающегося на арене императора Коммода в фильме «Гладиатор» не было таким уж надуманным.

Исследование останков 68 человек на кладбище гладиаторов в турецком Эфесе показало, что эти люди получали первоклассную медицинскую помощь. Об этом свидетельствуют хорошо зажившие переломы и профессионально выполненные ампутации. Изотопный анализ костей также демонстрирует, что гладиаторы имели питательную вегетарианскую диету с добавлением кальция (например, из костной золы) для укрепления костей.

Мозаика с изображением гладиаторов
Существует теория, что такая богатая углеводами диета позволяла гладиаторам поддерживать здоровый слой жира, снижая вероятность опасных для жизни травм и одновременно допуская появление кровавых поверхностных ран, что делало зрелище более привлекательным для зрителей. Но даже несмотря на это, каждый бой был сопряжен с риском смерти от смертельной раны, большой кровопотери или заражения.

Но конечной целью была не гибель гладиатора. Многие успешные бойцы дожили до выхода на пенсию. Некоторые прожили долгую жизнь, создали семьи и накопили достаточно богатства, чтобы позволить своим женам или товарищам-гладиаторам увековечить память об их смерти в камне. Об этом мы узнаем из надписей, найденных на гладиаторских надгробиях, в которых подробно описывается их семейный статус, причина смерти, количество побед, проигрышей и ничьих.

Существовало много разновидностей гладиаторов, каждый из которых отличался внешним видом, одеждой и техникой боя. Самыми распространенными и известными были мурмиллоны, со своим характерным  шлемом, большим щитом, поножами, наручами и коротким мечом-гладиусом. Часто муримиллон сражался с ретиарием , вооруженным трезубцем, кинжалом и рыбацкой сетью.

Сочинения Иосифа Флавия свидетельствуют, что в Иудее самые ранние гладиаторские представления относятся ко времени правления царя Ирода. Тот ввел в Иудее иностранные зрелища в честь Цезаря и Рима, построив театр и амфитеатр в Иерусалиме, писал Иосиф Флавий. Археологические свидетельства этому еще предстоит найти (не стоит путать театр Ирода с одеоном более позднего периода, обнаруженным в Иерусалиме в 2017). На этих аренах происходили ожесточенные сражения между дикими зверями и приговоренными к смертной казни людьми, и все это ради развлечения толпы, что еврейская община расценивала как вопиющее нечестие.

Примечательно, что этот отрывок не раскрывает, были ли приговоренные к смерти евреями или были ли евреи среди зрителей.

Более поздняя раввинская литература еще больше осуждала римский досуг, особенно гладиаторские игры. Однако, как и сегодня, неодобрение раввинов не обязательно отражает убеждения и практики всего общества. Римские театры, обнаруженные в еврейских, по большей части, городах, таких как Сепфорис и Тверия, а также раввинские тексты указывают на участие евреев в качестве зрителей в театрах, цирках и на аренах, начиная со II века нашей эры.

И наоборот, нет четких доказательств существования еврейских гладиаторов. Однако есть некоторые возможные подсказки.

Еврей с копьем

Самая знаменитая история, представляемая в качестве доказательства существования еврейских гладиаторов, - это история Шимона Бен Лакиша, более известного как «Реш Лакиш», который был аморой (еврейским ученым) в римской Галилее в III веке нашей эры.

В раввинистических текстах Реш Лакиш упоминается в контексте того, что до того, как стать раввином, он был разбойником. А в одном месте Вавилонского Талмуда (кодифицированного в Вавилоне через несколько столетий после смерти Реша Лакиша) упоминается, что он продал себя «людимам». Хотя значение этого слова остается неясным, говорит Ольшанецкий, одно это привело к утверждению о том, что Реш Лакиш был еврейским гладиатором. Ведь оно сходно с латинским словом «людус», означающим игры, в том числе гладиаторские. Но это сложно признать доказательством.

Кроме того, как объясняет Ольшанецкий, ни один источник, кроме этой ссылки на Вавилонский Талмуд (включая Иерусалимский Талмуд и внешнюю еврейскую литературу IV-V веков), не связывает Реша Лакиша с гладиаторами, а только с разбойниками.

Другие доказательства существования евреев-гладиаторов тоже сомнительны. Так, в 2006 году было опубликовано исследование гладиаторского шлема из Помпей. В работе предполагалось, что он может иметь отсылку к еврейству, потому что на его козырьке изображена семилистная пальма в центре, две грозди фиников и рогатый грифон. Спор вращался вокруг присутствия пальмы как еврейского символа на монетах I века нашей эры.

Однако Ольшанецкий отмечает, что, хотя пальма и была еврейским символом, она также имела значение и в других культурах. Пальмы с листьями также встречаются на могилах гладиаторов, поскольку победителю в гладиаторском бою давали пальмовую ветвь как символ победы. Таким образом, растение может означать профессию гладиатора, а не национальность.

Другим предполагаемым доказательством являются граффити в погребальных пещерах в Бейт-Шеариме и  в Израиле, предположительно изображающие еврейских гладиаторов. Это некрополь и национальный парк в Галилее, служивший кладбищем с эпохи Ирода до византийского периода. В нем расположены изысканные и богатые погребальные пещеры для местных евреев и евреев диаспоры. В одной из них были обнаружены граффити III-начала IV вв. н.э. На стене изображен мужчина в богато украшенной тунике, держащий, возможно, копье рядом с надписью «Германус Ицхак Пальмирянин». Такая близость надписи привела к предположению, что изображенный мужчина - это и есть Германус, еврей из Пальмиры. Что позволяет предположить, что он мог быть гладиатором или солдатом. Управление природы и парков Израиля даже окрестило это место «Пещерой еврейского гладиатора».

Однако Ольшанецкий утверждает, что, учитывая хорошо документированную историю службы евреев в римской армии и учитывая, что римские солдаты в то время часто изображались без доспехов - одетые только в тунику, не следует игнорировать возможность того, что Германус был солдатом. Более того, гладиаторы обычно не использовали копья, за исключением одной разновидности - гопломахов. Но те, в отличие от изображенного в пещере, обычно были тяжело вооружены.

Были обнаружены еще два граффити с гладиаторами. В той же пещере в Бет-Шеариме изображены две фигуры, признанные ретиарием, и его противник-мурмиллоном, запутавшимся в сети ретиария. Второе граффити из погребального комплекса на юге Израиля - на нем изображены пять мужчин. Одна фигура держит сеть или щит, и все пятеро вооружены трезубцами.

Эти два граффити, лишенные каких-либо сопутствующих надписей. Поэтому не дают однозначного представления о том, обозначали ли они профессию похороненных, служили ли выражением фанатической любви к играм или просто украшением. В ту эпоху гладиаторы выступали распространенным декоративным мотивом, украшавшим предметы повседневного обихода, например, лампы, посуду и могилы людей, не связанных с гладиаторской профессией.

Хотя есть существенные доказательства того, что евреев казнили на арене, и существует множество свидетельств того, как евреи наслаждались гладиаторскими играми в качестве зрителей (и вызывали неодобрение раввинов), на вопрос о еврейских гладиаторах еще предстоит ответить, заключает Ольшанецкий. Те, кто был погребен в пещерах, могли быть гладиаторами или солдатами, борцами со зверями, поклонниками игр или просто людьми, привлеченными этой эстетикой.

Таким образом, существование еврейских гладиаторов исключать нельзя, но однозначных доказательств по-прежнему нет. Ольшанецкий предполагает, что отсутствие свидетельств об этом занятии среди евреев может быть связано с нежеланием проливать человеческую кровь ради простого зрелища.

Н.А., Виктория Гринбойм Рич, «ХаАрец». Фото: Depositphotos.com
https://detaly.co.il/byli-li-evrejskie-gladiatory/

евреи и Израиль, История, Люди и этносы, Искусство и культура

Previous post Next post
Up