Агония Киева или попытка выправить ситуацию? Что стоит за «чисткой военкомов» и новыми инициативами Рады
Вы не заметили, как много в прессе сообщений о том, что Украина воюет на последнем дыхании? Как много журналистов и блогеров пишут о том, как увеличились украинские кладбища, какие огромные потери несут ВСУ, как клика Зеленского пытается вернуть мужчин на территорию страны.
Читаешь такие статьи, и в голове возникает серьезный диссонанс. Если все так хорошо, то почему ребята с передовой пишут об усилении боев? откуда появляются достаточно хорошо подготовленные и вооруженные резервы? Создается впечатление, что нас пытаются убедить в том, что наступать совсем не обязательно. Достаточно просто стоять, бить наступающих, и Украина просто убьет сама себя.
Нас пытаются убедить в том, что материальные, а главное - людские ресурсы хохлов на исходе. Ещё чуть-чуть постоим, чуть-чуть поразгоняем украинских мужиков, которых отловили ретивые военкомы, и всё. Победа сама придет в наш дом. При этом пусть метрами в сутки, пусть метрами в неделю, но есть участки, где ВСУ ползут вперед.
Я понимаю желание наших журналистов потрафить некоторой части населения России и Украины в том, что война потухнет сама. Как костер, в который перестают подкладывать дрова. Этакий ремейк работы большевиков в 1917 году по развалу фронта. «Хватит, навоевались! Айда по домам!» И всё! Война закончена.
Считаю, что такие материалы больше приносят вреда, чем пользы. Начать войну не сложно. Сложно её закончить. Мы как-то подзабыли, что 9 мая 1945 года Великая Отечественная закончилась юридически, но не фактически. Сколько лет после окончания Великой Отечественной мы чистили леса от всякой сволочи, сколько лет вылавливали шпионов и диверсантов?
Нет, Украина не какая-нибудь «микроба прибалтийская» с парой миллионов населения. Это огромная по европейским меркам страна, способная поставить под ружье, даже сегодня, не одну сотню тысяч бойцов. Проблема Киева не в количестве бойцов, а в качестве! Увы, во многом потери хохлов - в том числе именно из-за недостаточной подготовки солдат и офицеров.
Да, потери ВСУ огромны, но не критичны. Никто сегодня не рискнет предсказать, когда ресурсы Украины иссякнут. Тем более пророчить, когда закончится война. Действительно, сегодня ВСУ вынуждены компенсировать наше превосходство в вооружении, подготовке войск, мотивации бойцов - большими потерями.
Мы много писали о некоторых украинских ноу-хау, которые основаны именно на наплевательском отношении к жизни собственных бойцов. Солдат бросают на смерть, но они ценой своей жизни приостанавливают наше наступление. Это не массовый героизм, это чисто математический расчет. Противник истратит боеприпасы на уничтожение бойцов и вынужден будет задержать наступление для пополнения своих арсеналов…
Страшная для Киева тенденция
Почему же сегодня Киев так обеспокоился проблемой сбежавших от войны мужчин?
Соглашусь, что это несколько противоречит тому, что написано выше. Но, по моему мнению, большинство тех, кто надеется на истощение ресурсов Украины, изначально положили в основу своих рассуждений неверный постулат. Киев требует депортации своих граждан не потому, что не хватает мобилизационных ресурсов. Дело в другом.
С одной стороны, Украина на всех возможных площадках заявляет о том, что она демократическая страна. А это обязывает хотя бы внешне сохранять видимость демократии, иллюзию похожести Украины на западные страны. Самая большая проблема для Зеленского - выборы. Пока рейтинг достаточно высок. Образ президента-защитника страны от агрессии довольно глубоко вбит в головы украинцев.
Но, с другой стороны, скрывать огромные потери становится все сложнее. Кладбища растут как грибы после дождя. Да и количество «пропавших без вести», а даже при достаточно жесткой цензуре украинцы все-таки получают информацию об отношении к трупам бойцов ВСУ, тоже.
Какое-то время, возможно, даже до выборов ситуация будет благоприятной для действующего президента, но… Вашингтон и Брюссель все чаще и чаще рассказывают о том, что Киев должен готовить новое «весеннее наступление». То есть Зеленскому прямо говорят, что война должна продолжаться. А это значит, что количество погибших и раненых будет продолжать увелилчиваться. Что вряд ли положительно скажется на рейтинге.
И вот тут-то и всплывает проблема возможной нехватки ресурсов. Проблема, которая возникнет, если Запад будет продолжать дозированные поставки вооружения для ВСУ. Проще говоря, если сохранится та же ситуация, что и сегодня. Дефицит живой силы вполне может спровоцировать недовольство в обществе и армии. Чего Зеленский не может допустить.
По оценкам некоторых наших и западных экспертов, на сегодня численность ВСУ и прочих силовых ведомств составляет примерно 1 миллион человек. Мне кажется, что эта цифра плюс-минус сотня тысяч для Украины наиболее оптимальна. Так как позволяет контролировать ситуацию и на фронте, и в тылу.
Таким образом, самая страшная для Киева тенденция - это затягивание конфликта. Это прямая угроза существующему режиму и лично Зеленскому. Главная задача теперь состоит в том, чтобы убедить западных хозяев в том, что Украина полна сил, и власть в Киеве контролирует все процессы в обществе. А в идеале - Киеву очень необходима победа.
Пусть маленькая, подростковая. Даже без принятия украинских условий. Пусть по корейскому сценарию. Но победа. Идеальным вариантом бы стала победа на поле боя. Значит - в оставшиеся до осенней распутицы дни мы увидим активизацию ВСУ.
Хозяева учат Киев планированию вдолгую
То, что сегодня происходит на украйне в области активизации призыва в ВСУ, явно показывает, что ситуацию понимают не только в офисе президента, но и за океаном. Думаю, что последний приезд американского представителя - это как раз и есть часть аудита власти, элемент операции по спасению Зеленского.
Посмотрите на то, что происходит с точки зрения именно планирования вдолгую. Я не буду говорить о том, что проведено давно. Только то, что произошло буквально вчера-позавчера.
Начнем с кампании по «чистке военкоматов».
Какие грозные заявления были, как пресса Украины с упоением рассказывала о пойманных за руку взяточниках. И что в итоге? Пшик! Отправить военкомов на войну, а на их место поставить инвалидов, уже там побывавших. Для чего? Для искоренения коррупции? Полная ерунда! Те же военкомы «кормят» своих начальников. Такую кормушку закрывать не будут.
Задача совершенно другая. Украинцы уверены, что от любой мобилизации можно откупиться! Вот тот постулат, который необходимо изменить Киеву. Необходимо восстановить доверие к самой системе комплектования войск. Народ должен хотеть умирать за страну! А взятки? Они были и будут. Те, кто пришел на смену старых «военкомов», такие же люди и будут работать в системе. Или не будут, если не станут кормить вышестоящих…
Далее. Принятый закон, по которому призыву подлежат больные, ограничено годные люди. Закон принят, а призыв туберкулезников начат? Нет. Точнее так: их призывали и до этого закона. Сколько среди пленных солдат ВСУ хроников с различными заболеваниями? «Ну да, призвали по ошибке», бывает. Военкому поставлено на вид.
Но в определенный момент, когда это станет необходимо, «ошибкой» станет призыв инвалидов, смертельно больных и т. п. Остальных «выгребут» по закону. И народ воспримет это вполне нормально. Как ни крути, но украинцы - народ законопослушный. Если, конечно, видят перед носом кулак власти. А этот кулак они видят ежедневно. Потому и сидят тихо в своих норках.
И ещё один момент.
«Ограниченно годен в военное время» - это не «не годен к военной службе». Украинцы об этом забыли. В принципе, вполне предсказуемо. Война-то не объявлена. Правительство об этом напоминает. И совсем не надо объявлять войну. Достаточно в этом убедить людей. Что уже с успехом сделано.
Далее. Помните инициативу Арахамии о призыве тех, кто сбежал из страны, используя липовые справки? Сколько шума подняли «закордонные украинцы» по этому поводу. Подняли, даже не задумываясь о том, что у 90 % уехавших вообще никаких справок нет! Примерно столько же других «дезертиров» - тех, кто получает второе высшее образование.
Реально призвать можно только тех, кто учится в украинских вузах. Беженцев вытащить законно довольно сложно. Европейская система правосудия настолько забюрократизирована, что любой такой случай станет чуть ли не подвигом военкомов. Но это сейчас. При необходимости Европа быстро забудет о демократических процедурах…
Окончательное решение пока не принято
Совсем немного о том, есть ли конкретные решения по Украине в натовских и американских штабах. Увы, как мне кажется, такого решения нет. Есть какие-то подвижки, но окончательное решение отложено до стабилизации обстановки в США. До «после выборов».
Причины такого положения объективны, не зависят от политических и прочих решений. Украина сегодня - это довольно пустынная местность с незначительным населением. По оценкам украинских и западных экспертов, население составляет примерно 20 млн человек, половина из которых пенсионеры.
Простая логика приводит к страшному для Киева выводу. Даже тотальная мобилизация не даст Киеву больше пяти миллионов бойцов. Это предел, после которого украинцы перестанут существовать как народ.
Но призвать можно, а что дальше? Из этой толпы мужиков необходимо сформировать воинские подразделения. А для этого нужно их вооружить, обеспечить всем необходимым, от носков до экипировки, назначить, а главное - обучить сержантов и офицеров. Увы, но уже сегодня Киев самостоятельно не сможет этого сделать.
Ладно, обеспечить формой и прочим смогут «партнеры». Вооружить - НАТО. А командиры? Ускоренные курсы в странах альянса? Так сами же украинцы говорят о том, что военнослужащие западных армий, которые сейчас обучают украинские подразделения, практически ничего не понимают в современной войне с серьезным противником, и все то, чему учат на базах НАТО, совершенно бесполезно для реального боя.
Я считаю, что в ближайшее время Запад все-таки пойдет на поводу Киева и поставит Украине и самолеты, и «Абрамсы». К этой мысли меня подталкивают… решения Вашингтона. Поставки боеприпасов с обедненным ураном, например.
Немногие заметили маленькую фразу в документах об этих поставках: «снаряды для
танков «Абрамс»... Зачем танковые снаряды (напомню, поставки в сентябре), если нет танков? Значит - «Абрамсы» уже где-то у границ Украины или даже в самой стране.
Та же
история будет с самолетами. Понятно, что украинских пилотов пока не подготовили. Вполне возможно, что где-то на авиабазах США такие пилоты дозревают, доучиваются. Но ведь есть ещё и довольно мощная диаспора украинцев в Канаде, США, Европе. Уверен, что среди них есть и пилоты F-15. Почему бы им не «вспомнить родину» и не полыхнуть патриотическими чувствами за хорошие деньги?
Что в итоге?
Увы, но нам необходимо дожимать врага.
Ожидать, что в головах киевских политиков и простых украинцев появятся мысли о том, что войну надо заканчивать любым путем, не приходится.
Дипломатия? О ней можно будет говорить только тогда, когда в Вашингтоне дадут команду прекратить снабжение ВСУ. До этого момента даже начинать о чем-то думать глупо.
В сотый раз пишу фразу о том, что победа куется на фронте. Всё остальное - это помощь солдатам и офицерам. Помощь! Победа в руках тех мужчин, которые сегодня, сейчас, в эту минуту бьют врага. Все то, о чем написано выше - это агония Запада, который создал и кормит киевский режим. Судорожный поиск красивого выхода из созданной им, Западом, ситуации.
Почему-то вспомнилась кошка, загнанная в угол. Перед смертью драться она будет действительно страшно. Выхода у нее нет. Смерть или... гибель.
Автор:
Александр Ставер https://topwar.ru/225621-agonija-kieva-ili-popytka-vypravit-situaciju-chto-stoit-za-chistkoj-voenkomov-i-novymi-iniciativami-rady.htmlДроны против «вертушек»: конец эпохи ударных вертолётов
Вертолёт Ка-52
Несмотря на то, что в течение СВО ударные вертолёты, прежде всего Ка-52, показали себя очень хорошо, время их массового боевого применения, кажется, уходит. Пока что они выигрывают за счёт «длинной руки» в виде дальнобойных ПТУР, дальность работы и скорость полёта которых превышает дальность и скорость обычных «пехотных» ПТУР. Даже не всякий ПЗРК достанет вертолёт в ответ, особенно учитывая тактику работы вертолетов на кратковременных «подскоках» из режима низкого висения: «выглянул-выстрелил-спрятался».
При этом современных ЗРК средней дальности у ВСУ вообще относительно мало, и прикрыть ими всю линию фронта они полноценно не могут. Поэтому сложилась ситуация, в которой Ка-52 могут работать относительно спокойно. Можно сказать, что они работают так, как предполагалось на этапе их создания. Именно поэтому они и показывают высокую эффективность.
Однако весьма вероятно, что скоро главным противником вертолетов станут «летающие мины» в виде специализированных БПЛА. Подобные, но стационарные мины, предназначенные для блокирования аэродромов или маршрутов полёта, уже давно существуют. Установленные в нужном месте, они ждут, когда рядом пролетит вертолёт, «слушают» характерный звук двигателей и тепловое поле. Определив, что цель рядом, выстреливают в её направлении заряд - «ударное ядро».
Но дальность действия таких мин небольшая, около 100 метров. Целый фронт или даже отдельный его участок ими не перекрыть. Несмотря на то, что они есть и у нас, и у армий НАТО, автору не встречалось ни одного упоминания об их использовании во время СВО.
Теперь представим небольшой БПЛА, который может барражировать в заданном районе хотя бы 4 часа. И тоже слушать шум двигателя вертолета, а услышав, лететь навстречу. Причём, в отличие от удара БПЛА по наземной цели (когда он в любом случае разбивается), в случае промаха по вертолёту атаку можно повторить.
Кстати, встречаются упоминания, что у широко известного «Ланцета» была модификация «истребителя БПЛА». Фактически готовый инструмент для борьбы с вертолетами! Скоростные возможности - до 300 км/ч - вполне подходят для атаки на него. Возможно, подходят и для атаки с пикирования низколетящих штурмовиков на встречных курсах.
В отличие от уже привычных вариантов «Ланцета», противовертолётный дрон должен быть автономным: барражировать в заданном районе, находить цель и атаковать её без участия оператора. Впрочем, возможность связи с оператором тоже не помешает, например, для предварительного наведения по данным РЛС или для перенаправления на важную наземную цель.
Кстати, судя по открытым источникам, что-то подобное - автономный режим, искусственный интеллект - планируется и в новых «Ланцетах».
Полдесятка подобных
дронов хватит, чтобы круглосуточно перекрыть довольно широкий участок фронта. Разумеется, кроме дней с плохой, ветреной погодой. Но в непогожие дни и вертолёты не всегда могут работать.
Итак, основные требования к такому аппарату: автономность, достаточная скорость, в том числе в пикировании, высота полёта 1-2 км, возможность самостоятельного анализа шумов и направления, в идеале ещё и инфракрасный датчик. Конечно, работе микрофона будет мешать шум набегающего потока воздуха и звук собственного двигателя (у наземной противовертолётной мины таких проблем меньше), но эти трудности преодолимы: характерные частоты двигателя вертолёта и особенно несущего винта вполне можно выделить. Видеокамера с возможностью анализа картинки, в т. ч. тепловой сигнатуры цели была бы ещё одной полезной нагрузкой такого аппарата.
Выглядит ли всё это фантастикой? Отнюдь. Изменения в военном деле сейчас происходят очень быстро.
Весной 2022 года украинские гранатомётчики и операторы ПТУР ещё свободно располагались на крышах высотных зданий. Причём чаще всего незамеченными.
При штурме Мариуполя наши уже применяли квадрокоптеры и обнаруживали неприятеля на крышах. То есть уже видели, где расположены засады, но поразить их с ходу не могли.
Ближе к осени 2022 года к квадрокоптерам уже вовсю прикручивали маленькие бомбочки, и шансов у таких засад стало гораздо меньше.
А сейчас уже вовсю применяются FPV-дроны - фактически продвинутый ПТУР с «длинной рукой».
И это только один пример развития дронов тактического уровня.
Переход дронов на автономную работу, на самостоятельный выбор целей - уже не фантастика. Это перспектива ближайших лет, если не месяцев.
Недавно обсуждалась эффективность использования вертолётов как «истребителей дронов», и даже возникла короткая, но жаркая полемика о том, годится ли для этого имеющееся бортовое вооружение, или стоит устанавливать многоствольные пулемёты и т. п. Думаю, что в свете обозначенной проблемы это сомнительное занятие. В нескольких известных случаях атаки вертолётом дрона последний летел по заданному маршруту и пассивно снимал на встроенную камеру происходящее. А теперь представим, что дрон может довернуть на вертолёт, попытаться сам его атаковать… и охотник превращается в жертву!
Летевший у мыса Тарханкут разведывательный БЛА заснял попытку вертолета Ми-28Н сбить его огнем из автоматической 30-мм пушки
Об опасности подобного, о скором применении «летающих противовертолётных торпед» стоит задуматься. Как защитить от них вертолёты, особенно в верхней полусфере? Как адаптировать тактику их применения? Стоит ли вообще планировать в будущем массовое применение пилотируемых ударных вертолётов на линии фронта?
Вероятно, это будет возможно только в условиях тщательного прикрытия средствами РЭБ и ПВО, и при наличии на борту комплекса активной защиты. Или следующее поколение ударных вертолётов станет беспилотным?
И последнее.
Эта статья обдумывалась и писалась в течение нескольких последних недель. И вот читаем, что на днях украинский FPV-дрон пытался атаковать Ка-52! Так что поворот начался даже раньше, чем автор думал, хотя и на примитивном уровне, в режиме ручного управления. Но, похоже, время уже пошло…
Автор:
Виталий Койсин https://topwar.ru/225541-drony-protiv-vertushek-konec-jepohi-udarnyh-vertoletov.html