Сегодня умерла Галина Вилениновна Аксёнова.
Она была моим классным руководителем с 8-го по 11-ый класс.
Она умерла в Саратове, а я нахожусь в Москве, так что на похороны не попаду.
Напишу вместо этого что-то из того, что я о ней помню.
А помню я о ней немало. Галина Вилениновна была одной из тех, кто всерьёз повлиял на меня, на то, каким человеком я стал. Пожалуй, она одна из двух учительниц, о которых я по-настоящему тепло вспоминаю.
Помню, своё самое первое от неё впечатление: она была похожа на льва. У неё было решительное, очень суровое лицо, тяжёлый взгляд и очень пышные вьющиеся волосы - это действительно напоминало львиную гриву - ну, по крайней мере таково было моё детское восприятие.
При этом несмотря на грозный внешний вид и суровую манеру поведения, человеком она была добрым и справедливым.
Одна из её любимых жизненных мудростей - на случай, если кто-то из её класса (особенно девочки) получал двойку-тройку и сильно переживал - звучала так:
- Ты хорошо себя чувствуешь? Здорова? И дома все здоровы? Вот и прекрасно! Вот это - самое главное! Вот только из-за этого и стоит переживать! А оценки слёз не стоят.
Ещё помню такой момент.
Классный час. Галина Вилениновна медленно идёт вдоль первого ряда парт, смотрит на нас своим тяжёлым взглядом - вот вылитый лев, только хвостом по бокам себя не хлещет.
- Я знаю, - медленно, делая паузы секунды на три после каждого предложения, говорит она, - что сейчас пошла мода на зелёные ногти. Так вот. Если я увижу у кого-то в своём классе зелёные ногти... - тяжёлая пауза. - Есть сейчас у кого-нибудь зелёные ногти?
На задней парте поднимается дрожащая рука - действительно с зелёными ногтями. Это Таня. Одна из лучших учениц в классе, всё всегда сделано, всё всегда вовремя (а это было непросто! У нас был настоящий физмат), всё всегда на пять, участвовала тут, участвовала там. В общем, Таня была очень хорошая. И у неё зелёные ногти.
- У меня, Галина Вилениновна, - робко говорит Таня.
Галина Вилениновна останавливается. Несколько секунд молча смотрит на Таню с ничего не выражающим лицом. А потом говорит:
- Таня. Тебе - можно.
Что характерно - ни у кого из класса это вопросов не вызвало)
Вот ещё что помню. Это к вопросу о том, что был настоящий физ-мат.
Как-то Галина Вилениновна задала нам на неделю сто задач по геометрии из Сканави.
До сих пор я отлично помню ту неделю. Эти семь дней я, кажется, не занимался вообще ничем, кроме геометрии. Ел, спал. ходил в школу и всё свободное время решал эти задачи.
Отлично помню, как дело шло. В первый день я за них взялся: первая - не выходит, вторая - не выходит, третья - не выходит. Четвёртую решил кое-как. Пятая - не выходит. И так далее. Получалась у меня в среднем одна из пяти. И так я дошёл до конца главы в сборнике - а нужно было решить любые сто штук из главы. И вот, решено у меня задач сорок таким образом. А глава кончилась - там их всего было чуть меньше двухсот.
Что делать-то. Задали решить сто. Я вернулся к началу главы, снова посмотрел на первую... а она лёгкая! И вторая лёгкая! Я до сих пор помню то ощущение - те задачи, которые я два дня назад решить не мог - теперь отлично решаются.
В итоге решил я, кажется 85 задач. Мне поставили 3)
Ещё помню момент.
Стою я у доски, решаю что-то по карточкам. А у нас была такая форма работы - к доске выходит одновременно человек 15 (все стены класса - и фронтальная и боковая были завешены досками) и решают. Решил, поднял руку, сказал ответ. Галина Вилениновна или говорит, что верно - тогда ставишь сам себе наверху доски плюсик и решаешь дальше. Или говорит, что нет, неверно - тогда перерешиваешь - и так пока не будет верно. В конце урока считаем плюсы, получаем оценки. Очень динамично урок шёл.
И вот решаю я что-то. Решил. Говорю ответ.
- Нет.
Ок, ничего страшного, рабочий момент. В идее решения и в его ходе я был уверен. Ну, где-то ляпнул, обидно, конечно, теряю время, меньше будет плюсов, ниже оценка. Но ничего, сейчас найду. Проверяю. Нет ошибки.
- Галина Вилениновна, то же самое получилось.
Она сверяется со своими записями, снова отрицательно качает головой.
Я перепроверил второй раз, третий - уже совсем внимательно. Ну, нет ошибки!
- Галина Вилениновна, а может у вас ответ неправильный?
Такое бывало. Редко, но бывало. Поэтому к таким предположениям Галина Вилениновна относилась совершенно спокойно.
Встала, подошла, стала моё решение проверять. И тоже ошибки не находит! Вернулась к себе. Стала проверять своё. И там нет ошибки! Снова смотрит моё - а я в это время попросил её листок, чтобы посмотреть её решение. А у неё решение несколько иным путём, так что впрямую сверить трудно. Но проверяю её решение - а я вполне осознанно то задание решал, так что вполне мог и решение учителя проверить - и у неё нет ошибки.
И тут вдруг лицо Галины Вилениновны каменеет.
- Сколько будет один умножить на один? - своим фирменным тяжёлым голосом говорит она.
- Один, - отвечаю я.
- А у тебя седьмой строчке получилось два.
Смотрю - точно. Даже помню, где именно у меня это вышло - при раскрытии скобок один на один умножал - и написал 2. А потом, при проверке, проскакивал взглядом это место.
- Единица, - говорит она, имея в виду уже оценку.
Ну, всё честно. Я в итоге плюса за урок ни одного не получил. Совершенно не обиделся, что характерно)
Вот фотография, на которой Галина Вилениновна есть. Сейчас смотрю... Вот вроде формально и нет, не похожа на льва - а это детское впечатление всё равно никуда не делось: "похожа!".