Ещё об иконе и о (не)уважении религиозной традиции

May 30, 2023 18:34

По следам разговоров в комментах, некая сумма того, что я об этом сейчас думаю.

Суть проблемы с Рублёвской иконой (а также с Исаакиевским Собором и много чем ещё) по-моему вот в чём.

Превращать священный предмет в музейный экспонат - это колоссальное неуважение к традиции, для которой он священным является.

Вот, представьте, такую ситуацию. Есть действующий шаман. Шаман этот очень крутой, уважаемый, известный. Лет ему, скажем, за 80.
И есть у него его шаманский жезл. Со всеми этими висюльками, вытребеньками и финтифрюшками, за каждой из которых целая история, значимая для него. Есть также его шаманское одеяние, бубен. Это очень крутые, очень интересные предметы, их культурная ценность велика и несомненна.


И вот умер шаман.
А в соответствии с той линией, той традицией, к которой он принадлежит, после его смерти посох, одеяние и бубен надлежит сжечь - чтобы передать владельцу на ту сторону.
Как на ваш взгляд, насколько правильно было бы со стороны светских властей оный посох у последователей традиции отобрать и выставить в музее? А если не отобрать - сожгут.

Вот как вы считаете, как видите - нормально в такой ситуации прям отправить сотрудников музея в сопровождении наряда полиции - и отобрать вещи?
По-моему - нет.
По-моему настолько очевидно нет, что тут и говорить не о чем - какой бы культурной ценностью вещи ни обладали.
И по-моему то, что нет, очевидно вот как-то буквально на подсознательном уровне. Мы же социальные животные. Мы просто шкурой чувствуем - нельзя так.

Если же отойти от шкуры и подумать головой. Почему нельзя? А вот как раз по этому, вышеупомянутому. "Превращать священный предмет в музейный экспонат - это колоссальное неуважение к традиции, для которой он священным является."
Если мы так поступаем, мы тем самым вот что говорим: "Вся эта ваша "та сторона" - фигня на постном масле. Все эти ваши духи, посмертие и прочее - ерунда. Поэтому смысла сжигать вещи - нет. А вот смысл экспонировать в музее - есть и ещё какой."

Допустим, что мы даже действительно так считаем. Но действовать так, имея дело с живой традицией - это плевок ей в лицо. И, уверяю вас, носители традиции прекрасно это поймут. Я думаю понимают (а кто не понимает, те чувствуют) и те, кто плюют. Ну, так вы тогда реакции не удивляйтесь, глаз не закатывайте, руки горе не воздевайте: "О, как они могут!" Так и могут, вполне естественно.

Представьте, что мы обнаружили социум, в котором тысячелетия вождей хоронят в курганах. Вот, целая цепочка таких курганов стоит, крайнему - пять тысяч лет, историческая ценность грандиозна. Но люди, которые хоронили в них своих вождей - вот они. Они здесь и огни считают, что нельзя курганы трогать. Всё равно потрошим, м-м? Интересно же, научная ценность?

Давайте представим себе, что цивилизация Древнего Египта дожила до наших дней, сохранив свою религию. Ведь в этом случае нельзя было бы растаскивать саркофаги по музеям. Нельзя потрошить мумии - даже если нам с научной точки зрения они очень интересны. Нет, нельзя. Вот, есть люди, которые верят в то, что неприкосновенность погребений, тел - крайне важна. Утащить мумию в музей - значит просто наплевать на их веру. Вы считаете это правильным?

На самом деле, сильный ответ на это можно дать _изнутри_ традиции.
Можно сказать, что такое (какое? это ведь отдельный вопрос) отношение к иконам не соответствует духу христианства.
Но товарищи. Вы же понимаете, что это колоссальный и очень древний спор? Историей праздника "Торжество Православия" поинтересуйтесь. Этот спор с I тысячелетия н. э. идёт - и вы действительно считаете, что так вот сейчас в комменте возьмёте и поставите в нём точку?
И важно, что вот этот подход можно использовать только изнутри традиции. Если вы вне её, то вы не можете сказать: "они неправильные христиане". Они такие вот христиане, христиане бывают разные, есть такие, есть эдакие.

И давайте я сделаю тут опрос.
Кстати, меня прям всерьёз интересуют его результаты. Так что прям попрошу - проголосуйте всерьёз.

Итак. Вот эта гипотетическая ситуация с шаманом и его посохом.
Важно.
Считаем, что культурная ценность посоха есть и она велика.
Считаем, что добром его не отдадут - положено сжечь вместе с телом шамана.
Считаем, что отобрать силой проблемы не представляет - то есть физически никто особо не пострадает.
(Сознательно заостряю вопрос - варианты только простые - да или нет.)

Poll

Голосование, Православная Церковь

Previous post Next post
Up