Уже некоторое время думаю о вере, о том, как вообще устроен этот способ отношения к информации. Чем вера отличается от знания, что реально влияет на обретение и утрату веры.
(Дальше идут рассуждения весьма разрозненные и сырые. Не законченная статья, а скорее что-то таких заметок в блокноте, мыслей вслух.)
Вот, есть вера и есть знание. Чем они принципиально отличаются?
Можно сказать, что знание - это информация доказанная. На мой взгляд не вполне так. Дело не столько в доказательстве. Доказательству ведь тоже приходится в какой-то степени верить - мало ли, вдруг в нём ошибка. Вдруг оно на неверных посылках основано.
Знание - это информация, которую можно проверить. Именно проверить. Чем более простой, очевидно интерпретируемой проверке поддаётся информация - тем надёжнее знание.
Нужен, ещё, пожалуй, отдельный способ отношения к информации, проверить которую почему либо не получается, но и верить в которую человек не намерен. Назову этот способ отношения гипотезой.
Открыт ли сейчас магазин на первом этаже? Я полагаю, что да, но сказать. что знаю это не могу - а мало ли. Проверять это не собираюсь. Таким образом сейчас для меня эта информация находится в статусе гипотезы. Гипотезы могут иметь разную степень достоверности - эта степень есть вопрос оценки.
А вот вера - это для ситуаций, когда проверка невозможна или по крайней мере крайне затруднена, но человек признаёт информацию истинной.
И вообще говоря, так, глядя извне этот подход кажется чуть странным - почему не оставить любую непроверенную и тем более непроверяемую информацию в статусе гипотез?
М. б., дело в том, что часто приходится принимать совершенно практические решения, на которые влияет такого рода информация? Но и действовать можно исходя из гипотез.
Тем не менее такой способ отношения к информации есть. Причём важно, что использование этого способа есть вопрос чистой свободной воли. "Я верю!" или "Нет, я не верю" - это просто такие решения. Да, на них можно влиять и тем не менее в итоге человек их или примет или нет. В том и суть веры, что её приятие не неизбежно.
По-моему на практике (именно на практике, реально) в основном на обретение веры влияют два фактора.
Первый - это другие люди. Чем больше людей вокруг верят в Х тем проще конкретному человеку в Х поверить. Если таких людей совсем много, если других и нет, то даже иначе сформулировать стоит - не "проще поверить", а "трудно не поверить".
В самом деле, если в нечто даже весьма странное верит один Вася - то он фрик. А если миллиард - то всё норм. Если даже не миллиард, а всего сорок человек - но эти сорок человек и составляют окружение Васи - тоже норм - особенно если Вася тут родился и вырос.
Кстати, поэтому часто чужую веру воспринимают довольно неприязненно. Де-факто любой человек верящий иначе, покушается на веру твою. Просто фактом своего существования. Да, это не логично. Но да, это так.
Ещё вот, что важно.
Верить легко в привычное.
То есть, если мы хотим поставить своего рода мысленный эксперимент - добиться того, что Вася верил в Кетцалькоатля, то нам надо поместить Васю с рождения
в общество людей, которые в Кетцалькоатля верят и чтобы других людей рядом не было. Тогда результат почти гарантирован.
Ещё важно. Вера не должна противоречить наблюдаемой реальности... Нет. Не то чтобы вовсе не должна. Строго говоря, может противоречить - см. выше - вера это такое решение. "Верю так!" - и всё. А если реальность противоречит, ну, тут есть много способов с этим как-то справиться.
Но если такие противоречия есть - они мешают принять веру и помогают от неё отойти.
Очень тяжёлый и мутный момент - вера может быть... Вот как сказать-то. Несерьёзной.
Человек может утверждать, что верит в Х - откуда ещё мы узнаем, во что он верит, как не с его слов - но при этом его вера в Х может никак не влиять на его действия.
Как раз поэтому так важны ситуации, когда человек очевидно принимает решение под влиянием своей веры. Поэтому важны мученики в христианстве, например. Они говорят: "да, мы совершенно серьёзно". Да, вот ещё что влияет на обретение веры - не только количество людей, её придерживающихся, но и качество их веры, что ли. Её серьёзность.
Кстати, в частности это даёт основания считать, что троллинговые религии - типа "веры" в ЛММ троллинговые и есть. Мучеников нет. Не свидетельств того, что "да, мы серьёзно в это верим". Поэтому и отношение соответствующее.
Кстати, кмк, чистого знания просто нет. В любом знании есть примесь веры. Даже заглянув в холодильник и увидев. что в нём есть яйца и что их там восемь, я знаю это, только неявно опираясь на веру в то, что мои глаза меня не обманывают, что не обманывает память, что я не в матрице и т. п.
Что меня несколько смущает в христианстве - своего рода требование веры. "А ты поверь!" Как будто это легко. То есть нет, это легко, если см. выше - ты в более-менее соответствующем окружении вырос и живёшь. Но, пытаясь думать сколько-то объективно, это же не очень сильный аргумент.
Да. и вот ещё что что реально влияет на обретение веры и отказ от неё. Желательность того, о чём идёт речь. Хочет ли человек верить в Х, нравится ли ему Х. Поэтому вот ещё один работающий механизм влияния на принятие решений о "верю-не верю" - сделать объект веры привлекательным или отвратительным.