Ответы на вопросы
kroopkin Философия в какой-то степени - это не способ познания вообще, в том смысле, что философу не дан предмет познания вне его мышления. Можно сказать, что философия есть сама предмет себя.
Если нарисовать треугольник познания с вершинами "наука", "искусство", "религия", то философию следует поставить в его центр - вроде и имеет отношение к познанию, вроде внутри познания, но не на линии. Философия действительно нечто средне-производное от всех трех способов познания: рациональность от науки, субъективность от искусства, всеобщность от религии.
...
Я бы сказал так: философские высказывания есть знания не в большей степени, чем таковыми являются поэтические строки. Конечно в них закреплен результат некой познавательной деятельности, но к знаниям я отнес бы лишь то, что имеет объективную познавательную ценность, то есть то, что однозначно переводится в понимание. Любые научные знания (научные высказывания), практически без искажений трансформируются в понимание - необходимо лишь вложить в человека достаточный массив исходных знаний (хотя конечно, можно столкнуться с патологической необучаемостью). Более того, использование научных знаний может идти и без какого-либо понимания.
Философские же высказывания, как и высказывания искусства принципиально не имеют объективного статуса - их истинность лишь статистическая - по количеству воспринявших, понявших, принявших их людей. И если у человека мышление или чувства устроены по другому, то сколько не объясняй содержание философской теории или стиха - для него они всегда останутся за пределами понимания (хотя конечно, все течет - но редко). Не говоря уж о том, что вне индивидуального понимания философские и поэтические строки - полное ничто.