(no subject)

Dec 25, 2015 11:15

Потом возможно я облеку это в более форматные тексты или даже статьи на сайт. Пока в неформальном режиме чтобы не забыть основные темы этого года.

Контекст: в мае 21 человек - преимущественно Москва, но также и Питер, Новосибирск, Минск, Рига, Вильнюс и Киев - собрались в светлом зале на Хохловке, чтобы начать обучение по программе EFC Russia. Кроме них в программе участвовали примерно 14 разных тренеров - ЮК, Израиль, Голландия, США, Россия, и команда (room team) в которую я позвала тех, кого хотела бы дальше видеть в единомышленниках и для которых хотела эту программу, но шансов пройти ее за деньги не было вовсе. Среди студентов - коучи, терапевты, учитель танго, нарративные практики, бизнес-тренеры. В команде - такая же смешанная солянка, включая доктора наук и моего терапевта.
Про программу важно понимать несколько ключевых нюансов:
- embodiment - это в принципе про телесное и про связь телесного со всей остальной жизнью (как мы живем и принимаем решения, чего боимся и к чему тяготеем, как общаемся и в чем себя выражаем ну и т.п.)
- обратить внимание на телесное = получить прямой доступ к тому что происходит с тобой на самом деле - эмоции, привычки, стереотипные реакции, ограничения и т.п.
- эту программу (да и весь эмбодимент в современном его виде и методах) придумали мужчины с опытом боевых искусств (та пара женщин, которые также являются авторами своих методов, тоже имеют черные пояса и нехилые даны). Это значит, что там может быть много про внимание и поддержку, но и очень много про вызовы, дисциплину и движение вперед (или вверх). Это далеко, а порой и противоположно, терапии.
- эти методы и эта программа сформировались в условиях более благоприятных и свободных, в среде, где по определению больше выбора и меньше страхов, где бизнес-нормы более упорядочены, люди чаще решаются на действия и вообще все более маскулинное (пусть даже и в современном смысле).
- программа предъявляет разнообразие и предполагает самостоятельный (и ответственный) выбор, в каком-то смысле это программа для взрослых самостоятельных людей whatever.

То есть по большому счету у этой программы изначально были серьезные задачи культурной адаптации - фактически пройти меж сциллой и харибдой, найти баланс (другой нежели в ЮК) вызова и поддержки, сохранить ее мужской характер в феминной культуре, говорить обо всем этом и делать с позиции интегрального 7 уровня (спиральная динамика) в культуре сильного 4 уровня с сильным анамнезом насилия и травмы.
Я этого в начале не видела и не понимала (мой персональный опыт прохождения программы и работы в подходе был интенсивным, но не слишком сложным, скорее много любопытства и развития, нежели вот прям вызовов на грани возможного). И мой партнер и ведущий тренер Марк - тоже. Мы не видели в начале всего объема сложности задачи именно с этой точки зрения.

После первого модуля я писала, что "у нас плохо с вызовом" - не любим, не принимаем, откликаемся сопротивлением, что в целом понятно (см. недавнюю статью про выйти из зоны комфорта), учитывая нашу историю. Но без вызовов в этой программе увы нельзя совсем никак.

Любопытно, что уже после завершения программы Марк произнес почти слово в слово то, что летом на конфе в Бремене о работе с мигрантами из России говорила Юля Морозова: мы настолько похожи на "обычных людей" (кожа, одежда, языки, образование), что трудно предположить, что культурно мы так сильно другие.

Вынуждена признать: для меня в том, чтобы принести программу в Россию была большая персональная ценность. И потому что сам метод отлично работает в самых разных областях, и потому что через оживление телесности меняется практически все - от появляющейся решимости что-то делать вовне до изменение социальных практик (да, это моя подпольная революция:), и потому что я точно знаю, что мы, бля, не хуже всех прочих, и есть люди живущие уже в 21 веке в большом мире, а не только застрявшие в послевоенной коробке ограничений и выживания, и я хочу чтобы таких людей здесь становилось больше, и путь "через тело" пусть и не самый простой, но самый эффективный и быстрый из известных мне.

Но много трудностей было там, где я лично их не ждала (в силу собственной ограниченности).
В программе действуют простые правила. Например, приходить (и уходить) вовремя. Ты можешь опоздать и предупредить об этом. Ты можешь выбрать доесть ланч (который несут три часа) или докурить сигарету - это твой выбор. И это ключевая штука - это твой выбор. В этом никто не виноват, ты - не жертва обстоятельств. Ты - не обязан. Соблюдение правил происходит не потому что тебя накажут, а потому что ты сам это выбрал и подписался. Это было как бы по умолчанию, а значит неочевидно, что собственно и создавало трудности (это непросто не только в России, но в ЮК вызывает меньше сопротивления). Это относилось абсолютно ко всем. И я сама нередко ловила себя на другом поведении и мне порой было непросто принимать решения. И это всегда зона твоего внимания.
То же касалось и домашних заданий и включенности в процесс - ты выбрал учиться здесь, а это нон-стоп процесс, каждодневный (буквально ибо ежедневные практики часть учебного плана и требование для сертификации). Это мало похоже на любой другой опыт обучения (от сессии до сессии или от модуля до модуля). И это опять-таки твой выбор, под которым ты подписался. И это опять же не очень очевидно (и похоже что именно культурно - российский участник в Лондоне в этом году выбрал соскочить).

Естественный вопрос - зачем все это надо? Зачем такие сложности/жертвы в процессе обучения? (А еще плюс очень конкретные требования по категории "этика", а еще "тиккун олам", а еще много на самостоятельность... и вообще:).

Марк, говоря об этом, оперировал словом "стандарты EFC" (и это действительно стандарты программы), но дело не в том, что это спущенные сверху формальные правила и требования (4 уровень ага). Это условия для более важных процессов.

Еще из своего лондонского опыта я поймала, что каждый раз возвращаясь после модуля, я чувствовала себя будто умывшейся (наверное так чувствуют себя люди после бани:). Будто что-то стало просто чище, яснее, прозрачнее, честнее, откровеннее. После лондонских модулей мне стало неинтересно длить персональные мороки про танго, например, или читать некоторые психотерапевтические проф. тексты.
Такой же "прочищенной" я чувствовала себя и после московских модулей - и эмоционально, и ментально, и ценностно. Это создает некоторые трудности ибо становится порой невыносимо читать ленту, тусить с разными коллегами и проч. Но оно того все равно стоит.
Многое сразу будто встает на свои места - вот что для меня важно (и это всегда со мной, легко и без пафоса), вот что я на основании это "важно" делаю или не делаю. Вот я ловлю себя на своих привычных старых паттернах, но могу изменить свои реакции потому что у меня есть инструмент изменений и я помню свои ценности и коммитмент. И принимаю решения и меняю, даже если это неприятно.
Снова персональное: когда-то мой тер помог мне формулировать"что я делаю на этом свете" - "я создаю миры в которых с людьми что-то важное и настоящее происходит". Звучит пафосно, но реализуется в мелочах. Поэтому стремление вот к этой чистоте, кристальности, простоте, создание ее для других - что-то про мою, прстгспд, "миссию". Я вижу в этом большую ценность и пользу. Но втелеснивать это - ох какая непростая задача. Не думаю, что я справилась с ней в этом году, разве что процентов на 25. И я пока не знаю как сконструировать среду для следующего года, чтобы это было более понятно и доступно не только для меня.

Еще два аспекта. И они были для меня очень болезненными в ходе любых обсуждений с Марком (культурная сензитивность ага).
Первый аспект - 4 уровень. О чем речь. В модели спиральной динамике это такой уровень развития (персонального или культурного), где во главу угла ставятся правила, нормы и традиции. Это уровень, который требует, алкает этих правил. "Как правильно?", "Дайте инструкцию", "Больше четкости и определенности". И это - важно ибо создает чувство безопасности и защищенности, позволяет опираться на внешнюю структуру и нормы. Безопасность - ключевое слово. Я бесилась каждый раз, когда Марк произносил что-то про это, т.к. слышалось мне в этом "россия и люди в ней недостаточно развиты" и будто обвинял нас в этом. И для меня до сих пор вопрос: где это действительно предел персонального развития (вру, я знаю как это определяется, но это не всегда очевидно внутри процесса), а где культурный, а не персональный паттерн, а значит есть и другие уровни (мне больше нравится образ "струны"), которые можно усиливать.
Мы все повернуты тут на вопросе личной психологической безопасности. Все, я тоже. Реальное достижение культурное последних лет - помнить об этом, учить людей этому, создавать для них это (это хорошо делает терапия со своего 6 уровня). Но. Если в персональном развитии у человека есть и другие струны, он может справиться с вызовом правил и неопределенности и двигаться дальше. Как научить видеть и различать это и студентов, и команду - я пока не знаю. Как научить (а это именно обучение) и создать форму, в которой это могло бы происходить, распознавать культурные привычки и отделять их от персональных возможностей двигаться дальше - я пока не знаю. Для меня это дидактический вызов. Похоже, что буду стучаться в двери доктора пед.наук и просить помощи.

Второй аспект - травмированность. Учитывая то, насколько в терапевтических кругах эта тема перегрета, любое соприкосновение с травматической реакцией считается неэкологичным по определению (ааа!!! ретравматизация!!!) и моментально так и маркируется. И опять же - это большое достижение для нас - подъем этой темы и работа с ней. И мы постоянно напарывались на проявление травматический реакций в течение года и это - нормально. И мы не терапевтическая группа при этом. И работа с собственной травмой - обязанность и ответственность самих студентов.
Но по сравнению с ЮК опытом, такой объем травматических реакций, конечно, пугал наших заморских гостей)). К счастью, тут для меня больше ясности, что с этим делать (на одном вступительном интервью я даже целенаправленно запугивала будущую студентку, но она проявила достаточную степень ответственности:).

Что при этом вызывает сложность - позиция "с нами так нельзя!". Нельзя создавать условия, в которых мы можем попадать в свои культурные и личные травмы. Во мне весь год боролись эти две позиции - терапевтическая, которая соглашается, мол, не надо так. И обучающая - в этом одна из составляющих программы: обнаружить реакцию, взять инструмент, который дали, и менять реакцию. (Или честно пойти к специалисту, если сам не справляешься). Это тонкий момент и сложная работа.
То же, впрочем, касается и других привычных но болезненных паттернов - Тень, троли, проф.амбиции и эго, культурные (особенно гендерные) заморочки...

И снова вопрос - зачем все это надо? И так ли уж это необходимо - проводить людей через трудности персонального развития?
И здесь для меня тоже простой ответ. Не разобравшись со всем этим в себе (как минимум, не зная этого про себя), нельзя быть эффективным для других. Поэтому да, это необходимо. И что трудно - это очень медленный процесс. Ну типа мы уже во второй, профессиональной части программы, а значимость личных паттернов такая, будто мы только-только начали. Что таки да, говорит пока о неготовности безопасной работы с другими.

Любопытно, что по сравнению с Лондоном, сама программа как минимум для половины участников оказалась все же скорее курсом персонального развития, а не профессионального. Мы всерьез обсуждали, стоит ли из-за этого менять саму программу (а значит делать не единую международную программу, а какую-то специфическую российскую с другим названием ибо это уже вообще другая программа) или идти путем более опытных коллег (ИТДТ, гештальт и другие), разделяя персональный уровень и делая второй год программы уже чисто профессиональным не для всех.
Для меня это скорее вопрос "верю ли я в моих людей?" (снова простите за пафос). Я верю. Я правда верю, что несмотря на все культурные заморочки и тяжелую социальную наследственность, мы гораздо меньше отличаемся от всего остального "цивилизованного" мира, чем нам самим или снаружи представляется. И мне очень не нравится вот эта "особенность", звучавшая весь год в оба моих уха на двух языках. Специфика конечно есть, но она есть в любой стране - везде своя. Я не верю, что россия - неразвитая страна третьего мира, где люди настолько ограничены, что чего-то там не могут по сравнению с другими "более развитыми" странами. Это точно не та установка, которая полезна мне для моей деятельности и для моей жизни.

И еще один аспект на сегодня - язык. Когда Марк устает или попадает в какие-то свои процессы, в нем пропадает велеречивый обтекаемый англичанин и просыпается простой ирландский парень. С учетом простоты и ясности, о которой я говорила выше, для русского, пусть и владеющего англ.языком уха, это часто звучит грубо - как наезд, осуждение или обвинение. Ох... С этим и мне было сложно, особенно когда я была сильно уставшей. Я в мае просто взрывалась, повышала голос моментально, а потом рыдала. И это до сих пор сложно местами. И вот это постоянное языковое посредничество - это какая-то еще одна моя задачка. Но в каких-то ситуациях Марк сильно чувствительнее культурно к нашим реалиям, чем я, и это впечатляет. Например, после экзамена всем студентам оглашаются результаты и дается фидбек. Обычно это общий круг. Я не видела в этой процедуре никакой сложности. Спасибо Марку, который предположил, что с учетом нашей ментальности лучше сделать это один на один. И всякие прочие мелочи - "подойди поговори с ним/с ней", "проверь все ли ок" (даже в Лондоне - поговори с ним на родном языке, поговори с ней - вы из одной восточно-европейской культуры и обе женщины). У меня пока этого нет. Но вот эти культурные переводы - это прям такая отдельная задачка мне на следующий год.

И нет, я пока не понимаю, что я действительно это сделала (ну то есть "это не я, это не я"). И я только на 30-40% удовлетворена случившимся (если в целом и по самым разным параметрам). И пока у меня нет шанса расслабиться. И сегодня я гораздо больше, чем год назад, боюсь наступающего года программы.

и я еще напишу про другие разные темы.

efc

Previous post Next post
Up