Как важно быть консервативным - II

Apr 29, 2013 11:17

     Два юзера - ув. volodymir_k и ув. soz_data_ccount - отклинулись на мою предыдущую запись. Каждый - сразу двумя постами. Заочная полемика с Жариковым оказалась весьма интересной, но об этом чуть ниже. Сначала о дискуссии с Владимиром. Она приняла столь неожиданные формы, что я почувствовал себя Изей Перелесом, персонажем еврейского анекдота. Лет десять назад чешское ( Read more... )

symposium, cogito, russia

Leave a comment

grey_horse April 29 2013, 09:28:46 UTC
Тут напрашивается каверзный вопрос: насколько давней должна быть система политико-экономических воззрений, чтобы следование ей уже считалось консерватизмом? Классическому либерализму, если считать от Адама Смита, больше 200 лет...

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 09:42:12 UTC
Требуется не давность, а общепринятость (в данном обществе). Все должны сознавать, что существующие общественные институты, существующая экономическая инфраструктура, существующее благосостояние построено именно на этой системе. В том числе и те, кто полагают что эта система уже изжила себя и борются за её слом.

Поэтому либеральный демократизм - это консерватизм для Чехии или Франции. А для России консерватизм - это социализм, причем советского образца.

У нас, правда, некоторые думают, что Ельцин уничтожил советскую систему, а Путин ликвидировал лихие 90-е.
Но даже wyradhe тут последним постом высказался о восстановлении совка в 1991-1993 годах.

Reply

bohemicus April 29 2013, 09:44:49 UTC
Это подмена понятий. См. мой ответ ув. grey_horse в этой же ветке.

Reply

bohemicus April 29 2013, 09:42:14 UTC
В этом вопросе нет ничего каверзного, он всего лишь наивно подменяет понятия. Консерватизм возник в ответ на вполне конкретное событие - французскую революцию. Это очень чётко очерченный круг идей. Но будучи однажды сформулированными, консервативные идеи оказались универсальным. Они претерпевают лишь крайне незначительные изменения во времени и пространстве.

Сам по себе возраст идей, событий или явлений тут не при чём. Например, социализм, анархизм и т.д. не станут консервативными никогда и ни при каких обстоятельствах, даже если просуществуют по 500 лет. Они противоположны консерватизму по самой своей сути.

Reply

grey_horse April 29 2013, 09:51:37 UTC
Гм... А вот, например, кодекс Наполеона консервативен или противоположен консерватизму? Поиск по блогу говорит, что вы упоминали его трижды, но из контекста я не могу понять, с одобрением или наоборот.

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 09:52:10 UTC
Это зависит от того как определять понятия. А определять их надо так, чтобы из этого вытекала какая-то практическая польза.

Те конфликты, вокруг которых рубились головы во времена французской революции - между консерваторами и революционерами, между левыми и правыми, уже довольно сильно устарели. Скоро они будут столь же актуальными, как конфликты между ипподромными партиями голубых и зеленых в Константинополе. А конфликт между желающими сохранить "как было" (вариант, "вернуть добрые старые времена") и желающими продолжения или ускорения происходящих изменений - вечен и универсален. Он не зависит ни от устройства власти, ни от уровня развития технологий, ни от территориальной однородности/разнородности.

Поэтому называть"консерваторами" сторонников сохранения текущего положеия или возвращения к недавнему идеализируему прошлому - более продуктивно, чем закрепить это название за конкретной политической силой 200-летней давности.

Reply

grey_horse April 29 2013, 09:59:24 UTC
Еще есть вариант возвращения к далекому идеализируемому прошлому. Поэтому я данным термином не пользуюсь: слишком много толкований.

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 10:02:14 UTC
Под возвращением к "старым добрым временам", далекому идеализируемому прошлому всегда кроется борьба против нескольких современных тенденций.

Reply

dementiy2010 April 29 2013, 10:42:09 UTC
"Поэтому называть"консерваторами" сторонников сохранения текущего положеия или возвращения к недавнему идеализируему прошлому - более продуктивно".

А по-моему, "ЕдРо" именно так себя и начинает позиционировать - хранителями устоев и славного прошлого.
Но те, кто выступает за возвращение к дореволюционной России, - они как бы получаются круче "ЕдРа", консервативнее?
Типа, новые консерваторы и старые консерваторы?

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 10:50:51 UTC
Те кто выступает за возвращение к дореволюционной России просто олухи царя небесного. Я бы с удовольствием поселил бы их в курной избе и заставил пахать сохой и выращивать жито себе на прокорм. Лошадку только жалко. Она у них вечно голодная будет.

Reply

bohemicus April 29 2013, 12:22:53 UTC
Олухи царя небесного - это те, кто не понимает, что консерватизм в наших условиях означает стремление к возвращению не в определённую точку, а на определённый путь развития.

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 12:35:49 UTC
Путь развития Российской Империи, начиная с петровского приписывания крепостных к заводам, это попытка решить задачи современности средствами позапрошлой эпохи.
Причем посредством причинения максимума мучений собственным подданным.

Всё-таки Империи бывают сильно разные. И если вы видите полезные свойства в той Империи на развалинах которой вы живете, не надо пытаться это некритично распространять на остальные.

Reply

redalertforever May 1 2013, 09:01:09 UTC
Да, ладно в СССР вон крестьян к колхозам приписывали, это всяко круче, чем при Петре.

Reply

dementiy2010 April 29 2013, 12:29:10 UTC
Я не хотел бы комментировать взгляды и личности тех, кто выступает за восстановление самодержавия. Это их личное дело.
Я просто задумался над тем, кого следует считать консерваторами.

Reply

bohemicus April 29 2013, 12:20:11 UTC
Практическая польза - это, в первую очередь, договороспособность, для которой необходимо использование общепринятого в мире языка. Любые альтернативные дефиниции терминов - это завихрения провинциальной мысли, искривления сознания, которые в следующем поколении неизбежно выпрямятся до полного исчезновения. Если лет через тридцать кто-нибудь прочтёт Ваши сегодняшние реплики, он просто не поймёт их.

Вообще, любые советские представления о чём бы то ни было - это представления вымирающего вида, поэтому их использование - это самомаргинализация.

Reply

vitus_wagner April 29 2013, 12:30:34 UTC
Практическая польза - это далеко не в первую очередь договороспособность. Это в первую очередь возможность продуктивного анализа ситуации, позволяющего сделать выводы о возможных последствиях.

Когда-то афиняне, наверное, считали Рим глубокой варарской провинцией. Несколько веков спустя гордые римляне считали такой же провинцией Византий.

Центр мира имеет свойство перемещаться.

И следующий центр мира, вероятно будет в Пекине. Где советские представления будут иметь куда больше отношения к реальности, так как базируются на общих источниках с трудами председателя Мао, чем этот ваш европейский монархизм.
Европа - это такой маленький пыльный чуланчик, куда крысы триста лет стаскивали наворованное со всего мира.

Хотя, конечно, в той идеологии, которой будет руководствоваться будущий великий Китай будет куда больше от конфуцианства, чем от марксизма.

Reply


Leave a comment

Up