В той части Карловых Вар, где на улице иногда можно встретить Уму Турман или Шона Коннери, посреди зданий, сохранившихся от Belle Époque, возвышается отель "Термаль", построенный в 1976 году в стиле брутализма. Хотя в "Термале" проходит международный кинофестиваль, сам он едва ли когда-нибудь войдёт в историю кино в том смысле, в каком в
(
Read more... )
А мне больше нравится современная и будущая эстетика. Веганская кухня по будням, этнические кухни мира по праздникам, медитация, йога, старая классика авангарда и современный акционизм и хэппенинг, культурные, философские и социальные поиски с помощью искусственного интеллекта, увлекательные миры виртуальной реальности и использование нейротехнологий для раскраски субъективного мира в новые удивительные смысловые тона как новая форма искусства.
В этом мире и формам традиционной эстетики будет отведено достойное и уажительное место, и простор для эстетического поиска будет безбрежным.
А судорожно цепляться за свою экономическую роль биологического автомата, специализирующегося на производстве определенной материальной, интеллектуальной или культурной продукции - это как-то смешно. Как если бы вольноотпущенный раб растерянно сидел у порога дома своего бывшего хозяина, не понимая, что ему теперь делать и как ему теперь жить :)
Reply
Reply
Reply
Но мне абсолютно непонятно, как можно ожидать культурных, философских и социальных поисков от искусственного интеллекта. По-моему, когда восторжествует искусственный ионтеллект, любые человеческие поиски закончатся. А может быть - и само человечество. Ну зачем мы ему, искусственному интеллекту?
Reply
Так ведь и нашему собственному интеллекту мы абсолютно не нужны.
Стремиться к чему-то нас ведь заставляет не интеллект как таковой, а мир наших чувств: любви, ненависти, надежд, страхов, ревности, нежности, заботы, эстетических вкусов и т д.
А наш интеллект - это только инструмент логического анализа, помогающий нам разбираться в том, как устроены важные для наших чувств окружающие вещи, люди и как устроены мы сами. Чтобы мы могли следовать за чувствами не вслепую, а предвидя последствия того, что мы делаем, говорим или пишем, и соотнося их с чувствами, которые по поводу этих последствий у нас могут возникнуть.
Если же лишить нас чувств и оставить наедине с нашим интеллектом, то нам все станет абсолютно безразлично.
В этом смысле заказчиком наших эстетических и философских поисков - как и вообще любых поисков и любого анализа - является не наш интеллект, а наши чувства. Интеллект же выступает не в роли заказчика, а в роли оснащенного аналитическим инструментарием подрядчика.
И искусственный интеллект в этом плане ничем не отличается от нашего, человеческого. Современные интеллектуальные устройства чувств лишены. Интеллектом у них управляют не чувства, а простейшие правила поведения типа «решай логические задачи по мере их поступления в виде внешних команд». В этом смысле уровень поведенческой мотивации современных интеллектуальных машин - это не мир животного или даже насекомого, а что-то вроде мира одноклеточного организма.
Чтобы стать самостоятельной личностью, разумной машине совершенно недостаточно иметь развитый интеллект. Ей для этого необходимы развитые чувства - или какой-то их адекватный архитектурный эквивалент. Иначе это будет не личность, а разумная бактерия, не способная ставить перед собой даже самые минимальные самостоятельные цели.
Развивать же мир чувств искусственного разумного существа - это совершенно иная задача, чем развивать его интеллект. С интеллектом все более или менее понятно: он развивается на соответствующем классе задач применением различных методов оптимизации поиска. А с чувствами пока - полный туман. На сегодняшний день мы не можем даже внятно описать, чем, к примеру, чувство нежности отличается от чувства любви или от потребности заботиться. Ощущать - ощущаем, а ясно описать затрудняемся. Как в этой ситуации развивать мир чувств у разумной машины, совершенно непонятно.
Полагаю, что прогресс в понимании и моделировании мира чувств будет связан с прогрессом в изучении работы мозга. А этот прогресс, в свою очередь, будет связан с прогрессом технологий создания нейроинтерфейса между мозгом и компьютером. Понимать, что из себя представляют чувства, мы, возможно станем не намного лучше, зато мы научимся приемлемо их логически картировать и моделировать их работу. Одним словом, понемногу научимся переносить мир наших чувств в электронный мозг компьютера, превращая его в более похожую на нас психическую сущность. А значит, и вопросы нашей человеческой эстетики, этики, философии и прочих аспектов культуры, - будут для этой новой сущности не пустым звуком. Ведь никакого иного строительного материала для создания развитого мира её чувств, кроме мира наших собственных чувств, у нас не будет.
Конечно, это не означает, что мир чувств разумной машины навсегда останется антропоморфным. Но по крайней мере, способность понимать нас и говорить с нами на понятном нам эмоциональном языке у нее сохранится.
А чему разумная машина нас со временем благодаря этой своей способности научит и в какие экзистенциальные дали нас заведет - это уже отдельная тема :)
У меня на эту тему, кстати, пост есть, если Вам интересно:
https://alex-new-york.livejournal.com/48595.html
Reply
Reply
На сегодня разумные машины - это не обладающие собственной мотивацией и не ставящие перед собой самостоятельных целей интеллектуальные устройства. Такими они и будут оставаться очень долго, несмотря на всё свое интеллектуальное развитие. Позволять им становиться личностями, способными к самостоятельному целеполаганию, люди по вполне понятным причинам будут чрезвычайно осторожно.
Гораздо более вероятным мне представляется другой тренд - миграции человеческой психики с биологического носителя на искусственный и расширение человеческих психических возможностей средствами нейротехнологий. Иными словами, разумным машинам в самостоятельные личности люди превращаться вряд ли позволят, а вот превращение людей в нечто трангуманистическое и уже не вполне человеческое будет идти полным ходом. И если кому-то и суждено вытеснить вид homo sapiens в эволюционном процессе - так это не столько интеллектуальным автомобилям, микроволновкам и холодильникам, сколько людям, постепенно перестающим быть людьми.
Я на эту тему в свое время даже рассказ написал:
https://alex-new-york.livejournal.com/18928.html
Не думаю, впрочем, что вид homo sapiens кто-то будет уничтожать. Наоборот, полагаю, для него будут создаваться заповедники и элизиумы :)
Reply
Reply
Reply
Т.н. "ИИ", в лучшем случае может быть помощником для человека для решения каких-то прикладных задач по алгоритму написанному человеком и в целях определяемых человеком. Сколь бы сложным и развитым (тем самым человеком!) это"ИИ" не был.
Reply
Электронные нейроны-переключатели ничем не хуже белковых. Работа сегодняшних интеллектуальных устройств мало напоминает работу человеческой психики не потому, что кремний в чем-то принципиально уступает протеину, а просто потому, что никому не нужно наделять искусственные интеллектуальные устройства чертами человеческой личности. Корпоративная культура и людей-то от мешающих работе аспектов психики вовсю пытается избавить. А уж тратить миллиарды на создание эмоциональных и своенравных промышленных станков, дронов и автомобилей - и подавно никому в голову не придет.
Серьезное развитие антропоморфной искусственной психики начнется тогда, когда технологии достигнут уровня, позволяющего дополнять и заменять биологическую нервную ткань синтетической, и человечество примется расширять свои психические возможности средствами нейротехнологий. Граница между живым и неживым начнет стремительно стираться, и это положит начало принципиальным изменениям в эволюции земной экосистемы сравнимым по значимости разве что с зарождением жизни из неживой материи миллиарды лет назад.
Хотя в принципе возможен и другой жутковатый сценарий, при котором неантропоморфные интеллектуальные формы по той или иной причине обретут самодостаточность и дадут начало новой ветви эволюции, а вид homo sapiens окажется тупиковой эволюционной ветвью. Вероятность такого сценария мне представляется малой, но не пренебрежимой.
Reply
У человека, постоянно (постоянно!) обрываются старые и возникают новые нейронные связи. Это естественный самообеспечивающийся процесс. "Железо" так не может.
Всё о чём вы тут мечтаете, уже не раз было описано в хорошей и в не очень хорошей фантастике. Но, пока что, фантастикой и остаётся. Максимум чего удалось достигнуть, так это "самообучения" ИИ по принципу накопления опытных данных. Но, фактически, это не более чем расширение заложенной человеком базы данных. Т.е. - увеличение "библиотеки" данных.
ЗЫ Мне кажется, вы склонны к мальтузианству и очень молоды. Не?
Reply
PS нет
Reply
Reply
Reply
Как вы с этим предполагаете бороться? Уверен. что не предполагаете ибо именно так и собираетесь проводить время. Наверно. Но может я и наговариваю.
"Культура т.н. киберпанка, мне отвратительна. Все произведения подобного рода однозначно демонстрируют сопутствующую деградацию человека до уровня "недочеловек с кибер-вставками" (очень хочется написать кибер-дилдами - так будет точнее по смыслу).
Reply
Leave a comment