В той части Карловых Вар, где на улице иногда можно встретить Уму Турман или Шона Коннери, посреди зданий, сохранившихся от Belle Époque, возвышается отель "Термаль", построенный в 1976 году в стиле брутализма. Хотя в "Термале" проходит международный кинофестиваль, сам он едва ли когда-нибудь войдёт в историю кино в том смысле, в каком в неё вошёл, например, "Пупп". В фильме "Последний отпуск" жизнелюбивая афроамериканка, узнав, что ей осталось жить несколько недель, обращает своё имущество в наличные и едет в Европу, чтобы истратить все деньги в самом прекрасном месте на свете - в карловарском гранд-отеле "Пупп". В этой картине играют Куин Латифа и Жерар Депардье, но её подлинный главный герой - "Пупп". В "Термаль" никто не приедет, чтобы умереть в роскоши. Пётр Вайль (а может быть, это был Александр Генис, я их вечно путаю) oднажды сравнил "Термаль" с гвоздём, вбитым в старинную фарфоровую тарелку.
Гранд-отель "Пупп" в Карловых Варах, последняя перестройка завершена в 1913 году
Отель "Термаль" в Карловых Варах, постройка завершена в 1976 годy
На набережной между "Термалем", в котором кинозвёзды получают призы, и "Пуппом", в котором они предпочитают жить, возведены пять колоннад, укрывающих источники целебной воды. Четыре колоннады построены между 1871 и 1912 годами. Они очень разные - одна неоренессансная, украшенная статуями в античном духе, другая - деревянная, сплошь покрытая резьбой в швейцарском стиле, третья - чугунная (кто бы мог подумать, что чугун может быть таким ажурным и изящным), четвёртая являет собой чистейший образец венского сецессиона... Пятая колоннада открылась в 1975 году и выдержана примерно в том же стиле, что и отель "Термаль" (одни называют его функционализмом, а другие - брутализмом). Это сооружение из стекла и бетона, окружённoe чёрными металлическими столбами, призванными символизировать колонны (если я правильно понимаю замысел его создателей).
Млынска колоннада в Карловых Варах, постройка завершена в 1881 годy
Вржидельни колоннада в Карловых Варах, постройка завершена в 1975 годy
Ради постройки "Термаля" были снесены три десятка зданий эпохи ар-нуво. Вржидельни колоннада тоже появилась не на пустом месте. Над источником, известным как Вржидло, в 1879 - 1939 годах возвышалось совсем другое здание, облик которого как нельзя лучше соответствовал четырём остальным карловарским колоннадам. Это построенное в Австро-Венгрии сооружение во времена Первой республики пришло в упадок, а после присоединeния Карлсбада к Третьему Рейху было разобрано (при его строительстве использовалось множество металла, который немцы пустили на военные цели). Сразу после войны над Вржидлом возвели временную деревянную колоннаду (кстати, довольно милую), которую, наконец, сменило брутальное (или принято говорить бруталистское?) нечто, показанное на снимке выше (его строительство заняло 14 лет, представьте себе). Это ещё один вбитый в фарфоровую тарелку гвоздь, к которому жители Карловых Вар не привыкли даже за полвека.
Вржидельни колоннада, существовавшая в 1879-1939 годах
При желании в судьбе Вржидельни колоннады можно усмотреть отражение исторических судеб всей Восточной Европы, включая Россию: империя построила нечто прекрасное, что республиканцы привели в упадок, нацисты снесли и переплавили на пушки, а коммунисты заменили чем-то безобразным. Более выразительный символ трудно себе представить. Hо, слава Богу, ни история человечества, ни история Восточной Европы, ни даже история Вржидельни колоннады на красных не закончилась. В наши дни колоннада 1975 года тоже начала разваливаться, и городские власти объявили архитектурный конкурс на строительство новой. В Варах тут же возникло гражданское движение за постройку реплики исторической колоннады 1879 года. Люди не хотят видеть на этом месте ничего футуристического, шарообразного, восемнадцатиугольного, похожего на летающую тарелку, на сломанную сигару или на осьминога с разноцветными щупальцами. Они хотят, чтобы колоннада была колоннадой.
Визуализация проекта замены Вржидельни колоннады 1975 года репликой Вржидельни колоннады 1879 года
13 января 2018 года в Карловых Варах прошёл референдум, на котором 9 654 из 12 712 принявших участие в голосовании горожан высказались за реконструкцию Вржидельной коллонады 1879 года. Увы, 12 712 человек - это лишь 33,6% имеющих право голоса жителей Карловых Вар, а по закону референдум считается состоявшимся, если в нём приняли участие 35% (13 217 человек). Для возвращения в Вары Прекрасной эпохи не хватило каких-то пятисот голосов. Так что международный архитектурный конкурс всё же состоится, и проект восстановления исторической колоннады примет в нём участие на общих основаниях. Чем закончится эта история, станет ясно года через два-три. Может быть, над Вржидлом будет построена колоннада, а может быть - какая-нибудь полярная станция или перевёрнутая кастрюля (те, кто видел новое здание Верхнего железнодорожного вокзала в Карловых Варах, поймут, что я имею в виду).
Верхний вокзал, существоваший в Карловых Варах в 1870-1945 годах. Уничтожен авиацией Союзников в конце Второй мировою войны. Вместо него была построена времянка, прослужившая городу следующие 70 лет.
.
Новый, постоянный, Верхний вокзал в Карловых Варах, постройка которого завершена в 2017 годy. Специалисты считают его архитектурным провалом, a местные называют Жестяной задницей. Существует ли у стиля жестяной задницы общепринятое название, мне неизвестно.
Борьба продолжется, и само собой разумеется, что я солидарен с теми, кто желает вернуться к эстетике Belle Époque. Будь моя воля, все эти брутализмы, функционализмы и минимализмы перестали бы существовать, как явление. Ho с особой тщательностью я бы снёс всё построенное в 70-х. Вытащил бы гвозди из фарфоровых тарелок. Эстетически западная цивилизация развивалась от средневековья до эпохи ар-нуво, отчасти до ар-деко, а потом начала деградировать. Но в различных областях жизни эстетический упадок наступал хронологически неравномерно. Если в архитектуре довольно скверные тенденции проявились сразу после Первой мировой (а в живописи - даже раньше), и в дальнейшем всё становилось только хуже, то дизайн интерьеров, напротив, какое-то время продолжал развиваться. Одежда (как мужская, так и женская) тоже становилась всё интереснее где-то до пятидесятых годов. Это же можно сказать и о дизайне автомобилей. Однако к концу шестидесятых тенденция вульгаризации и примитивизации всего и вся утвердилась уже повсеместно, и в семидесятых человечeство достигло эстетического дна.
Эстетика 70-х. Ален Делон или Адриано Челентано умели элегантно выглядеть даже в костюмах означенной эпохи. Но для этого действительно нужно было обладать талантом Делона или Челентано. Не всем так повезло.
Архитектура деградировала до бетонных коробок, автомобили - до металлических коробок, мебель - до коробок из прессованных опилок. Модельеры мужской одежды словно возвели идиотизм и варварство в принцип. В семидесятых все носили дурацкие рубашки с ещё более дурацкими пиджаками и такими же галстуками. Кажется, других просто не было. На семидесятые пришлось моё детство, и наблюдая ребёнком весь этот клетчато-нейлоновый ад, я порой думал: "Неужели вот это и есть современность (а слово "современный" в ту пору звучало повсеместно и по любому поводу)? Неужели мне придётся жить в коробке, ездить в коробке, да при этом ещё и одеваться, как клоун?" Слава Богу, что хотя бы женский костюм оставался секси даже в семидесятых. Это позволило моей психике нормально развиваться.
Ещё немного весёлой эстетики семидесятых. Эти наряды оставались нескучными даже в темноте - их делали из тканей, которые электризовались, и когда вы их снимали, они искрили.
Я всегда рассматривал этот мир, как единое целое, в котором всё связано со всем, а эстетические критерии являются одними из самых важных. Для меня великая держава без колоний или социум без элиты - это такое же недоразумение, как колонны без капителей или мебель без резьбы, а красная идеология представляется мне столь же нелепой, как мужчина в розовых штанах. 70-е, эстетическое дно ХХ века, были и его политическим дном. Мир носил клетчатые клёши и пребывал в красном маразме, на фоне которого тускло поблёскивала одинокая звезда Пиночета. Вообще-то в диктатуре как таковой нет ничего хорошего. До чего же докатилась планета, если Пиночет казался светлым пятном... Но пришли 80-е, и всё изменилось, как по волшебству. Едва Тэтчер оказалась в премьерском, а Рейган - в президентском кресле, как мир стал совсем другим. С клоунской модой было покончено за несколько месяцев, с клоунской идеологией - за несколько лет.
Эстетика 80-х - великой эпохи яппи, начавшейся с того, что мужчины вернули себе человеческий облик, и увенчавшейся тем, что они покончили с коммунизмом.
Наше время я рассматриваю как один из самых счастливых периодов в истории человечества. Счастливые эпохи никогда не длятся долго, и наша тоже однажды закончится, но у потомков будут все основания назвать её Bonne Époque. Мы уже знакомы с виртуальными забавами, но ещё не забыли радости, которые можно испытать только в реале. Наш мир уже достаточно един, чтобы мы могли пользоваться всеми плодами глобализации, но ещё достаточно разнообразен, чтобы можно было выбрать хоть страну, хоть кухню себе по вкусу. Мы уже знаем, что будущее не принесёт новых идей и не создаст новых стилей, но ещё помним, какие идеи и стили господствовали в прошлом, и можем комбинировать их, как нам заблагорассудится. Да, это Bonne Époque. Хорошие, очень хорошие времена, в которые можно жить где хочется и быть кем хочется. Можно побороться за то, чтобы бруталистские монстры были снесены, а исторические колоннaды - восстановлены. Mожно даже выбрать, какой орфографией пользоваться.
Я не знаю, кто автор этой дивной картинки, которую выложил ув.
ivanov-petrov , но увидев её, я, сорокадевятилетний консерватор, второй раз в жизни подумал, что, возможно, в анимэ что-то есть. В первый раз эта мысль промелькнула у меня, когда я узнал, как в анимэ изображают Австро-Венгрию.
Позвольте ещё раз поблагодарить всех, кто ответил на
Вопросъ o старой орѳографiи. Это сделали примерно четыреста человек, и я сейчас анализирую их ответы. Если хотите, позже я могу систематизировать свои выводы и выложить их отдельным постом, а пока отмечу одно. По-настоящему меня удивили лишь несколько юзеров, назвавших букву ѣ неприятной. По-моему, она прекрасна даже визуально, а уж если учесть её семиотику, то это мощнейший культурно-политический знак. Эта старинная, похожая на крест, недвусмысленно указывающая на историческую Россию буква словно специально создана, чтобы стать символом Реставрации. Если вы вдруг решите создать какое-нибудь правое движение (консервативное, монархическое, патриотическое или националистическое) и будете подбирать для него символику, то убедитесь, что ничего более подходящего, чем ѣ, просто не найти. Особенно уместно сей знак смотрелся бы на рукавах у вашей службы безопасности (силовиков, боевиков, штурмовиков или как ещё вы изволите называть вооружённое крыло своей организации).
Старая орфография кажется мне лучше новой по той же причине, по которой гранд-отель "Пупп" лучше "Термаля", а Belle Époque - лучше семидесятых. Она сложнее, точнее, изящнее... Как заметил у меня в комментариях ув.
loboff, "старый русский язык был устроен куда правильнее нынешнего огрызка. И не только в дополнительных буквах, помогающих в смыслоразличении, но и грамматически тоже. Сама логика склонений и спряжений вдруг, внезапно, явилась в ТАКОЙ красоте и законченности. Когда ты читаешь, и понимаешь, что да, вот именно ТАК все вот эти обычные неурядицы русского языка и преодолеваются, и преодолеваются блестяще (вернее, их попросту нет, от слова совсем, вот вообще ВСЁ на своих местах). Сравнение тут пожалуй уместно лишь с латынью - у меня лично подобный восторг тем "как оно всё устроено" ранее вызвала только она".
Новой орфографией я пользуюсь по одной-единственной причине - я не умею писать в старой. В предыдущей заметке было каких-то восемьсот знаков, и я допустил в ней две ошибки. Учиться мне уже поздно (жизнь ушла на другое), а пользоваться сервисами вродe Славеницы - как-то несолидно. Мне пришлось заключить компромисс с реальностью, увы. Но это единственный эстетический компромисс, на который я пошёл. Во всём остальном я воспользовался возможностями Bonne Époque и сделал выбор в соответсвии со своим вкусом. Итальянская кухня по будням, французские рестораны по праздникам, консерватизм в эстетике и политике, либерализм в вопросах прав и свобод, благословенная Богемия как место для жизни, смесь ар-нуво и ар-деко как стиль интерьера, Макиавелли и Монтескьё как любимые мыслители, Рейган и Тэтчер как политический идеал, Российская империя и Австро-Венгрия как предмет ностальгии, новогодний концерт венской филармонии как музыкальное событие года и песенки группы "Belle Époque" как повседневный фон для беседы.
Click to view
"Belle Époque", замечательная группа, музыка которой не имела ни малейшего отношения к Belle Époque, существовала в конце 70-х (в отличие от архитектуры, политики или мужской моды, музыка в то время была вполне приличной). Особенно я любил их песню "Sorry", которую сегодня адресую тем, кому не понравился этот пост. Sorry 'bout my words, если вы предпочитаете брутализм, функционализм, минимализм, коммунизм или клетчатые штаны. Sorry 'bout my words, если вы не желаете реконструкции исторической колоннады или Реставрации исторической России. Sorry I'm not listening to you anytime you talk, если вы что-то имеете против ар-нуво, ар-деко, Макиавелли, барона Монтескьё, баронессы Тэтчер, президента Рейгана, благословенной Богемии, Австро-Венгрии, Российской империи и буквы ѣ.