Прохоровка - один из лучших пгт в России

Aug 28, 2020 20:48

Побывав этим летом в Белгородской области, воочию убедился, что это один из самых благоустроенных регионов страны, а Белгород - образцово-показательный областной центр.

Но конкретно этот пост мне хочется посвятить Прохоровке. Той самой Прохоровке, где летом 1943 года кипели жаркие бои на Курской Дуге, и где произошло одно из самых массовых танковых сражений в истории. Причем в своем блоге я желаю затронуть не только (и даже не столько) события Великой Отечественной войны, сколько рассмотреть и показать читателям сам населенный пункт. Ведь жизнь идет, и люди живут здесь и сейчас. И если углубиться в совсем уж пафосные эпитеты, то можно задать вопрос: "А за что деды воевали? Ради чего освобождали Прохоровку?".

Звучит провокационно, да. Но успокойтесь - провокаций не будет. Будет (надеюсь) интересный обзор населенного пункта. Итак, усаживайтесь поудобнее...

Но для начала немного сухих цифр. Что такое нынешняя Прохоровка? Это посёлок городского типа (с 1968 года), административный центр Прохоровского района Белгородской области России, в 56 км от Белгорода. Население пгт в 2020 году - чуть более 9000 тысяч человек. Через населенный пункт проходит железная дорога Курск-Белгород, а также имеется автобусное сообщение с облцентром. Прежде всего посёлок известен масштабным мемориальным комплексом и музеями с экспозициями на тему битвы на Курской Дуге. Данное сражение происходило в июле 1943 года. Сама Прохоровка была освобождена от фашистов чуть раньше - в феврале 1943 года, и стала опорным пунктом советских войск на Курской Дуге. Командование советскими войсками, зная о сосредоточении на данном направлении отборных частей Вермахта с лучшей военной техникой решила "закопаться" в глубокую оборону. Советские войска создали громаднейшую и современнейшую (на тот момент) систему укреплений для противостояния "полчищам" немецких танков и самоходных орудий. Окопы, брустверы, укрепленные позиции для противотанковых пушек, "ежи", мины, колючая проволока. Одной только земли (для создания окопов) было выбрано твсячи тонн (!). Немцы, в свою очередь, не спешили идти в наступление и ждали оного от советской армии. Тогда Жуков дезинформировал фашистов, заявив о якобы готовящемся наступлении войск РККА на 11 июля, и даже приказал солдатам суетиться - якобы, собираемся идти в атаку. Немцы попались на удочку и атаковали сами, стремясь "опередить" противника. А ввязавшись в бой, уже не смогли из него выйти. В результате жесточайших боев большинство новейшей немецкой бронетехники было уничтожено советскими войсками, но часть танковых соединений Вермахта все же смогло прорвать линию советской обороны в районе Прохоровки. Произошло это уже 12 июля. Для купирования прорыва навстречу немцам были срочно брошены несколько советских танковых корпусов. Они понесли огромные потери в танках и людях, но смогли остановить прорыв фашистских войск. Вскоре немецкое наступление выдохлось. Из-за огромных потерь в технике (в т.ч. новейшей - "Тиграх", Пантерах" и тяжелых самоходных артиллерийских орудиях) немцы оказались в сильно проигрышном положении в сравнении с советской армией. Всё это привело к окончательному перелому в ходе Великой Отечественной Войны.

По сей день посёлок известен в первую очередь своими музеями и тем самым танковым полем, ставшим музейно-мемориальным комплексом под открытым небом. Ради этого сюда едут люди со всей страны (да и не только).

Ради этого поехал в Прохоровку и я. Посетил я ее 20 августа 2020 года. До этого я уже приезжал в Прохоровку, почти ровно пять лет назад - 5 августа 2015 года. В тот раз я приехал на электричке из Курска. В этот раз я надеялся приехать поездом из Белгорода, но не попал на электричку из-за того, что неправильно прочел расписание. Поезд, на который я надеялся сесть, ходит только по выходным, а я запланировал поездку на будний день. Пришлось ехать на белгородский автовокзал и там садиться на маршрутку до Прохоровки. Цена билета составила 160 рублей (за 60 с лишним км), время в пути - где-то 50 минут. В принципе, я не пожалел, что поехал именно автобусом - по пути можно полюбоваться цветущей (без стёба) Белгородчиной - ухоженными засеянными полями, чистыми и опрятными населенными пунктами (что в деревнях, что в пгт. по пути была очень хорошая инфраструктура), ровной современной дорогой. Время от времени за окном мелькали белокаменные церкви, а один раз и вовсе встретилась настоящая ветряная мельница посреди поля. Не знаю, декоративная она или нет, но смотрелась очень эффектно!

Наконец, где-то в 11 утра я оказался в Прохоровке. Микроавтобус подвез меня прямо к ж/д вокзалу. Так что показ Прохоровки я начну с него. Вокзал небольшой, но красивый и аккуратный.



Далее попадаем на привокзальную площадь. Официальное название - площадь Славы. Встречает она нас с чисто советским размахом. Впрочем, это хорошо - поселок будто приглашает сошедшего с поезда/автобуса человека в свои объятия.





Уже тут можно встретить кое-какие мемориалы, посвященные защитникам Родины. Причем не только во время ВОВ.







Рядом находится здание сельской администрации. Вокруг - клумбы и фонтан. Выглядит красиво.







Идем от ж/д вокзала в глубь посёлка по улице Советской. От площади Славы тянется её пешеходная часть. Здесь нет автотранспорта (кроме служебного), так что люди ходят кто как горазд. Правда, данный отрезок довольно короткий.





Но при этом красивый. Здесь нет каких-то архитектурных изысков, зато есть теплая атмосфера эдакой "домашней провинциальности". Провинциальности в хорошем смысле этого слова. Обратите внимание, что нигде нет мусора. Ни бумажки, ни окурка.









Выходим на то место, где пересекаются улицы Советская и Садовая. Здесь круговой перекресток, пешеходная часть Советской заканчивается. Что сказать про дороги Прохоровки? Несмотря на не очень-то интенсивное автомобильное движение, здесь первоклассная проезжая часть с парковочными зонами. Везде есть разметка. Тротуары отделаны плиткой, сделаны ливневки. Создается впечатление, что ты если не в мегаполисе, то в каком-нибудь облцентре.









Я направился к музеям по улице Садовой, через частный сектор. Что про него сказать? Дома как дома. Многие дома - типично советские, но крепкие, из кирпича. Правда, за последние несколько лет (сравниваю с 2015 годом) немало хозяев отремонтировали, а то и просто перестроили (построили заново) свои жилища. И нередко можно встретить полноценные мини-особнячки с красивыми участками, стильными заборами и полноценными гаражами. При этом дома такие здоровенные, что занимают большую часть участка. На таких участках уже нет огородов (возможно, они у хозяев них на каком-то другом участке). Что сказать - помирает глубинка за МКАДом, да-да.





Но улица Садовая заканчивается, и мы уже подходим к музеям. Но сначала нас встречает поселковая библиотека. Выглядит она вот так. Сразу видно, что это "совок и развал". А если серьезно - здание действительно очень красивое (к ней примыкает гостиница, построенная в таком же стиле), и запросто смотрелось бы где-нибудь в Западной Европе.





А напротив данного комплекса находится очень красивый храм Апостолов Петра и Павла. Построен он был в 1995 году, к 50-летию Победы. Причем, не зная год постройки, можно запросто принять его за храм века эдак 17-го. Кстати, особенностью данного храма является то, что на мраморных плитах его стен высечены имена 7 тысяч воинов, павших в Прохоровском сражении.





На улице Парковой рядом с храмом Петра и Павла, куда я пришел, и располагается комплекс музеев Прохоровки. Здесь несколько музеев зданий с разными экспозициями (посвященных бронетанковой технике, самой битве на Курской Дуге и т.п), но больше всех меня заинтересовало одно. Дело в том, что его не было во время моего прошлого визита сюда в 2015 году, и даже намека на это здание не было. За пять лет его возвели, по сути, в чистом поле. А рядом поставили самый настоящий "военный поезд-эшелон" с настоящим паровозом, несколькими вагонами и манекенами в форме железнодорожников и солдат. Выглядит эффектно!





Само музей называется "Битва за оружие Великой Победы". Посвящено оно эвакуации и всем труженикам тыла. Открыто оно было, с торжеством и помпой, 12 июля 2020 года.



Здесь решили показать войну с её "оборотной стороны". А именно - через судьбы людей, не воевавших на фронте, но работавших ради Победы на заводах и фабриках. Тех, кто эвакуировался вместе с предприятиями с захватываемых немцами территорий в Среднюю Азию и на Урал, кто добывал сырье, делал из этого сырья военную продукцию и конструировал в военных условиях новую военную технику.

Тема эта, в общем-то, не нова. Но здесь использован новый подход к показу экспозиции. Упор сделан на высокие технологии. Помимо высококачественнных (без стеба) инсталляций и макетов здесь в полной мере используются звуковые эффекты, и даже голограммы. Атмосфера сразу же окружает и поглощает тебя множеством образов и звуков, и ты реально оказываешься в тех же обстоятельствах, что и эвакуированные тыловики.

Но, поначалу, ты попадаешь в зал с экспозицией "Предтеча войны". Уже здесь поражаешься крутости экспозиции. Целый зал изображает улицу города, с магазинами (в кои можно зайти), телефонами-автоматами, прохожими-манекенами. Рассказывают про то, как жил советский человек в последний период до ВОВ. Надо признаться, с этим несколько перестарались (по стендам с инфой простому обывателю может показаться, что для типичного советского гражданина в 1940-1941 годах был рай изобилия, а заводы и предприятия выпускали дофигищи высококачественной продукции. Это, конечно, далеко не так. Но то, что люди жили до войны лучше, чем во время войны, конечно же, факт). Всё выглядит очень эффектно. А кое-кто может поностальгировать по "теплым ламповым" советским вещичкам.









Чуть дальше зал музея перегорожен лезвием гигантского ножа (символизирует то, что 22 июня 1941 года разрубило жизнь людей на "до" и "после" начала войны). И мы попадаем уже в залы, посвященные эвакуации предприятий и граждан на восток страны. Один из экспонатов музея - настоящий деревянный товано-пассажирский вагон (ну, либо макет в масштабах 1:1), куда можно и нужно зайти. Разделен он на две половины. Первая - для скарба и скотины, вторая - для пассажиров. Три пассажирских купе и купе проводника. Купе проводника - за стеклом, и в него не попасть. Зато в три других можно попасть и присесть на простецкие деревянные полки-скамьи среди скромных пожитков ваших "попутчиков". В каждом купе есть "окно-экран", и на это окно проецируется изображение пролетающего за окном пейзажа, а также часть человеческого силуэта (голова и плечи). С некоторыми условностями, но складывается впечатление, что рядом с вами сидит попутчик. И рассказывает про то, что ему пришлось пережить во время эвакуации. Как бы делится воспоминаниями. Текст слышится из динамиков сверху (причем еще и с шумом поезда вместе). Причем диктор, читающий чьи-то личные мемуары, зачитывает их "с чувством, с толком, с расстановкой" так что складывается впечатление, будто вы слушаете реального, живого человека. В одном "купе" мужчина-попутчик, в двух других - женщины. Мужчина, например, рассказывает, как эвакуировался вместе с предприятием на Урал, в Лысьву, и по пути его поезд бомбили немецкие самолеты. Как люди выпрыгивали из поезда на ходу и прятались в придорожных канавах и стогах сена. Про то, как было голодно и холодно в пути. Слушать всех троих можно очень долго, и только в этом вагоне "убить" целый час. Если не больше.





Еще в одном зале - экспозиция, посвященная эвакуированным в деревню горожанам. Пол, сделанный в виде сильно раскисшей грунтовой дороги, деревянная "изба" с нехитрыми пожитками внутри. К началу 1940-х годов в СССР насчитывалось уже очень много полностью "урбанизированных" граждан, не умеющих жить в деревне. Им приходилось поднимать быт в непривычных условиях, всему учиться с нуля.





Вообще, про всё это можно рассказывать и показывать ой как долго. Там есть экспозиции, посвященные рабочим, устанавливающим станки в открытом поле и использующим в качестве опор ЛЭП обычные деревья. Есть отдельные залы, посвященные шахтерам Норильска (и не только) и заключенным, принудительно отправленных на рудники. Есть отдельный зал, изображающий сталелитейный цех. Есть залы, посвященные конструкторам (в основном из авиации - Ильюшин, Туполев, Мясищев), работавшим в военных условиях, их инструменты и инсталляция рабочих кабинетов, и даже огромный макет ПОЛУСОБРАННОГО ИЛ-2. Отдельные залы посвящены женскому труду (на фабриках) и детскому труду. Вот при посещении последних могут слезы навернуться на глаза. Рассказывают про быт детей, ставших взрослыми уже чуть ли не с детсада. 8-летние дети (не говоря уже о 11-12-летних) вставали к станкам и точили детали, шили одежду и парашюты. Из динамиков зачитываются мемуары "детей войны" и героев соцтруда о детских воспоминаниях - как работали в четыре смены по двое за одним станком и порой прокалывали себе огромными иглами пальцы насквозь. Война коснулась всех, и совсем малых детей она (увы) не обошла. Также есть зал, посвященный ленд-лизу и еще много чего.





Вообще, про это надо не разговаривать, это надо СМОТРЕТЬ, в самом музее. Так что если у кого-то вскоре намечается отпуск, и вы будете проезжать через Белгородскую область - обязательно потратьте день на Прохоровку! "Цена вопроса" в музее эвакуации (он же "Битва за оружие Великой Победы) всего-то жалких 160 рублей (плюс еще сотня за фотосъемку, хотя снимать там не слишком удобно - темно, и экраны/голограммы почти всегда будут засвечены).

Лично я провел в этом музее несколько часов. И вышел уже в середине дня. Рядом с музеем стоит памятник труженикам тыла. И, честно, после посещения музея он воспринимается уже совсем иначе.



Без сомнения (имхо), это самый крутой музей в Прохоровке. Пусть посвящен он не Курской Дуге как таковой. А ведь есть еще и музеи непосредственно на эту тему. Вот, один из них построен в форме танка. Внутри, помимо экспозиций на тему Курской Дуги - зал, посвященный знаменитым военным фотокорреспондентам (сделавших очень известные фото времен ВОВ) и зал со множеством фотографий полностью разрушенного в ходе войны, а затем бережно восстанавливаемого Белгорода.



Как только заходим в музей, сразу видим разворот агитационной украинской газеты времен ВОВ. Могу ошибаться, но, походу, в мое прошлое посещение этого экспоната там не было. Обратите внимание на агитацию фашистских шестерок. Она нисколько не изменилась за почти восемь десятков лет. Вот, что они писали перед битвой на Курской Дуге. Да, верно говорят, за кого хохлы впишутся, те в итоге уйдут в анналы истории ;)



Других фото из музея не будет. Во-первых, пост растянулся бы до бесконечности. Во-вторых, гораздо лучше все увидеть своими глазами. Цена вопроса - 160 рублей (220 с фотосъемкой) плюс сколько-то на дорогу до Прохоровки =)

Но перед тем, как окончательно уйти из этого места, обратим внимание еще на пару памятников, стоящих рядом. Например, памятник "Танковому Десанту". За ним, к слову, виднеется стоянка самой настоящей и разнообразной военной техники, и не только времен ВОВ.



А вот памятник "Танковому Тарану". Создан по мотивам реального события. Во время битвы под Прохоровкой экипаж одного из советского танков передал своим по радио: "Прощайте, товарищи! Идем на таран!". И с размаху впечатался корпусом в борт немецкого танка. Не знаю, таким ли был реальный эффект от тарана, но памятник стал своего рода культовым.



А вот инсталляция того, как выглядела здешняя округа в 1943 году после боев на Курской Дуге. Множество обломков техники...



Но мы покидаем Парковую улицу с музеями и отправляемся ко второй части мемориального комплекса - Звоннице. Вот только здесь есть один казус. Звонница находится в совсем другом месте, расстояние до которого - почти семь километров. Если вы приехали на своей машине, то вам не составит труда проехать данный путь за считанные минуты. Если же на своих двоих, то всё уже сложнее. Общественный транспорт туда если и ходит, то весьма редко. Можно вернуться к ж/д вокзалу и там сесть на маршрутку до Белгорода (она проезжает через Звонницу). Можно попросить какого-нибудь частника подбросить вас за небольшую плату. Но если вы приехали в теплое время года и в хорошую погоду и являетесь активным спортивным человеком, то советую вам поступить как я - преодолеть этот путь пешком. В этом есть немало своих плюсов. Каких - постараюсь объяснить ниже.

Итак, я пошел пешком. Так я уже поступал в 2015 году, так что это мероприятие было мне не в новинку... Но только на первый взгляд. Потому что когда я вышел на объездную дорогу Прохоровки (начинается как раз от музеев), то несколько обалдел. Дорога до Звонницы выглядела совершенно иначе!

В 2015 году я шел по обочине, вдоль самой обычной четырехполосной проезжей части, коих полным-полно на просторах нашей страны. Но к 2020 году дорогу расширили, сделали отбойники и "островки безопасности", нарисовали пешеходные переходы, установили новые дорожные знаки и современные фонари. А, главное - сделали тротуары. Трасса вышла просто великолепной.







К слову, на картах она обозначена как "М-2, трасса Москва-Харьков". Но интересно то, что магистраль "Москва-Харьков" проходит сильно в стороне от этой дороги - через Яковлево в объезд Белгорода напрямую к украинской границе. А по этой дороге можно, свернув с М-2 и минуя основную часть Прохоровки, попасть в Губкин и Старый Оскол. Если смотреть де-факто, то это дорога местного значения. И при этом она сейчас такого уровня, который есть далеко не во всех странах Евросоюза. К примеру, в Болгарии есть только одна трасса такого класса - сверхважная магистраль София-Бургас. При этом, в Болгарии на некоторых участках асфальт заставляет желать лучшего, и нигде нет фонарных столбов. Едешь в темнотище ночью и думаешь, не врежешься ли в кого-то. Один раз автобус, на котором я ехал из Софии в Бургас, едва не врезался в грузовик, груженный досками - тот заглох на дороге и даже никаких знаков не выставил. Водитель автобуса чудом затормозил и потом долго ругался помесью русского и турецкого мата. Впрочем, это несколько иная история. Давайте вернемся к дороге в Прохоровке. Вот, посмотрите на то фото... Отличная современная проезжая часть, возделанное золотистое поле, красивые дома-коттеджи вдалеке. Чем не Германия какая-нибудь? А это Белгородская область. И со всей ответственностью заявляю, что она много где такая.



А вот как выглядела эта дорога на всём своём протяжении в 2015 году.



Но идем дальше. Спустя некоторое время в пути мы получаем возможность разглядеть задворки какого-то завода. Что же это за предприятие такое?





Дойдя до его "фасадной" стороны и проходной, видим, что это филиал завода "Хохланд". Да, известный плавленный сыр делают здесь!



Тыльная сторона частного сектора Прохоровки. Добротные дома, сады, огороды.



По пути нам порой будут попадаться автобусные остановки. И даже они здесь сделаны отлично. Во-первых, это не унылый советский и "ранний постсоветский стандарт". Во-вторых, действительно можно укрыться от дождя и ветра.





А еще, возле местного шиномонтажа, я наткнулся вот на такую поделку от местных приколистов.



Не знаю, настоящий ли это милицейский "Запорожец" (нынешним обывателям, особенно молодежи, это может показаться смешным и абсурдным, но раньше советская милиция иногда реально ездила на "Запорожцах". Причем не только ГАИ, но и оперуполномоченные). То, что это может быть просто "инсталляция по мотивам", указывает пропущенная буква "И" в слове "МИЛИЦИЯ". Но, возможно, при повторной покраске ее пропустили намеренно.

Но мы уже подходим к тому месту, которое я непременно рекомендую к посещению во время пребывания в Прохоровке. Это местное кафе с интересным названием "Музей каши".



Заведение позиционирует себя как место, где можно заказать славянские блюда по якобы древним рецептам. На деле же, рецепты там почти все современные, а из "исторической кухни" можно заказать разве что "гурьевскую кашу" (манную, со сливками, ягодами и орехами) да узвар. В остальном, это, по ингридиентам, современные супы (щи, рассольник, борщ), каши (пшенная, овсяная, гречневая), шашлык, компоты, кофе и чай. Еда не самая хитрая, но добротная и сытная. Я заказал здесь себе борщ, гречневую кашу с тушенкой, несколько кусков хлеба и чашку чая. При этом, в тарелке борща оказалось на три половника, не меньше, а горшок с гречкой - как две тарелки каши. Было уже три часа дня, и я, завтракавший ранним утром, зашел туда голодным как вол. Но принесенной мне еды оказалось столько, что я не осилил часть гречневой каши и так и ушел, не доев ее. Просто не влезало. И за такой сытнейший обед я заплатил всего 230 рублей за два блюда и чай.



Кафешка, судя по всему, пользуется спросом. Находится она на окраине пгт, но при мне туда завалилось много людей, включая несколько семей с детьми. И среди них были и местные жители. Так, один из мужиков-посетителей общался с официанткой как с хорошей подругой, чуть ли не соседкой. Видно, что "свой".

В общем, кафешка отличная. Зайдете сюда, и не уйдете расстроенным.

Но мы идем дальше, вдоль трассы, по которой то и дело снуют туда-сюда грузовики, фуры и фургоны. Это как бы намекает нам не только на то, что логистика здесь объемная, но и на активно работающую "легкую" (и не только) промышленность, нужды которой требуют возить туда-сюда грузы/товары.





Там, где жилые дома подступают ближе всего к трассе, для безопасности и шумоизоляции установили специальные щиты. В 2015 году их не было (а грузовики ездили так же интенсивно).



На наиболее опасных участках на щитах имеются еще и специальные зеркала для водителей.



На пути нам попадется еще одно поселковое предприятие - комбикормовый завод компании "Мираторг". Выглядит он очень цивильно и современно. Вокруг - тьма-тьмущая припаркованных грузовиков. Но пахнет при этом не дизелем и маслом, а зерном. Кто хоть раз был в амбаре или погребе, наполненным ячменем, просом и/или пшеном, тот сразу узнает этот запах. Так пахнет настоящая ЖИТНИЦА.





Завод находится на самом краю посёлка, так что де-юре мы покинули черту Прохоровки, о чем свидетельствует этот знак.



Но благоустройство не заканчивается! Вдоль дороги продолжается тротуар, вдоль обочины тянутся клумбы высаженных цветов и декоративных растений. Да и фонари не деваются никуда.



Но мы уже вплотную подходим к Звоннице - второй части музейно-мемориального комплекса Прохоровки. Территория комплекса встречает нас садом с плодовыми деревьями. Высаживали специально, как бы с намёком: "Назло разрушителям, мы обустроим эту землю лучше, чем она была".



Тут же рядом - небольшая деревянная часовня.



Далее пойдут памятники. Скажу сразу - я покажу только некоторые из них, ибо их ОЧЕНЬ уж много. В первую очередь, хочется затронуть это творение. Памятник прощающейся семье.



Памятник Павлу Шпетному - артиллеристу, который лично подбил 12 июля 1943 года семь вражеских танков прежде, чем погибнуть.



Памятник Лейтенанту. Сделано сами понимаете (надеюсь) с какого фото. Правда, имхо, не похож.





Архитектурная композиция. Слева - памятник солдату-женщине. Справа - солдату-мужчине. Посередине - обелиск с текстом насчет безвозвратных людских потерь в ходе битвы на Курской Дуге и в ходе оккупации Белгорода фашистами.





Еще пара памятников известным личностям, принимающим участие в битве на Курской Дуге и оказавшей серьезное влияние на ход событий.





И еще одна инсталляция, изображающая поверженный берлинский Рейхстаг.





И про надписи, появившиеся после взятия советскими солдатами Рейхстага, тоже не забыли ;)





А если отойти немножко в сторону от всего этого, то можно увидеть самые обычные русские поля. Видимо, так изначально и задумывалось, что мемориальный комплекс располагается среди сельхозугодий. Двойственная картина сложится у обывателя, если он приедет сюда в июле/августе. В двух шагах от него - мемориальные камни и статуи, и при этом совсем рядом работает сельхозтехника и убирает урожай...







И, конечно, злопыхатели не преминут отметить, что трактора-то фирмы "Claas" - производства Германии. Но слегка остужу их пыл - филиал завода "Claas" давно работает у нас в Краснодаре, и выпускаемые там трактора (на фотографиях как раз они) наполовину из отечественных комплектующих. Импортозамещение продолжается и когда-нибудь достигнет всех 100%. Ну, а пока так =)

Возвращаемся к мемориалу. Здесь, как и в первой части мемориального комлплекса, полно разной техники. В основном, конечно, танков и самоходок.



Сам комплекс создавался из той концепции, что Прохоровка - это одно из трех великих "ратных полей России" наравне с Куликовым Полем и Бородинским полем. Поэтому здесь еще и стоят бюсты трех великих русских полководцев разных эпох - Дмитрию Донскому, Михаилу Кутузову и Георгию Жукову.



И как вишенка на торте - Звонница. Огромная постройка, возведенная в 1995 году архитектором Вячеславом Клыковым. Прошло всего несколько лет после распада СССР, а в России уже появлялись такого рода творения. Что как бы говорит нам - мастера на все руки на русской земле были, но такие их творения до определенной не были нужны нашему государству. Кстати, фигуры человечков рядом со Звонницей дают возможность оценить размер творения Клыкова.







Памятник Клыкову, кстати, стоит здесь же, рядом со Звонницей.



Напоследок я заглянул в кафе "Блиндаж". Данное заведение в 2015 году мне запомнилось тем, что там всего за 100 рублей подавали комплексный обед, представляющий эдакий "солдатский паек" - щи, пшенная каша с жиром, чай и "фронтовые 100 грамм" (я, как человек непьющий, отказался от водки). В 2020 году таких акций в "Блиндаже" уже нет, но при этом там до сих пор очень демократичные цены. И там до сих пор можно (в теории) наесться за 100 рублей (хоть уже и без водки). Меню прилагаю.



Я все еще был сытый после посещения "Музея каши", поэтому не стал там заказывать еду на сей раз. Но заказал стакан фруктового (яблочно-фруктового) сока за 15 рублей. Я, наученный современными реалиями, полагал, что за такие деньги мне нальют какую-то химическую бурду (и хотел как раз это проверить). Но, к моему удивлению, тетушка за барной стойкой вынесла две трехлитровые банки с вишневым и яблочным соками соответственно, щедро плеснула по очереди из каждой банки в бумажный стаканчик. Сок оказался натуральным! Так что имейте в виду.

Данное заведение, кстати, имеет яркую примету - такой шуточный памятник повару-фронтовику.



Мое время пребывания в Прохоровке подошло к концу - вскоре должна прибыть моя вечерняя электричка Курск-Белгород. Зная это, я заранее решил уехать с платформы "Звонница", находящейся рядом с мемориальным комплексом, поэтому отправился туда. Кстати, место весьма цивильное и аккуратное.





Правда, кассы отсутствуют. Для ожидающих поезда пассажиров предоставляется только вот такая громадная крытая остановка. А обилечиваться будете уже непосредственно в электричке.



А вот и моя электричка подъезжает. Пришло время возвращаться в Белгород.


Previous post Next post
Up