May 20, 2020 13:23
Дата 20 мая - повод вспомнить подвиг еще одного малоизвестного человека, снискавшего и боевую славу, и богатство. Но... увы, посмертно. Этот человек не был русским по происхождению, но стал таковым благодаря своему подвигу.
Христиан Остен-Сакен
Христиан Иванович Остен-Сакен (урожденный Джоханн Рейнхольд фон дер Остен Сакен) родился в 1755 году в многодетной семье небогатого российского капитана Кристоф-Адольфа фон дер Остен-Сакена. Семья была большая, в ней имелось шестеро детей.
Поэтому из-под опеки родителей Христиан Остен-Сакен вырвался рано - с одиннадцатилетнего возраста поступил в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который окончил в семнадцать лет - в 1772 году.
В том же году Остен-Сакен получил чин мичмана и начал полноценную военную службу. Так, он принимал участие в знаменитой Первой Архипелагской экспедиции (правда, среди моряков последних эскадр), участвовал в победоносном для русского флота Патрасском сражении с турками. Двигаясь вверх по карьерной лестнице, дослужился до звания капитана второго ранга.
С 1786 года переведен в совсем молодой тогда Черноморский флот.
В 1787 году началась очередная русско-турецкая война. России предстояло подтвердить своё право на владение черноморским побережьем, а Черноморскому флоту - право ни жизнь. Христиан Остен-Сакен был назначен командиром дубель-шлюпки №2.
Тут необходимо сделать пояснение насчет того, что такое дубель-шлюпка. Фактически это «прародительница» канонерской лодки. У нас они строились, в основном, для Днепровской речной флотилии. Дубель-шлюпки имели длину в среднем около 25 метров (длина могла варьироваться от 17 до 30 метров), щирину около 4.5 метров и всего одну съемную мачту с прямыми парусами. Вооружены были такие лодки обычно 6-8 небольшими пушками. Экипаж подобного корабля - 40-60 человек в зависимости от величины дубель-шлюпки. Конечно, в полноценных морских сражениях подобные корабли принимать участия не могли. Они либо принимали участия в речных баталиях, либо служили чем-то вроде курьерского почтового корабля, либо несли дозорную службу.
Как раз разведкой и занималась дубель-шлюпка Остен-Сакена с экипажем в 52 человека. 20 мая 1788 года, неся дозорную службу у устья Южного Буга, кораблик обнаружил турецкий флот капудан-паши Эсски-Гусейна. Дубель-шлюпка поспешила назад к своим, но путь ей внезапно преградило несколько турецких кораблей из разведчиков турецкого флота - те тоже возвращались к своим с разведданными. К слову, почти везде в исторических источниках турецкие корабли, преградившие путь русскому кораблику, называют галерами. Но у меня, как сотрудника музея военно-морского флота, мало-мальски разбирающегося в кораблях, эти сведения вызывают сомнения. Все-таки, галера - очень малоподвижный и чересчур заметный транспорт, никак не годящийся ни для разведки, ни для маневров. Полагаю, что в том инциденте принимали участие все же не галеры, а шебеки - корабли длиной 25-35 метров с парусом и веслами, имеющие вооружение в 16-25 пушек. Не слишком большие и довольно маневренные, но все же серьезные в боевом отношении корабли. Типично пиратские, между прочим.
В общем, так или иначе, прорваться через фронт турецких кораблей Остен-Сакену не удалось, а отбиться от них всех имеющимся у Христиана Ивановича кораблем было совершенно невозможно.
Тогда Остен-Сакен приказал спустить одну на воду из спасательных шлюпок, перейти на нее десяти морякам и спешить с донесением о турецком флоте к русскому командованию. Сам же, оставшись на дубель-шлюпке вместе с остальными членами экипажа, пошел прямо навстречу туркам. Уловка сработала - турецкие шебеки все разом накинулись на дубель-шлюпку Остен-Сакена, упустив из вида спасательную лодку.
Экипаж дубель-шлюпки какое-то время держался, но вскоре кораблик взяли на абордаж сразу четыре вражеских корабля, и на борт дубель-шлюпки хлынули алжирские головорезы - самые кровожадные наемники турецкого султана. Однако им в этот день не повезло. Дождавшись нужного момента, Остен-Сакен высек огонь и зашел с ним в крюйт-камеру (пороховой склад). Раздался сильнейший взрыв, уничтоживший и дубель-шлюпку, и все четыре турецкие шебеки…
Оставшиеся на спасательной шлюпке русские моряки благополучно добрались до своих. И вместе со сведениями о приходе турецкой эскадры в Очаков рассказали и о подвиге Христиана Остен-Сакена, свидетелями которому они стали. Задача дубель-шлюпки была выполнена. А турки были настолько шокированы произошедшим, что капудан-паша отдал приказ - русские корабли больше на абордаж не брать.
Впечатлена была подвигом и императрица Екатерина Великая. Повелела она обеспечить его семью большим поместьем и денежными выплатами, чтобы дети и жена его не нуждались ни в чем. «Больше я ничего не могу для него сделать», - сокрушалась государыня. Вот только выяснилось, что у Христиана Ивановича не было ни жены ни детей - всю свою жизнь он посвятил военной службе и не успел обзавестись семьей. Но Екатерина II не отказалась от своих слов и все равно подарила его небогатым родственникам поместье близ Митавы (ныне Елгава). Правда, досталось оно братьям и сестрам Остена-Сакена.
В июне 1788 года Григорий Потемкин окружил с суши и с моря город Очаков и захватил его. Турецкий флот потерпел несколько сокрушительных поражений от адмирала Фёдора Ушакова и, в который уже раз, полностью прекратил своё существование. Война, объявленная турками Российской Империи, закончилась для них полным разгромом и позором. Но, увы, не всем подданным Русского государства суждено было насладиться победой.
В дореволюционной России не забывали подвиг Христиана Остен-Сакена, и даже назвали в честь него минный крейсер («Капитан Сакен»). Произошло это к столетию подвига Христиана Ивановича - в 1888 году.
Думаю, и нам тоже не стоит забывать.