Иностранцы на "Петрушке Великом"

Oct 04, 2016 14:48

"Король Матиуш I", Краковский театр фигур
Постановка Марты Ханкус по мотивам того же названия Януша Корчака.

Белый подсвеченный экран, за которым - чёрные силуэты. Фигурки, живущие своей, нетрогающей жизнью, нелепо потрясаемые актёрами, когда нужно обозначить, кто говорит. Тусклые серые голоса что у актёров, что у переводчика.
Постепенно, по фрагментам появляется цвет - тем дальше, чем больше в короле говорит ребёнок.
Но всё невозможно предсказуемо и невозможно мимо. Понятно, что король-ребёнок будет бороться с чиновниками, которые по-своему, по-взрослому правы; понятно, что реформы, основанные на желаниях только детей ("морожного, пирожного и конфет") ни к чему хорошему не приведут; понятно, что монотонность от наличия цветных лоскутков никуда не денется.

Получился мультфильм, в общем-то, ни к чему не обязывающий. Смотреть его, вникать в него факультативно. Что такой "театр" может противопоставить кино, телевизору, интернету и прочим демонам, от которых все театры себя отгораживают и у которых отвоёвывают аудиторию? Дыхания жизни в нём нет.
Смотрю на часы: пять минут, ещё две минуты... почему никто не выходит? с радостью бы присоединилась к вышмыгивающим. Оборачиваюсь: многие спокойно спят. И правда, как перед белым шумом ТВ.
Это был очень долгий час.

"Грязное крылышко", Театральная компания Давида Зуазолы (Чили)

И ровно наоборот. Сцена просто завалена всяким хламом, замусорена во всех смыслах - потому что Давид делает и кукол, и декорации из найденного на свалках, из металлолома, пластика и прочих отходов цивилизации. Но вот среди разрухи в полутьме появляется Человек и даёт всему жизнь. Человек-художник, человек-умелец, совмещающий в себе все функции, несущий в себе весь театр, умеющий заворожить, удивить, удержать внимание.
Фантазия и мастерство создают волшебный мир. Каждый кусок мусорного пространства (Мусорвилля, кажется) не излишен, каждый продуман и обустроен, ждёт своего часа, приходит в мир и поражает. Много машинерии, много механизмов, пружинок и винтиков, к которым хочется подойти поближе и рассмотреть, найти источник движения. Покрутить за ручку, нажать на кнопочку, повернуть рычаг, чтобы случилось чудо. Это как стимпанк, только гораздо душевнее.

Давид мог бы быть площадным артистом, шарманщиком - в любой временной точке. Сейчас - будто бы хороший отец, рассказывающий ребёнку сказку на ночь. Полутьма, свет фонарика, оживающие вполне обыденные вещи, самостоятельно придуманная история, приятный совершенно будничный, не поставленно-актёрский голос... а мы только подглядываем за этим.
Довольно прозрачные метафоры (типа города, основанного на Эго-энергии, искусственно-генно созданного ангела), клубок серьёзных тем для разговора и обсуждения (о власти и человечности/жестокости, о границах ущемления одних за счёт возвышения других, об экологии и экспериментах, о желании славы и желании понимания), местами путаный сюжет. Но следишь не за тем, что произойдёт, а за тем, что ещё выкинет этот обаятельный мужчина на сцене, какие сюрпризы он ещё заготовил.
Читала в интервью, что у актёра проблемы с подвижностью кистей рук. Не верю: куклы-то, сочинённые, сработанные и управляемые им одним, двигаются только так! У каждого своя пластика, свой вариант движений, своя схема управления. И они действительно трепещут, дрожат, преклоняют колени, указуют перстом и т.д.

И вот посреди спектакля происходит какая-то накладка: свет и звук пропадают совсем. Тем же обычным голосом, без всякой паники и недовольства, Зуазола обращается к залу в поисках кого-нибудь хотя бы англоговорящего. И ещё одно чудо: нашлась девушка, сносно знающая и английский, и испанский, и на этой смеси они и переговариваются. Она по просьбе актёра обращается к зрителям с просьбами сохранять спокойствие и ждать ("Так бывает, ничего страшного"), обращается к звуко-светооператорам ("Можно вернуть всё как было? А что это вы сейчас делаете? Отмотайте музыку на 3 минуты назад и ничего больше не трогайте"), и сказка продолжается, не теряя ни темпа, ни очарования.
К финалу, правда, случился серьёзный провис то ли сюжетный, то ли темпоритмовый, то ли все запасённые выразительные средства и все фокусы уже кончились, но и это не испортило общего впечатления.

И вот здесь без картинок никак не обойтись. Всё взято из сети:









На этом мой кусок фестиваля закончился.

Чили, Польша, фестиваль, детский спектакль, Екатеринбург, театр, Куклы

Previous post Next post
Up