"Реальный театр"-3

Sep 17, 2015 00:12

Чтобы не затягивать ещё сильнее, пробегусь по оставшемуся.

"Похождения бравого солдата Швейка", Екатеринбургский ТЮЗ, режиссёр Анатолий Праудин.

Кажется, чего добивались, то и получили: масштабный насыщенный спектакль почти со всей труппой, в меру задорный, в меру сатирический. Ровно где нужно (нелепая смерть Водички), смех сменяется грустью. Заложенные под финал мысли о бессмысленности и жестокости любой игры в солдатиков к финалу и возникают. Приятно звучит разноязыкая речь. Заслуженный Валерий Смирнов - Швейк - на своём месте, и внешностью, и уровнем, и настроением игры попадает в героя (и почему я его раньше не видела?). Гетце, Журавлёв, Зырянов, например, тоже запоминаются.

"Горькие слёзы Петры фон Кант", Красноярский ТЮЗ, постановка Юлии Ауг по киносценарию Райнера Вернера Фассбиндера.

Чувствуется женская режиссура, чувствуется кинооснова. Красиво простроены все мизансцены-кадры, хорошо подобраны костюмы, которые сидят действительно как модельные (спасибо художнику Елене Турчаниновой). Расхожий сюжет о человеке, которому социальная успешность не заменяет друзей, за деньги молодость и любовь не купишь (разве что любовь тут однополая, но без лишних подробностей) и т.п. Зря администратор на входе сказала, что без программки ничего не понять. История хорошо сыграна, прожита, прочувствована. Есть сильная актриса Светлана Шикунова, для Петры которой разыгрывается настоящая, очень частная трагедия. Есть красивая хрупкая Ольга Буянова, создавшая лёгкую порхающую Карин с невидимым грузом всегда неблагополучной жизни. Есть Наташа Розанова, чей подросток Габриэль повторяет историю Петры, и эта горячая невзаимная любовь к матери трагична не менее основной линии. И есть Светлана Киктева, которая всем видом своей бессловесной безропотной Марлен говорит про любовь (крылья, конечно, зря ей надели, и без такого лобового приёма уход служанки со сцены был красноречивым).

"Колыбельная для Софьи", Минусинский драматический театр, режиссёр и инсценировщик Алексей Песегов.

Здесь давали тяжеловесный театр с гигантскими паузами, с огромным (естественно, печальным) значением каждого движения, каждого слова. Слов мало, действия мало, много благоговения перед Театром, Сценой и прочими священными животными, с которыми нельзя быть на короткой ноге. К тому же это великая русская литература (основа - "Наводнение" Замятина) с великими русскими мыслями, с великой трагедией маленького русского человека.
Нам показали, что русская женщина не может не страдать. Сначала героиня Ольги Смеховой тяготится отсутствием детей, затем сострадает осиротевшей Ганьке (Дарья Савинова) и думает, как бы её к себе пристроить. Потом снова трагедии - соперничество двух женщин в доме, явная измена, настоящее наводнение, настоящее убийство. И тут вроде бы всё стало хорошо, на какое-то время Софья засмеялась, запела, но новая напасть: убийство не скроешь, слова о нём наружу просятся. А значит, снова печаль, мучения и страдания. А ещё и заунывная музыка, и метания по сцене (в какой-то момент начала считать, какой круг наматывает Софья с заламыванием рук, чтобы не смеяться), и искусственные усы Игоря Фадеева (Трофим при жене живёт с бородой, для девочки бороду сбривает, после пропажи Ганьки снова обзаводится растительностью)...
В общем, серьёзное испытание нервов в двух актах. Благо, как положено, вышли на хэппи-энд и хотя бы в финале обошлись без рыданий.

"Алиsa", снова Красноярский ТЮЗ, режиссёр-художник (это важно!) Даниил Ахмедов, художественный руководитель Роман Феодори.

Визуальная феерия. Красота, возведённая в степень. Тот случай, когда все средства театра (в том числе и финансовые, без которых полёт фантазии был бы сильно ограничен) грамотно задействованы для создания единого грамотно простроенного и до мелочей продуманного действа (в данном случае - шоу) очень талантливой команды.
Работает актёрский ансамбль на массовке, артисты на значимых ролях тоже максимально используют свои пластические возможности. Живут своей жизнью и полноценно взаимодействуют с персонажами видеоинсталляции Дениса Зыкова (как же ещё показать изменения роста Алисы?). Шикарные небанальные костюмы (одно платье с лестницей Червонной Королевы чего стоит!), декорации, весь реквизит, эмоциональная запоминающаяся музыка, неожиданные появления персонажей (шляпа - трон Шляпника), юмористические вставки "ведущих" Труляля и Траляля, банальные трюки и оптические иллюзии (четыре Алисы разом и беготня в поисках нужной дверцы) - глаза разбегаются...
Но набором захватывающих номеров привлекаются только самые маленькие зрители. Те, кто постарше, стараются угадать и вспомнить всех героев, восстановить последовательность Алисиных приключений. Для взрослых есть свой слой: начало и конец спектакля выстраивают историю о том, какие мы все скучные зануды и как все втайне хотим вернуться в детство с его удивительным красочным фантазийным миром. И как ярки эти прикосновения, и как грустно потом с ним снова прощаться. На сцене остаётся Книга - которая, если поднапрячься, может стать и проводником, и порталом в ту самую невероятную красоту.
Чтобы понять хоть часть сказанного, надо видеть это вживую. Или хотя бы представить по фотографиям: http://www.ktyz.ru/play/view/104

Не удивлюсь, если весь нынешний фестиваль затевался ради такого шикарного завершения.

фестиваль, детский спектакль, Минусинск, ТЮЗ, Екатеринбург, театр, Красноярск

Previous post Next post
Up