Коляда-Plays, день восьмой

Jun 29, 2014 22:15

"Про самого длинного червяка", Северо-Казахстанский областной театр кукол.
Основное, что получилось, это рассказать историю из пьесы Анны Богачёвой. Ввели голос рассказчика, воспроизводящий все ремарки, вводящий в курс дела и поясняющий то, что не удалось показать. Получился хороший главный герой (Апполинария Дормидонтовича играет обаятельный Алексей Васильев с открытой улыбкой), ещё лучший его молчаливый Хвост, напоминающий удава из мультфильмов по остеровским сказкам.
Были интересно придуманные куклы с характерами (седая божья коровка в очках, пчела-трудяга в косынке, гостеприимная улитка с чайником вместо домика), были почти никакие (кузнечик-сверчок, муравьи) и уж совсем безликая, сделанная "под Барби" бабочка Виолетта.
Разнобой в стилях исполнения и оформления, небрежность в обращении с куклой, неряшливо выполненные декорации (из кочки на полянке торчали лишние куски ткани) - и при этом приятные выразительные лица актёров. Даже грустно, что их старались спрятать: артисты в чёрном с ног до головы, на головах большие листочки на пол-лица, да и держатся они всё больше в тени.

"Я - это я", проект Николь Контолефа, США (прогон).
Перформанс уникальный, пожалуй, единственный в своём роде на фестивале, требующий хорошей погоды и небольшого количества готовых к прогулке и участию зрителей. Именно к участию, потому что быть безучастным сложно.
Монолог Александры Чичкановой полностью присвоен актрисой и воспринимается как её высказывание, очень личное, сбивчивое - и небольшие погрешности в произношении слов чужого языка нисколько не мешают. Николь старается объясняться доходчиво и просит её поправлять.
Когда знаешь, что случилось с автором, воспринимаешь текст уже совсем иначе. Это попытка поговорить начистоту, донести мысль от человека к человеку, но не в общем, а в очень частном порядке, не забывая, что Я - это Я, Николь - это Николь и так далее. Попытка осознать себя, свою значимость, увидеть и прислушаться к другому, другим, не быть безучастным, докричаться до тех, кто... оказывается равнодушным библиотекарем.
Это очень интересно по форме и очень честно по содержанию. Николь ведёт за собой через дорогу, останавливает машины, бежит по парку, кричит на прохожих, заглядывает в глаза каждому слушателю, берёт любого из них в качестве "наглядного материала", но при этом вступает с ним в диалог. Каждая фраза обращена к кому-то конкретно, ничего мимо. Даже если часть фраз теряется, это не так уж и важно, всё естественно, как в обычном разговоре на большую компанию.
Библиотечные карточки вместо билетов - ещё один мостик от частного человека к частному человеку: они передаются обязательно из рук в руки, со зрительным контактом, и есть шанс среди прежних "читателей" увидеть знакомые имена - с предыдущих показов спектакля.
Пожалуй, со стороны это шествие выглядит, как группа туристов с гидом. Но это гораздо больше, чем экскурсия, и больше, чем спектакль (чего стоит только финальная точка, когда Николь убегает одна через дорогу и идёт куда-то уверенно и не оборачиваясь).
И это очень-очень важно для самих колядовцев и для всех, кому дорога память Саши Чичкановой. Ставят ли её пьесы ещё где-то?..

На самом деле я сейчас пишу чушь. Это невозможно описать - все слова неправильны, нужно увидеть и прочувствовать, и у каждого будет особое переживание.

США, фестиваль, перформанс, Казахстан, театр, детский спектакль, Коляда, Екатеринбург, память

Previous post Next post
Up