"Дело чести"

May 27, 2013 16:49

Снова фестиваль "Браво". Серовский театр (постановка Петра Незлученко по пьесе Лутца Хюбнера) осторожно коснулся острых проблем и выдал, в общем-то, нужный спектакль.
Текст снова крайне современный и основан на реальных событиях, что предполагает ещё большую трепетность в интерпретациях.

Дали не документальный жанр, а вполне художественное высказывание сразу о многом: межнациональная рознь, столкновение культур, подростковые проблемы и детское сознание, насилие и агрессия. Откуда растут ноги у этих явлений, что заставляет нормальных и даже симпатичных героев прорываться в жестокость, почему тёмное начало в человеке так сильно?..
Особый интерес представляет то, что нам даны три разных взгляда на одни и те же события, где из одинаковых фактов каждый ткёт свою реальность. Даже по свежим следам добиться однозначных ответов на вопросы невозможно, и правда так и остаётся у каждого своя.
Достоверно показан тюремный психолог (Степан Белканов), запутавшийся в показаниях, старающийся докопаться до причин и начинающий ненавидеть своего подопечного. Невозможно выполнять только профессиональные функции, когда всё человеческое в тебе кричит.
Потерянность выжившей Улли (Александра Незлученко), самоуверенность и дерзость убитой Элены (Ольга Хорук), компанейская болтливость и поверхностность Зинана (Сергей Каляев) - всё в точку. Особенно последний исполнитель соответствовал своему образу от и до: внешность, речевое поведение, характер движений, позы, скорость перемещений в пространстве и мыслях.
А вот ключевой персонаж, Сем (Сергей Филькин?), не попал абсолютно. И даже не потому, что актёр что-то делал не так (он большой молодец в пределах своих возможностей), просто для парня, который так говорит и так поступает, нужен совсем иной темперамент.

В целом для достоверности не хватало большей "детскости": все выдавали "взрослые" реакции, за которыми кроется серьёзный багаж жизненного опыта. Не было яркости и непосредственности, первого проживания событий. Ведь у них это плюс-минус первая влюблённость, первые "обжимания" в кинозале, первые серьёзные разногласия между друзьями, первая дерзкая женщина и т.п.
Совсем плохо было с вещами, которые присутствовали, но как будто только мешали: всё время спадывающий с плеч рюкзак, затроганная лампа, ни разу не используемые по назначению папка с делом и ручка - лишь внешние атрибуты психолога, не к месту подхватываемый диктофон...
Хорошо, что к материалу отнеслись довольно спокойно, не поляризовали героев и не выносили вердикта, а разбирались вместе со зрителями. Удачно сочетали диалоги в суде и ретроспективу, правильно переходили от одного к другому и использовали музыку к месту и по делу, не подключая её к трагической стороне истории. Не играть на чувствах при таком материале - уже большое достижение.

В выходные был совершенно новый опыт, фестиваль "АртКвадрат" в Ижевске, о котором обязательно расскажу чуть позже.

драматургия современности, фестиваль, Серов, Екатеринбург, театр

Previous post Next post
Up