Юрий Моисеевич пишет книгу про язык композиции. Так вышло - и я пишу книгу, про инженеров впечатлений [язык визуальных историй].
Так вышло вдвойне - книжки одной точкой вошли в перекрёстную параллель: два языка лизнули одну тему с разных сторон и сошлись во вкусе.
Язык Юрия Моисеевича
тут вот.
Мой - вот тут.
Наше сознание историоскопично. Всё, что мы видим, мы увязываем в историю.
История - всегда аукается отношением, нашим: к чему-то и через это [возвратно] к себе.
Композиция - эссенция истории.
Три (или более-менее) объекта композиции обнаруживают не только их отношения между собой, и не столько наше отношение к ним, сколько наше отношение к себе.
Физический смысл композиции тождественен японскому театру Но, суть которого хорошо выписал Генис в «Вавилонской башне».
Изъяв из театра мимику [надев маски] - японцы перенесли представление с психологического на метафизический уровень., мы наблюдаем взаимодействие не столько людей (сознаний), сколько вещей (подсознаний).
Примеряя на себя иероглифичное движение актёров, будто переписывая иероглиф, - каждый по-своему проникает в его суть, обнаруживая так в итоге себя.
Мы видим три вещи и их отношения [композиция]. Прослеживая их - утыкаемся в себя. Часто неуловимо.
Итоговое переживание композиции [себя] всегда шибче суммы переживания скомпонованных элементов. Метафизика...
Эту цепную реакцию легко отследить.
Вглядимся в юг-овый снимок.
Брусчатка.
Сцена и декорация действа. Лаконичная, структурная, со смыслом в себе (всё в Но само-в-себе и само-со-всеми - отсюда многоообразие интерпретаций и человеческого опыта).
Начало истории. Само собой интересно.
Тень-Гордон.
Сходу главный герой, ибо он очень на него (на нас) похожь - человечностью силуэта.
Это наполнит сцену действием, выраженным [позой тени] невидимым взглядом, - действие нас увлечёт [развёртка истории], станет интереснее самой сцены. Интрига.
Листик.
Повинуясь току невидимого взглядя тени, мы уткнёмся в листик и он даст нам метаморфоз главного героя.
Явность силуэта (физика) перейдёт в неявность листика (метафизику).
Листик - подлинный главный герой, не Гордон!
В листике дзенской пустотой сосредоточена полнота, нас и мира. Он приковывает взгляд не столько выраженным собой (выпуклость истории), сколько сокрытой за ним тайной - на фото не запечатлённой, но через фото сквозящей (впуклость истории).
В этой звенящей пустоте листа, мы вдруг узнаём себя и о себе нечто сверхъестественное, что нельзя узнать о нас из силуэта и брусчатки.
Всё это было бы невозможно без трёхчастной композиции объектов. Один листик ничего бы нам не дал, как не дал бы один Гордон, не дала бы одна брусчатка.
Только соединившись вместе [композиционно] во внешнем покое и внутренней шаманской пляске - эти три вещи дали нам нас самих, устроили нам историю.
Ночь. Улица. Фонарь...
Брусчатка. Тенечеловек. Листик...
Асфальт. Тенецепь. Листочная бахрома фонаря...
Специально снял навскидку - прострочить принцип.
И тут всё итогом историоскопично сводится к отрывным листикам фонаря - в них больше нас.
Восточные переводы Тарковского-отца. Тарковский сын. Андрей Рублёв...
Истрорию Рублёва той же звенящей пустотой [красноречивым молчанием] пуще рассказывает композиция кадра, нежели его содержание (фактура природы, мимика актёров…).
Цвет нарочито убран - обогащение композиции.
Вот я и согласен с Юрием Моисеевичем:
композиция - свершает коммуникацию., ибо шибче сказывает историю и шибче её недосказывает - допускает зрителя в соавторы.
Всякая точная выраженность (будь то открытая мимика лица или ухваченная «портретность» образа фотографией, логотипом, иллюстрацией...) хотя и обретает внятность впечатления - предписанностью прочтения смысла, его разжёванностью - тут же теряет таинство истории.
Всякая данность вещей и их отношений, с их недосказанностью впридачу (какие даёт композиция), - пропуск в по-ту-сторону-чуда, где каждый обнаруживает своё собственное.
Предельная выраженность переживания [остановленное мгновенье прекрасного] - конец истории: история однозначно понятна, зритель обделён самостоятельностью опыта (можем испытать только то, что испытывает лицо с мимикой).
Диспозиция сил переживания [готовность прекрасного случиться] - происшествие истории и наше в ней соучастие., дружно следя за облаками, каждый способен досотворить их по-совему - увидеть в одном наблюдаемом - разное своё и у-дивиться.
Гордон виртуозно прав.