Давным-давно, в первые годы своей врачебной работы, наткнулся я в одной американской статье на фразу: «Гипертония возникает при длительных состояниях бессильной ярости». К тому времени я уже сам повидал несколько случаев эссенциальной гипертензии (ведь она весьма распространена). Меня восхитило умение автора так ёмко, буквально несколькими словами охарактеризовать саму суть этой болезни. В дальнейшем, после знакомства с этим афоризмом, занимаясь десятки лет практической медициной, я всегда убеждался, что душевный мир гипертоников обязательно отличается внутренним напряжением, тревогой и прочими отрицательными эмоциями.
Правда, встретив этот афоризм, я тогда же с огорчением подумал, что ни в одном советском учебнике внутренних болезней его не станут упоминать: ведь главная эмоция советского человека - это «чувство глубокого удовлетворения»…
Как бы то ни было, в русскоязычной Википедии в статье «Гипертоническая болезнь», которая была отредактирована в последний раз совсем недавно - 3 июля 2017 года, факторами, вызывающими эту болезнь, были названы: генетическая предрасположенность (этот фактор поставлен автором - или авторами - на первое место, как наиболее важный), ожирение, курение, избыточное потребление поваренной соли, нехватка в организме кальция и магния, злоупотребление алкоголем, гиподинамия (недостаток физической активности) и - на самом последнем месте - «психоэмоциональные стрессовые ситуации».
Впрочем, в зарубежных изданиях Википедии ситуация примерно такая же. Так, в англоязычном варианте (последняя редакция 10 марта 2017 г.) факторами риска названы: на первом месте «генетические изменения», затем возраст, ожирение, потом поваренная соль, алкоголь, увеличение ренина в крови, сахарный диабет, курение, нехватка витаминов, в частности витамина D, и, наконец, гиподинамия. О нервно-психических перегрузках нет ни слова.
В немецком издании (последняя редактура 28 апреля 2017 г.) причинами названы генетическое предрасположение, повышенная чувствительность к поваренной соли, ожирение и «Hyperaktivität des Sympathikus» (гиперактивность симпатикуса). Далее следует несколько расплывчатое замечание «Die Bedeutung psychosomatischer Erkrankungen für Bluthochdruck ist komplex und wird bis heute beforscht. So wurde ein positiver Zusammenhang von Bluthochdruck und Angsterkrankungen gefunden» (Значение психосоматических заболеваний в повышении артериального давления сложно и исследуется до настоящего времени. Так, была обнаружена связь между гипертонией и состояниями страха).
И только во французской википедии статья (последняя редакция 10 мая 2017 г.) среди привычных факторов риска (наследственность, избыток поваренной соли и т.п.) говорится: Il y a de nombreuses preuves qui relient le stress à l'hypertension et aux maladies cardiovasculaires (имеется много доказательств, которые связывают стресс с гипертонией и с сердечно-сосудистыми заболеваниями).
Меня, врача с более чем полувековым стажем, крайне удивляет, что большинство очень солидных исследователей в разных странах отодвигают нервно-психический фактор на второстепенное место или совсем не замечают его. Но я вовсе не стремлюсь быть тем поручиком из известной шутки, который лишь один идет в ногу, а всю рота, видите ли, идет не ногу…
Это расхождение во мнениях я объясняю для себя следующим образом. Все мы испытываем время от времени тревогу, страх, гнев и подобные эмоции, но гипертония как болезнь возникает далеко не у всех. Есть люди отходчивые, как говорят в просторечии, а есть такие, у которых эти отрицательные эмоции «застревают» на длительное время. Вполне возможно, что причиной этого застревания или, по-научному, хронифицирования являются какие-то генетические факторы, избыток поваренной соли, курение, диабет и прочие выше перечисленные факторы. Впрочем, возможно, что хронифицируется не сама эмоция, а то кратковременное повышение артериального давления, которое всегда вызывается этими отрицательными эмоциями.
Дело исследователей понять, почему кратковременное повышение артериального давления, которое обязательно сопровождает эмоции страха, гнева и тревоги, становится у некоторых людей длительным или даже постоянным, переходя, таким образом, в гипертоническую болезнь. Поэтому оправданы попытки исследовать любые факторы, которые могут способствовать хронифицированию гипертонии, например, генетическое предрасположение, избыток соли, ожирение, курение и даже нехватка витамина D. Ведь подобные исследования открывают затем путь к поискам лекарств, которые противодействуют вредному влиянию каждого из этих факторов. Так, установление связи артериальной гипертонии с избыточным потреблением соли привело к использованию мочегонных (гидрохлоротиазид) как гипотензивного средства.
Но я не исследователь, а просто врач общей практики. И когда передо мною предстает больной - гипертоник, то первое, что я вижу и даже чувствую, это не избыток поваренной соли или ренина в организме, не дефицит кальция или магния, а нервное напряжение, исходящее от пациента. Это напряжение проявляется мрачным или недовольным взглядом, отрывистой речью, легкой раздражимостью, вспыльчивостью, неуживчивостью, недоверием к врачу и множеством других черт из того же ряда. И если врач не ограничится измерением артериального давления и вопросом, какие гипотензивные средства принимал этот больной в прошлом, а расспросит об обстоятельствах его жизни, то наверняка он увидит довольно неприглядную картину трудностей, разочарований и неудач на работе и дома…
Эта психологические особенности буквально бросаются в глаза, и они настолько характерны для эссенциальной гипертонии, что их отсутствие заставляет меня задуматься, не вызвано ли повышение давления у данного больного какой-то другой, конкретной причиной, то есть, не является ли в данном случае гипертония вторичной? Вот пример.
Женщина 35 лет. Года два назад появились частые головные боли, и артериальное давление стало очень высоким (200-220/100-110 рт. ст.). В прошлом ничем не болела. Работает маляром, замужем, двое детей (девочки 10 и 12 лет). При обследовании. Спокойная, добродушная, приветливая, улыбчивая, рассудительная. Нет даже намека на тревогу или внутреннее напряжение. Сон хороший. Муж непьющий, заботливый, материальные условия неплохие, семья дружная, дочери послушные, хорошо учатся, помогают матери по хозяйству. Итак, при расспросе не удается обнаружить какой-либо скрытый конфликт или трудную жизненную ситуацию. Всё это резко противоречит тому, что мы постоянно встречаем у больных эссенциальной гипертензией, и что так способствует подъему артериального давления: внутреннее напряжение, нервность, раздражительность, беспокойство, тревогу, бессонницу, дурное настроение, мнительность и т.п., и всё это на фоне постоянных жизненных стрессов. Следовательно, эссенциальная гипертензия здесь мало вероятна. Быть может, гипертония связана с заболеванием почек? Однако при повторных беременностях давление было нормальным; по-видимому, и анализы мочи тогда были нормальными. В ответ на дополнительные вопросы в этом отношении: дизурических жалоб нет, не встает ночью помочиться, цвет мочи от крепкого чая до соломенно-желтого (то есть, концентрационная функция почек нормальна). Итак, предположение о серьезной болезни почек также становится сомнительным.
Поэтому сразу по окончании расспроса я кладу свой фонендоскоп на живот, и тотчас хорошо слышу систолический шум в правом подреберье: стеноз правой почечной артерии! Диагноз «реноваскулярная гипертония; стеноз правой почечной артерии» очевиден. Он поставлен всего через десять - пятнадцать минут от начала клинического обследования! Через день диагноз подтвержден ангиографически, больная переведена в институт сердечно-сосудистой хирургии и там успешно прооперирована.
Разумеется, если бы гипертония была вызвана у этой больной не стенозом почечной артерии, а, например, гормонально активной опухолью, то никакого стенотического шума я не услышал бы. Но это не поколебало бы моего подозрения, что здесь имеет место не эссенциальная, а вторичная гипертония, и что у этой больной непременно нужно искать какую-то определенную причину повышения артериального давления…
Однако привел я это наблюдение не для того, чтобы показать, как еще непосредственно у постели больного можно отличить эссенциальную гипертонию от вторичной. Гораздо более важными в практическом отношении представляются мне следующие выводы.
Очень часто врач рассматривает повышенное артериальное давление не просто как один из элементов какого-то общего заболевания, наподобие того, как, скажем, высокая температура является всего лишь частью клинической картины сепсиса или пневмонии. Нет, он относится к гипертонии, как к особой и самостоятельной болезни, и потому считает, что лечение этой болезни состоит всего на всего в нормализации давления. При таком подходе доктору нет дела, что за человек этот гипертоник, - спокоен ли он, или возбужден и встревожен, какие жизненные заботы беспокоят его, есть ли у него какие-то конфликты на работе или в семейной жизни, считает ли он себя неудачником или жертвой обстоятельств и т. д. Кстати, даже само курение является не просто дополнительным фактором риска, как принято считать, но и надежным доказательством невротического состояния пациента: ведь люди невозмутимые и уравновешенные не испытывают потребность в никотине, чтобы успокоиться…
На самом же деле, артериальная гипертензия - это всего лишь одно из проявлений гипертонической болезни, точно так же, как, скажем, одышка является всего лишь одним из многих проявлений недостаточности сердца. И если все согласны в том, что лечить надо не только (и даже не столько!) одышку, сколько недостаточность сердца, то и в рассматриваемой ситуации совершенно недостаточно ограничивать лечение единственно нормализацией артериального давления.
Например, широко распространено мнение, что при эссенциальной гипертензии часто бывают головные боли. Поэтому врач полагает, что если он снизит давление, то он, тем самым, освободит больного и от головных болей. В действительности же, высокое артериальное давление само по себе редко вызывает головную боль: почти ежедневно можно встретить больных с высоким давлением, которые не предъявляют никаких жалоб. Лишь иногда, при гипертоническом кризе, когда артериальное давление внезапно поднимается до очень высоких цифр, больные жалуются на головную боль. Но боль эта особенная: она разлитая, диффузная, «вся голова болит». Она сопровождается ощущением «тяжелой головы», чувством оглушенности, туманом перед глазами или мельканием «мушек». Все эти особенности легко объяснить тем, что вследствие генерализованного спазма артериол (что и вызывает очень высокое артериальное давление), ухудшилось питание мозгового вещества.
Гораздо чаще гипертоники жалуются на головную боль совсем другого характера. Она располагается, главным образом, в затылке и в подзатылочной области. Это боль ноющая, тупая, обычно не очень сильная. Она не сопровождается ни пульсацией, ни тошнотой, ни мельканием «мушек» пред глазами; при ней нет оглушенности. Ясно, что головная боль такого рода вовсе не свидетельствует о каком-либо нарушении мозгового кровообращения. Она вызывается длительным спазмом задне-шейных и затылочных мышц, что часто бывает при хронических состояниях тревоги и нервного возбуждения. Пальпация затылочных мышц обнаруживает при этом их повышенную чувствительность и, нередко, болевые точки в местах прикрепления этих мышц к черепу. Всё это можно часто встретить даже у лиц с совершенно нормальным артериальным давлением. Так на какую же головную боль жалуется наш больной? Если она невротического происхождения (tension headache), то есть, не является прямым следствием высокого артериального давления, то даже полная его нормализация не сможет снять головную боль такого рода. Здесь помогут, с одной стороны, меры по уменьшению тревоги и нервного возбуждения (как психотерапевтические, так и медикаментозные), а с другой стороны, - местное воздействие на спастичные мышцы затылка и плечевого пояса (массаж и т.п.).
Но головная боль в затылке может быть следствием и других причин, например, дегенеративных изменений в шейном отделе позвоночника, что нередко бывает у людей пожилых. В этих случаях боль усиливается при поворотах и наклонах головы и, нередко, сопровождается ощущением хруста; но ведь и артериальная гипертония тоже чаще бывает именно в этом возрасте! Такая боль и подавно не может пройти, как бы старательно мы не нормализовывали бы артериальное давление.
Довольно часто можно обнаружить у одного и того же больного гипертоника несколько вариантов головной боли. Все эти вопросы удается выяснить, подробно расспрашивая больного. Только обогатившись полученными сведениями, врач окажется в состоянии лечить не просто повышенное давление вообще, а как раз того больного со всеми его индивидуальными особенностями, который сейчас пришел с просьбой о помощи.
Точно так же сама по себе нормализация артериального давления не может избавить больного от бессонницы, вспыльчивости, тревоги, неуживчивости, частых приступов гнева и других проявлений эмоционального неблагополучия, то есть от факторов, которые так способствуют повторным всплескам артериального давления…
Среди врачебных публикаций на этом профессиональном сайте нередко встречаются письма врачей с просьбой посоветовать, как помочь больному с упорной (резистентной) артериальной гипертонией. Стараясь возможно полнее и объективнее представить все клинические данные, доктор приводит цифры артериального давления как в прошлые годы, так и в самое последнее время, старательно перечисляет все использованные гипотензивные средства и их дозировки. Кроме того, желая избежать упреков строгих критиков, автор клинической демонстрации обрушивает на головы читателей многочисленные результаты всех мыслимых лабораторных исследований, данные ЭКГ и Эхо КГ. Ему кажется, что такая презентация является по-настоящему исчерпывающей по добросовестности и полноте данных.
На самом же деле, это сведения не о больном человеке с повышенным давлением, а всего лишь многочисленные параметры какой-то сердечно-сосудистой системы, изолированной от всего организма и от внешнего мира, и не принадлежащей никому в частности, и уж никак не принадлежащей этому больному… Да, нас информируют о концентрации ренина в крови, о величине клубочковой фильтрации и о прочих любопытных вещах. Но нам ни слова не говорят, что представляет из себя сам этот больной человек - спокоен ли он, или мнительный паникёр, женат ли он, есть ли у него дети, нет ли у него конфликтов на работе или дома, какие тревоги и страхи преследуют его и так далее… А ведь эти обстоятельства играют не меньшую роль в возникновении и в течении артериальной гипертонии, чем концентрация в крови натрия, магния, ренина или витамина D!
Лечение больного с эссенциальной гипертензией непременно должно включать в себя не только какую-то комбинацию гипотензивных средств, но также и непрестанные попытки врача повлиять на внутренний душевный мир пациента: снятие необоснованных страхов и тревог, выработка более трезвого и спокойного отношения к своей болезни, воспитание более разумного и стоического отношения к неизбежным жизненным трудностям…
https://vrachirf.ru/concilium/36080.html