«Цвет! Что за глубокий и таинственный язык. Язык мечтаний», - Поль Гоген.
На примере 50 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства выставки «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» Музей Тропинина исследуют тему цвета в культуре XVII-ХХ веков: его влияния на восприятие произведений искусства в разных исторических контекстах, его символики, возможностей использования и доступности.
Внимание!!! Так как собрание русских художников первой половины XX века в Музее Тропинина невелико, то эти полотна постоянно попадают на ту или иную выставку музея. Вот и на данной выставке демонстрируются работы, уже показанные в музее: «
Пространство. Воздух. Свет» 2024 года и
«Не сравнивай: живущий несравним…» 2022 года. Почти половина экспозиции - повторы.
Искусство выражает то, что не выразить словами - это эмоциональный способ коммуникации между людьми, напрямую затрагивающий орган чувств - зрение. Художник пишет картину, пронизанную переживаниями и мечтаниями - и эту работу можно прочитать, если знать визуальный язык, значительной частью которого является цвет.
Дамон Ортолани Джованни Баттиста. Портрет княгини Екатерины-Каролины Александровны Долгоруковой. 1804. Холст, масло.
Цвет - часть пластической «картины» произведения. С помощью цвета может определяться форма, выражаться напряжение в повествовании, настроение, «нерв» работы.
Абрам Архипов. Радоница. Около 1892. Холст, масло.
Цвет - это и язык символа. В зависимости от страны и эпохи, культурной традиции, цвет передаёт послание смотрящему, говоря о метафизических смыслах религиозных, исторических и жанровых сюжетов.
Ваза из двухслойного стекла. 1840-е. Стекло бесцветное, стекло «медный рубин». - Ваза. 1830-е. Стекло «медный рубин».
Цвет - первый рубеж восприятия произведения искусства. Человек считывает цветовые пятна и линии, формирующие предмет. Чувственная реакция на цвета или их комбинации задаёт тон всему последующему прочтению произведения. Так, например, с помощью красного Модест Дурнов усугубляет ощущение тревоги и страха, выделяя багряно-алым на эскизе фигурку загадочного восточного болванчика.
Модест Дурнов. Жанровая сцена с болванчиком. 1900. Картон, карандаш, акварель, темпера.
Визуальный язык не универсален - в разные времена и разных контекстах у него менялись акценты. Например, в Древнем Египте зелёный цвет считался цветом перерождения и обновления природы. Пигмент для зелёного цвета добывался из малахита. С появлением стабильных химических пигментов на основе мышьяка зелёный цвет становится отражением токсичности, болезни, негативных явлений.
Бокал. 1840-е. - Графин. 1850-е. Урановое стекло, бронза.
Владимир Маковский. Весенний паводок. 1901. Холст, масло.
Охра была не только первым пигментом со времён каменного века, но и первым медикаментом для наших предков. Из-за доступности охры, большого числа оттенков, стойкости, этот пигмент чаще всего встречается в западноевропейской и русской живописи.
Василий Тропинин. Портрет Василия Степановича Энева. 1820-е. Холст, масло.
Н/х. Портрет неизвестной в белом платье. 1840-е. Холст, масло.
Сильвестр Щедрин. Набережная в Неаполе. 1825. Холст, масло.
Станислав Жуковский. Осенний пейзаж. 1907. Картон, масло.
Алексей Кравченко. Городская площадь на Капри. 1910-1911. Картон, темпера, смешанная техника.
Доступность цвета нередко определяет его использование. Синий цвет мало распространён в природе и дорог, стойкость его натуральных пигментов не высока. Его основа - знаменитый минерал лазурит из Афганистана - экспортировался в ограниченных количествах. Только с XIX века синий пигмент стал широко встречаться на полотнах художников и в декоративно-прикладном искусстве. В ранних произведениях синий цвет использовался для изображений одеяний Богоматери. Позже художники, осознав глубокий эмоциональный след синего цвета, делают его центральным элементом своих полотен.
Владимир Боровиковский (?). Распятие. Конец XVIII - первая четверть XIX в. Холст, масло.
И как различны по смыслу синий у Владимира Боровиковского, который указывает на божественное начало в одеянии Богородицы на картине «Распятие», и знаменитый ультрамарин Павла Кузнецова, одного из самых ярких представителей русского символизма начала XX века.
Павел Кузнецов. Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна. 1930-е. Холст, масло.
Н/х. Скорбящая Мадонна. XIX в. Фарфор, надглазурная роспись.
Иван Подключников (?-?). Девочка, смотрящая в стереоскоп. 1865 (?). Холст, масло.
Евгений Плюшар (?). Портрет Наталии Алексеевны Еропкиной, рож. Смирнова. Середина XIX в. Холст, масло.
Сергей Герасимов. Выезд на охоту. 1911. Картон, гуашь.
Ольга Малютина. Натюрморт с клубникой. 1950. Холст, масло.
Ещё одним малодоступным цветом до изобретения химических пигментов был фиолетовый, из-за чего часто ассоциировался с монархией. И, конечно, этот цвет используется для изображения сирени, как символа ностальгии по усадебной культуре. Пётр Кончаловский написал несчётное количество натюрмортов с сиренью. Кажется, что он сирень писал ежедневно, каждый год в период ее цветения.
Пётр Кончаловский. Сирень в корзине. 1932. Холст, масло.
Ваза. Императорский стеклянный завод, Санкт-Петербург. 1820-1830-е. Бронза, марганцевое стекло.
В живописи жёлтый цвет довольно редко встречается в своей истинной гамме. Голландские художники для своих натюрмортов манипулировали охровыми красками для создания иллюзий яркого жёлтого, при этом сам цвет использовался не часто из-за сложности в применении и негативных коннотаций - жёлтый цвет связывали с Иудой Искариотом, жадностью и завистью. Но импрессионисты дали совершенно иное прочтение жёлтого цвета - цвета солнца, более чистого и насушенного за счёт новых пигментов на основе свинца.
Ян Батист ван Форненбург. Натюрморт с фруктами. Первая половина XVII в. Дерево, масло.
Николай Зацепин. Натюрморт с овощами. Не позднее 1841. Холст, масло.
Александр Вахрамеев. Танцовщица. 1914. Бумага, пастель, карандаш.
Розовый долгое время не был в почёте у элиты общества. Но в XVIII столетии розовый и другие пастельные тона приходят в интерьер и гардероб. Цвет становится данью моде. Розовый стал трендом более 250 лет назад: он был фаворитом любовницы Людовика XV маркизы де Помпадур - она его обожала. Именем аристократки был назван именно такой оттенок розового, который был запатентован Севрской фарфоровой мануфактурой. Фарфоровая тарелка с изображением маркизы - яркое подтверждение торжества розового цвета.
Тарелка. Первая половина ХХ в. (?). Севрская фарфоровая мануфактура. Фарфор, золочение, надглазурная роспись.
Н/х. Портрет Прасковьи Ивановны Мятлевой. 1780-е. Холст, масло.
Белый цвет - самый сложный, поскольку вмещает длину волн всех цветов, но и самый простой, изначальный, природный; самый зеркальный - отражающий все другие цвета, но и самый насыщенный символами, самый противоречивый в их трактовке; один из самых древних, появляющийся ещё в первобытном искусстве, и, в то же время, один из очень современных, поскольку часто используется «в одиночку», без дополнения другими.
Александр Средин. Интерьер усадьбы князей Юсуповых «Архангельское». 1900-е. Холст, масло.
Бялыницкий-Бируля В.К. Ранняя весна в лесу у ручья. 1910-е. Холст, масло.
Пётр Петровичев. Цветущие азалии. Конец XIX - начало XX века. Холст, масло.
Понятия о цвете менялись от Древней Греции до новейшей истории, расширялся и спектр. Исследователи цвета от античных философов до учёных нового времени выделяли разные цвета и оттенки, пытались разгадать загадку природы происхождения цветов и их восприятия. Исаак Ньютон в конце XVII века изобрёл цветовой круг, разложив окружность на 7 цветов, а в ХХ - швейцарский художник Иоганнес Итен привёл его к современной форме, увеличив их количество до 12. Круг стал основой для современной схемы сочетания цветов.
По материалам выставки.