Наталья Нестерова. Истории и Ребусы

Jan 27, 2025 13:32


В 2024 году исполнилось 80 лет со дня рождения Натальи Игоревны Нестеровой, ушедшей из жизни в августе 2022 года. Третьяковская галерея представила масштабный проект, приуроченный к ее юбилею, который демонстрирует практически полную картину живописной эволюции мастера.



Наталья Нестерова в мастерской на Кутузовском проспекте. Конец 1980-х. Фото Юрия Роста.



Выставка включает три десятка произведений, половина из которых принадлежит Третьяковской галерее, а половина происходит из частных коллекций. И это не формат подробной ретроспективы, потому что устроить таковую было бы невозможно. Всего работ Натальи Нестеровой насчитывается больше 3,5 тысяч, кроме того, они разбросаны по музеям на постсоветском пространстве, ее холсты представлены и в американских, и европейских коллекциях. Поэтому на выставке показаны основные большие работы, главным образом из собрания семьи, которые созданы в последние три десятилетия. И к этим вещам примыкают более ранние, входившие в собрание Третьяковки. С конца 1980-х годов Наталья Нестерова жила в Москве и Нью-Йорке, участвовала в многочисленных выставках разных стран, её картины пополняли музейные собрания по всей России и миру.



Наталья Нестерова. Весенние виноградники. 1975. Холст, масло. ГТГ.

Самостоятельный творческий путь Натальи Нестеровой (1944-2022) начался на рубеже 1960-1970 годов; закончив МСХШ (1955-1962) и МГХИ им. В.И. Сурикова (1962-1968), будучи ученицей Д.Д. Жилинского и С. Шильникова, она аккумулировала в своём творчестве открытия западного и русского искусства. Её стиль можно охарактеризовать как возврат к экспрессионизму, соединённому с поэтикой примитива, обогащённого элементами сюрреализма.



Наталья Нестерова. Набережная в Ялте. 1975. Холст, масло. ГТГ.

Самые обычные предметы и события повседневной жизни в картинах Натальи Нестеровой погружают нас в сложнейшее состояние. Её творческая фантазия открывает незаметные на первый взгляд связи - нелепые, возвышенные или трагические. Образы Нестеровой удивляют внимательного зрителя множеством смыслов и уровней восприятия, в её мире сочетаются обыденность и фантастичность, инфернальность и святость.



Наталья Нестерова. Карусель. 1975. Холст, масло. ГТГ.

К излюбленным приёмам Нестеровой относятся деформация, нарушение пропорций, построение композиций на основе динамических сокращений. Своеобразие живописной манеры связано также с особым отношением к свойствам краски - ее массе, текстуре. Художница использует корпусный мазок, постепенно все больше тяготея к однородности живописной фактуры.



Наталья Нестерова. Дождь на море. 1981. Холст, масло. ГТГ.

Игра маскарадных личин, символизирующая лицедейство людей на подмостках жизни становится одним из любимых мотивов Нестеровой. В ранних работах она погружается в жизнь народных здравниц и домов творчества периода мёртвых сезонов, превращает эпизоды курортного быта в театрализованные представления с невесёлыми героями, исследует феномен человеческой разобщённости.



Наталья Нестерова. На пляже. Тихое море. 1983. Холст, масло. ГТГ.

В 1980-е годы в произведениях Натальи Нестеровой появляются ещё одна важная тема - диалога с наследием мировой культуры. Высокий строй мыслей и чувств литературных шедевров прошлого, гармоничность старинной архитектуры, величие античной скульптуры Нестерова противопоставляет хаотичному современному миру с его измельчавшими людьми, обременёнными смешными заботами.



Наталья Нестерова. Дом Гоголя. 1979. Холст, масло. ГТГ.



Наталья Нестерова. Похищений сабинянок. 1985. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.



Наталья Нестерова. Осень в парке (фрагмент). 1984-1985. Холст, масло. ГТГ.

Конкретность повседневных происшествий у Нестеровой соседствует с изображением неких жизненных ритуалов, реальных или сочинённых. Её увлекают мысли о возможности проникновения в тайны, объединяющие жизнь и смерть, которые проявляются в композициях, посвящённых охоте или карточной игре.



Наталья Нестерова. Охота. 2011. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта. Картина написана во Франции.



Наталья Нестерова. Преследование. 2012. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта. Картина написана во Франции.



Наталья Нестерова. С охоты. 2016. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.



Наталья Нестерова. Охота. 2017. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.

Один из любимейших мотивов Натальи Нестеровой - карты; они возникали и в 1970-е, и в 1980-е годы, и особенно позднее. Она их коллекционировала, любила раскладывать пасьянсы, одновременно карты были для неё привлекательным изобразительным мотивом. Из карточных знаков она создавала маски, скрывающие лица и тела персонажей, а в прорезях этих масок открывается пугающая бездна, всматривающаяся в зрителя.



Наталья Нестерова. Таро. 1992. Холст, масло. ГТГ.



Наталья Нестерова. Горе от ума горе. 2013. Полиптих. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.



Наталья Нестерова. Хоровод. 2022. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.

Также Нестерова исследует миры, далёкие от рутинной повседневности. Ей нравился цирк, где разговаривают собаки и танцуют лошади, а жонглёры глотают пылающий огонь, где здравый смысл, социальные нормы, законы биологии подлежат осмеянию и отмене.



Наталья Нестерова. Цирк. 2009. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта. Картина написана во Франции.



Наталья Нестерова. Карлики и собаки. 2010. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта. Картина написана во Франции.



Наталья Нестерова. Извергающий огонь. 1993. Холст, масло. Собрание В.В. Дребенцова.

Интересны у Нестеровой смысловые элементы, связанные с религиозной метафизикой и культурными кодами. Значимым становится образ лестницы, по которой вверх и вниз движутся человеческие фигуры. Нестерова использует амбивалентное значение этого древнего символа и создаёт образ самой жизни с ее превратностями, случайностями и совпадениями.



Наталья Нестерова. Лестница. 2014. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта. Картина написана во Франции.

Очень важен для Нестеровой белый цвет в палитре, который указывает не только на реальную окраску предметов, сколько становится знаком иного плана бытия. Изображение птицы часто превращается в метафору мысли, слова, духовно значимого события или символ крылатой души, покинувшей тело.



Наталья Нестерова. Птицы в фонтане. 1991. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.

Размышления о природе добра и зла рождают у Нестеровой увлечение библейской историей. В конце 1990-х - начале 2000-х годов она создаёт масштабные циклы на ветхозаветные и евангельские сюжеты. При этом Нестерова вводит в религиозные композиции собственные символы и знаки, порой отдаляясь от канонических особенностей, характерных для иконописи и классической живописи, и предлагает личное прочтение священных событий.



Наталья Нестерова. Снятие с креста. 1991. Холст, масло. ГТГ.



Наталья Нестерова. Рождество. 1999. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.



Наталья Нестерова. Пир Ирода. 2007. Холст, масло. Собрание Л.Л. Нестерова-Раппопорта.

К тревожной меланхолии и ненавязчивому абсурдизму, свойственным работам художницы советского времени, добавились некоторые новые качества, в том числе непредсказуемая энергия, динамика.



Наталья Нестерова. Избиение младенцев. 2015. Холст, масло. ГТГ.

Особо хочется отметить, что большие полиптихи Натальи Нестеровой, посвящённые библейской истории, теме цирка, охоты, показываются впервые. Третьяковская галерея стала первым российским музеем, который в таком объёме показала зрителю эти поздние многосоставные произведения. А организовал выставку сын художницы - Лев Нестеров-Раппопорт.

Мир Натальи Нестеровой огромен, в нем сочетаются обыденность и фантастичность, инфернальность и святость, он удивляет множеством смыслов и уровней восприятия. Масштаб ее дарования, созвучность духовным и интеллектуальным поискам своего поколения и одновременно независимость творческих решений подтверждают репутацию Натальи Нестеровой в качестве классика русской живописи конца ХХ - начала XXI века.



Наталья Нестерова. Карусель. 2001. Холст, масло. Собрание В.И. Некрасова.

А как тепло и иронично смотрятся рисунки художницы, которые она дарила своей маме на дни рождения.



Фрагмент из книги «Наталья Нестерова. Альбом для мамы». Москва, Типография «Новости», 2007. В книге собраны рисунки Нестеровой 1961-1977 годов, которые она дарила своей маме на дни рождения.

Использованная информация: Материалы выставки; Дмитрий Смолев. Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве | The Art Newspaper Russia - новости искусства, 22.01.2025.

Наталья Нестерова, Третьяковская галерея

Previous post Next post
Up