2024 год был перекрёстным годом культуры России и Китая. Выставка «Пусть расцветают все цветы» в Музее Востока стала ярким его завершением.
Само название выставки раскрывает ее основное тематическое содержание - большинство работ выполнено в жанре «цветы и птицы». Представлено около 300 экспонатов новейшего периода истории Поднебесной из уникальной коллекции искусства Китая 1950-х годов, которая хранится в Государственном музее Востока.
Начинается выставка с работ в стиле национальной живописи Китая гохуа. И первое, что нас встречает -масштабное шестиметровое панно «Пусть расцветают все цветы», состоящее из шести свитков.
Коллектив авторов. Пусть расцветают все цветы. 1957. Бумага, тушь, водяные краски.
Особо хочется выделить Ци Байши - художника, перед творчеством которого преклоняется весь мир. В своём творчестве ему удалось сохранить основные принципы старой китайской живописи и вместе с тем привнести своё собственное видение мира.
Ци Байши: Красные цветы мэй. Середина ХХ в. - Персики. 1948. Бумага, тушь, водяные краски.
Другой известный художник - Сюй Бэйхун - создал свой стиль на основе соединения национальных традиций с западными живописными приёмами.
Сюй Бэйхун: Петух у подсолнечника. 1927. - С думой о поле брани. 1935. Бумага, тушь, водяные краски.
Ван Сюэтао, Цао Кэцзя. Кошка и глицинии. 1961. - Ван Сюэтао. Солнечный день. 1940-е. Бумага, тушь, водяные краски.
Ван Даоюань. Петух у изгороди. 1949. - Ли Хэшоу. Краски осени. 1957. Бумага, тушь, водяные краски.
Керамика и Фарфор. Китайцы - признанные мастера керамики и фарфора. В молодом государстве КНР вернули былую славу забытому на время искусству - для этого восстановили сложные в производстве цветные глазури: красную «бычью кровь», серовато-зелёные селадоны, нежно-голубоватые «лунные».
Вазы. Все: 1954. Фарфор, надглазурная роспись эмалями, глазурь «селадон».
Блюдо. 1954. Фарфор, надглазурная роспись эмалями. - Побеги тыквы с плодами - пожелание мужского потомства.
На выставке представлены работы, дополненные узорами, тиснением, тонкой гравировкой или высоким рельефом.
Вазы. 1954. Фарфор, глазурь, роспись эмалями, рельеф.
Ваза в форме двух рыб. 1954. Фарфор, глазурь. - Изображение двух рыб - пожелание счастливой семейной жизни. - Утка. 1954. Керамика, глазурь.
Расписной фарфор этого времени сохранил также традиции подглазурной живописи кобальтом и медной красной краской - техники, требующей не только большого опыта в нанесении красок по сырому черепку, но и специальных технических знаний по обжигу.
Блюдо. 1954. Фарфор, подглазурная роспись.
Металл и Дерево. Помимо изделий из керамики и фарфора, на выставке много декоративно-прикладных произведений искусства из дерева и металла. Самое впечатляющее - гигантская инкрустированная ширма в окружении не менее замечательных деревянных красных лаковых ваз.
Ширма «Сто драгоценностей». Конец XIX в. Дерево, лак, фарфор, камни, инкрустация.
Вазы с ручками в виде единорогов и слонов. 1950. Дерево, лак.ъ
Шкатулка. 1950-е. Дерево, лак.
Ваза. 1950. Металл, роспись эмалями. - Цветы, сплошь покрывающие поверхность изделия - пожелание процветания.
Ткачество и вышивки. Вышивка по шёлку - один из самых ранних и наиболее распространённых видов художественного творчества в Китае. Вышитые или созданные в технике художественного ткачества изделия используют огромное разнообразие сюжетов - цветы и птицы, цветы и бабочки, дворцовые сцены, мифологические персонажи… Самые искусные китайские ткачи для передачи тончайших цветовых переходов и сложных изгибов линий рисунка используют иногда более тысячи челноков.
Пионы и бабочки. - Ласточки и персики. Оба: 1957. Шёлк, ткачество. - Плоды персика даруют бессмертие.
Особо интересна вышивка «живопись иглой». Таково уникальное панно «Пионы и бабочки», выполненное в особой технике: у него нет изнанки, а изображение одинаковое с обеих сторон.
Пионы и бабочки. 1957. Шёлк, золотая нить. - Изображение пионов - пожелание процветания, богатства и знатности. - Ваза. 1954. Фарфор, надглазурная роспись эмалями.
Кабинет художника. Источником вдохновения художника в Китае всегда выступала природа, не только реальная, но и претворённая в произведениях искусства. Примером может служить стакан для сухих кистей из агальматолита.
Стакан для кистей. 1954. Агальматолит. - Подставка для руки каллиграфа. 1950. Слоновая кость.
Для разведения туши были предназначены небольшие сосуды из камня, в сосудах большего размера промывали кисти.
Сосуд для промывки кистей. 1940-1950. Агальматолит.
Сосуд для промывки кистей. 1950. Металл, роспись эмалями.
Сосуд для воды в виде чайника. 1954. Хрусталь горный.
К атрибутам стола художника относятся также прессы в виде небольших скульптур. В процессе написания картины ими прижимали листы бумаги, чтобы они не скользили от прикосновения кисти.
Плоды тыквы. 1953. Агальматолит.
Кузнечик на капусте. ХХ в. Слоновая кость, раскраска. - Капуста - омоним слова «богатство», кузнечик - пожелание удачной карьеры.
Особенно впечатляет «дьявольский шар» из слоновой кости. Он содержит один в другом несколько неразъёмных, вращающихся шаров, покрытых тончайшей резьбой. Но его предназначение для меня осталось неясным.
Шары в шаре. 1950-е. Слоновая кость. - Один в другом находятся 25 шаров.
Более понятна скульптура из слоновой кости, прославляющая героев армии Китая.
Восемнадцать героев Народно-освободительной армии Китая форсируют реку. - Девушка с ягнёнком. Все: 1954. Слоновая кость.
Лаки. Изделия, покрытые лаком, встречаются ещё среди неолитических археологических материалов на территории Китая. На протяжении веков это искусство достигло совершенства как художественного, так и технологического.
Ваза и тарелки. 1954. Дерево, лак, роспись.
В ХХ веке появляются новые краски, что обогащает цветовую палитру. При создании лаковых изделий с инкрустацией на нескольких слоях лака используются серебро, перламутр, кость и даже яичная скорлупа.
Чжао Пэйчжи. Бурное цветение. 1980. Дерево, лак, роспись, яичная скорлупа.
С начала ХХ века в лаковых работах прослеживается влияние западного искусства, которое переплетается с национальным условным декоративизмом.
Чжен Сюцзань. Песня рыбака в сумерках. 1980. Дерево, лак, роспись, яичная скорлупа.
Особо ценится в Китае уникальная техника тотай, т.е. «бестелесная». Процесс изготовления состоял из нескольких операций: на глиняную форму накладывался тонкий шёлк, образующий основу будущего изделия, на него кистью наносился окрашенный сырой лак, после высыхания снова накладывали шёлк и новый слой лака. Это операции повторяли около шести раз, после чего изделие полировали и наносили рисунок лаковыми красками. Когда роспись высыхала, все изделие покрывали лаком и ещё раз полировали. После этого удаляли глиняную форму, и получались необычайно лёгкие и тонкостенные изделия.
Сосуд для воды. 1954. Золотой лак «тотай».
На выставке также представлена станковая «новая гравюра», которая появилась в Китае под влиянием европейских традиций в начале 1930-х годов и стала любимым видом агитационного искусства. Но на неё места не хватило.
Куратор выставки Лидия Шмотикова.