Продолжаем путешествие по выставке «Новое общество художников», рассказывающей об одноименном творческом объединении Серебряного века, начало -
Новое общество художников. И на очереди раздел «Царица поцелуев».
Царица поцелуев. Сказка-притча Федора Сологуба, написанная в 1907 году, имела простую мораль: «сколь неразумны бывают и легкомысленны женские лукавые желания и к каким приводят они страшными и соблазнительными последствиям». Молодая жена старого мужа, возжелав стать царицей поцелуев, в конце новеллы гибнет от кинжала молодого солдата, умершего в ее же объятиях.
Григорий Бобровский. Портрет Самойловой (Портрет «госпожи Z»). 1912. Холст, масло. ГРМ.
Женское начало в 1900-1910-х годах - прекрасное и демоническое - приводило в восторг и одновременно внушало ужас. Идеалы феминизма и эмансипации распространялись в обществе, продолжавшем жить по принципам «домостроя». Толстовская «Крейцерова соната» обсуждалась наряду с «Кукольным домиком» Генрика Ибсена. Анне Горенко отец запрещает публиковать стихи под своей фамилией, и она печатает под фамилией своей бабки - Ахматова. На сценах театров и кабаре блистают «коломбины десятых годов» - Айседора Дункан и Ида Рубинштейн, Ольга Глебова-Судейкина и Ольга Арбенина-Гильдебрант…
Дмитрий Щербиновский. Женская головка. Этюд. Начало ХХ в. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Живописцы - участники НОХ пишут роковых красавиц: Бобровский - «госпожу Z» в огромной шляпе с голубым бантом. Дмитрий Щербиновский наблюдает за дремлющей натурщицей и предлагает свой вариант женского портрета в жанре «головка», казалось, забытом в XVIII веке.
Елена Киселёва: Blanche. 1912. - Зелёная ваза. 1910. Обе: Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
Елена Киселёва в парижской мастерской пишет полуобнажённых моделей, а в Петербурге портретирует дочь известного коллекционера Александру Шварц. Семья Шварц была увлечена искусством, собирала свою коллекцию произведений и в их доме часто гостили художники, среди них Борис Кустодиев и Елена Киселёва.
Елена Киселёва. Портрет Александры Шварц. Начало 1900-х. Картон, пастель. ГРМ.
Снежная маска. Маскарады и карнавалы, театры и кабаре, танцовщицы и актрисы, Пьеро и Арлекины - театрализация жизни в Серебряном веке достигает своего апогея. Александр Блок посвящает цикл «Снежная маска» актрисе. Михаил Врубель женится на актрисе Надежде Забеле, Валентин Серов пишет портрет Марии Ермоловой и едет в Париж портретировать Иду Рубинштейн. Говорят, что русский импрессионизм обязан своим размахом и развитием театру: декораторы - профессиональные живописцы - пишут задники для сцены и работают широким пастозным мазком.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Дама в маске. 1910. Бумага, гуашь, карандаш. ГТГ.
Прекрасную незнакомку в маске пишет в 1910 году Ольга Делла-Кос-Кардовская. Анна Ремизова (Мисс) продолжает маньеристскую линию Константина Сомова и Обри Бёрдслея, представляя героинь из XVIII столетия.
Анна Ремизова-Васильева (Мисс): Дама с цветами. 1913. Картон, карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо. - Граф д’Артишок Ливорнезе и придворная дама на маскараде. 1914. Бумага, карандаш, тушь, перо. Оба: ГМИИ.
Москвича Александра Головина приглашают работать в столичные петербургские театры. На 5-й выставке НОХ будет показано 200 его работ, в том числе эскизы костюмов к опере «Кармен».
Александр Головин. Эскиз декорации к опере Жоржа Бизе «Кармен» в постановке Мариинского тетра. 1907-1908. Бумага на картоне, гуашь. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
«Радуница» - так называлась первая книга стихов Сергея Есенина, вышедшая в Петрограде в 1916 году. В ней явственно звучали «религиозные настроения, по временам сливаясь с простодушными народными верованиями, по временам приобретая оттенок чего-то сродни пантеизму». И художники на рубеже XIX-XX веков все чаше обращались к народному искусству и фольклору: это и абрамцевский кружок, и тенишевские мастерские.
Дмитрий Стеллецкий. Соколиная охота. 1906. Картон, акварель, гуашь. ГРМ.
Дмитрий Стеллецкий много путешествовал по стране, изучая памятники древнего зодчества, иконопись и лубок.
Дмитрий Стеллецкий. Девицы. 1906. Бумага на картоне, темпера, гуашь. ГРМ.
Евгений Праведников иллюстрирует русские сказки в оригинальной авторской манере, близкой европейскому ар-деко.
Евгений Праведников. Зимняя сказка - Мороз и Снегурочка. 1914. Бумага, карандаши, белила, гуашь. Тотемское музейное объединение.
Событием на выставках НОХ стал показ работ Михаила Врубеля «Богатырь», «Садко» и «Тридцать три богатыря».
Михаил Врубель. Тридцать три богатыря. 1901. Бумага на картоне, акварель, гуашь, уголь, бронзовая и серебряная краски. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Одна из работ на выставке - картина Бориса Кустодиева «Бабы» из фондов Кыргызского национального музея изобразительных искусств им. Гапара Айтиева. Это образец раннего творчество знаменитого художника. Работа даже была отреставрирована к выставке при участии Музея русского импрессионизма. Кустодиев написал ее зимой 1902-1903 годов, когда путешествовал по Костромской губернии, где очень впечатлился базаром в Кинешме, одеждой, прилавками, атмосферой. В это время Кустодиев ещё являлся учеником Ильи Репина и работал в такой передвижнической манере.
Борис Кустодиев. Бабы. 1902-1903. Холст, масло. Кыргызский национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева.
Николай Фокин пишет виды русской провинции, предпочитая из всех времён суток «чудные сумерки».
Николай Фокин. Весна. 1909. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
Однокурсник Фокина, художник-анималист Николай Пирогов удачно передавал в красках лошадей. Остались воспоминания, что художник рисковал своей жизнью, желая запечатлеть коня в движении. Он выбегал на середину улицы под несущуюся на него повозку или карету, фиксировал облик животного. В этот момент все прохожие глазели на отчаянного художника, затаив дыхание. Но в последний момент Пирогов отскакивал в сторону и оставался невредим. На вопрос, зачем же он так рискует, художник отвечал, что ему важно увидеть именно такое зрелище и под таким ракурсом. Он «фотографировал» глазами.
Николай Пирогов. Кони. 1901-1913. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Арнольд Лаховский. У реки. Осень. 1914. Картон, масло. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Александр Савинов. Сумерки. 1906. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В комнатах. Интерьерный жанр - популярный в живописи и графике начала ХХ века - начал развиваться в России с середины XVIII столетия. В XIX столетии «комнаты» изображают Федор Толстой, Алексей Венецианов и Павел Федотов. Этот интерьерный жанр был популярен и среди экспонентов НОХ: от тщательно прорисованных залов до импрессионистически переданных дачных веранд, полных света, бликов и рефлексов.
Николай Петров. На балконе. 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь. ГТГ.
Николай Петров в своих гостиных, столовых и передних напоминает мирискусников с их обращением к прошлому.
Александр Средин. Гобеленовая гостиная дворца Шереметева в Кускове. Начало ХХ в. Бумага, гуашь. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Пустые комнаты Александра Средина, написанные в загородных имениях, решены широким мазком в разбелённой гамме. Такая нарочитая этюдная манера была характерна для новой живописи - благодаря ей даже классические интерьеры начинали выглядеть свежо и современно.
Александр Средин. Полотняный Завод. Гостиная в доме Гончаровых. 1910 (?). Холст, масло. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Не менее интересно и портретное искусство в интерьере.
Елена Киселёва. За шитьём. 1890-1910. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Николай Петров. У окна (Портрет художника Николая Пирогова). 1910 (?). Картон, смешанная техника. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
В этом разделе есть картина Александра Головина с изображением Марии Воейковой. Это внучка прообраза пушкинской пиковой дамы - графини Натальи Голицыной. Это была деловая женщина своего времени, сегодня таких называют железная бизнес-леди. Мария Воейкова владела обширными поместьями, в том числе в Брянской губернии, где решила запустить в работу сахарный завод. Его она построила за два года. После революции Воейкова уехала в эмиграцию, а ее завод до сих пор продолжает функционировать, более того является градообразующим предприятием.
Александр Головин. Портрет княгини Марии Владимировны Воейковой. 1905. Холст, пастель. ГТГ.
Николай Милиоти. Этюд дамы в розовом. Начало ХХ в. Эрмитаж. - Александр Мурашко. Портрет дочери художника Нестерова. 1900. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова. Обе: Холст, масло.
«Камень» - знаковый мандельштамовский поэтический сборник начала ХХ века впервые вышел в 1913 году. Осип Мандельштам рассматривал поэзию как мастерство, а поэта считал мастером, строителем. Вот и в графике, и в живописи участников НОХ архитектурная тема звучит открыто и настойчиво. Проекты Алексей Щусева и Льва Ильина относятся к стилю национально-романтического модерна.
Алексей Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2-й вариант. 1904. Бумага, тушь, акварель. Частное собрание.
Георгий Лукомский фиксирует фасады старинных построек в Чернигове. Фантазийные зарисовки исполняет Станислав Ноаковский - это экспромты на темы русского и польского зодчества предыдущих исторических эпох.
Георгий Лукомский: Дом Мазепы. Чернигов. 1910. Бумага на картоне, акварель, соус, гуашь. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург. - Вид колокольни Троицкого собора в Чернигове. Конец XIX - начало ХХ в. Бумага на картоне, карандаш, гуашь, акварель, белила. Научно-исследовательский музей при РАХ.
Станислав Ноаковский. Композиция на тему интерьеров замка на Вавеле в Кракове. 1908. Картон, тушь, сепия, акварель. ГМИИ.
«Колчан» - сборник Николая Гумилёва вышел в 1916 году. Колчан со стрелами - оружие воина и атрибут бога Аполлона - становится ключевым для цикла. В том году георгиевский кавалер Гумилёв попадает в царскосельский госпиталь, где сёстрами милосердия состоят великие княжны. А этим детям императорской фамилии преподавал живопись Дмитрий Кардовский. Военная тематика в его работах появляется ещё в 1905 году. С 1907 по 1913 года Кардовский создаёт ряд рисунков из серии «Картины по русской истории», которые демонстрируются на выставках НОХ.
Дмитрий Кардовский. Пётр I и новинки. 1908. Бумага, акварель. ГТГ.
Дмитрий Кардовский. Сожжённая Москва. 1910. Бумага, гуашь, акварель. ГРМ.
Дмитрий Кардовский. Пушкин на балу в Москве. Эскиз. 1910-е (?). Бумага на картоне, акварель, карандаш. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Продолжение в следующем блоге -
Новое общество художников. Часть 3.