Музей русского импрессионизма показывает выставку «Новое общество художников», рассказывающую об одноименном творческом объединении Серебряного века. По моему мнению, это одна из лучших выставок в Москве в 2024 году. Все как я люблю: мало показываемые произведения живописи и графики начала ХХ века из 55 провинциальных музеев и частных коллекций.
Можно сказать, что эта выставка - бенефис творческой пары и основателей «Нового общества художников» (далее НОХ) Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской. С 1903 по 1917 год в выставках петербургского НОХ приняли участие более 200 авторов, как молодых мастеров - вчерашних выпускников Академии художеств, так и мэтров. Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. Среди множества союзов и товариществ НОХ выделялось демократическими принципами: в залах пересекались разные стили и течения. За 14 лет объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля.
Ольга Делла-Вос-Кардовская: Портрет художника Дмитрия Кардовского. 1913. ГТГ. - Автопортрет. 1917. ГРМ. Обе: Холст, масло.
Кардовские. Основатели Нового общества художников (НОХ) Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943) и Ольга Людвиговна Делла-Вос-Кардовский (1875-1952) - познакомились во время учёбы в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Дмитрий Кардовский в этому момент уже окончил юридический факультет Московского университета. С 1894 года он занимался у Ильи Репина вместе с Игорем Грабарем, так описывающим Дмитрия в воспоминаниях: «Красавец собой, корректный, воспитанный, приветливый в обращении с товарищами, хорошо, но не по-франтовски одетый, он казался среди академической молодёжи каким-то иностранцем. Да и наружность его не напоминала ничего русского: чистокровный испанец, родившийся волею судеб в распрерусском городе Переславле-Залесском. Работали тогда в натурном классе не очень важно - плохо рисовали и ещё хуже писали. Этюды Кардовского принадлежали неизменно к числу лучших. Они были сильнее по цвету и лучше вылеплены».
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенняя песня. Начало ХХ в. Картон, пастель. Тверская областная картинная галерея.
В 1894 году в Высшее художественное училище поступает Ольга Делла-Вос, которая также станет студенткой Репина. Кардовский и Делла-Вос поженятся весной 1899 года и вскоре отправятся в Мюнхен, где в 1900 году у пары родится дочь. Екатерина Кардовская будет часто позировать матери и много сделает для сохранения творческого наследия своих родителей. Кстати, Катя тоже рисовала. Ее работы, как и рисунки детей других художников, были представлены в рамках пятой выставки НОХ.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Портрет Кати Кардовской. 1915. Холст, масло. ГТГ.
Ольга Делла-Вос-Кардовская: За книгой. 1918. Моршанский историко-художественный музей им. П.П. Иванова. - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Маленькая женщина. 1910. ГРМ. Обе: Холст, масло.
Общее настроение модного в те годы декаданса, самый дух Серебряного века предопределили деление выставки на разделы с узнаваемыми названиями, заимствованными у знаковых книг начала ХХ столетия. Так стихи символистов и акмеистов вступают в диалог с работами художников, а картины становятся своеобразными иллюстраторами поэтических строк.
«Прогулка» - так называлось первое стихотворение Михаила Кузмина в его первом сборнике «Сети» 1906 года. В 1917-м свою прогулку напишет Николай Гумилёв, у которого Кузмин некоторое время будет жить в Царском селе. Здесь же, также во время прогулки, познакомятся гимназисты Гумилёв и Ахматова.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Весенний день. В Царскосельском парке. 1907. Русская антикварная галерея, Москва. - Ольга Делла-Вос-Кардовская. Среди зелени. 1900-1910-е. Частное собрание. Обе: Холст, масло.
В Царское село в 1907 году переехали Дмитрий и Ольга Кардовские; причиной этому было слабое здоровье их дочери Кати, которой врачи рекомендовали жить подальше от большого города. Соседями Кардовских на новом месте стала семья Гумилевых. Но знакомство с поэтом Николаем Гумилёвым состоялось только весной 1908 года, когда он вернулся с учёбы из парижской Сорбонны. Ольга Кардовская сразу же решила, что напишет портрет молодого поэта и денди. В начале 1909 года картина была окончена и представлена на 6-й выставке НОХ. До настоящего момента это единственный достоверно известный прижизненный живописный портрет поэта.
Елена Киселёва. В парке. 1908. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
В Царском селе семья Кардовских проживёт 11 лет: отсюда Дмитрий Николаевич будет ездить на занятия в Академию художеств, где руководит живописной мастерской. Ольга Людвиговна дает уроки живописи в собственной царскосельской студии. Неоклассическая архитектура петербургских пригородов не раз появляется на картинах Ольги Делла-Вос-Кардовской.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Павловск. Павильон «Вольер». 1900-1910-е. Холст, масло. Частное собрание.
Чужое небо. Сборник «Чужое небо» Николая Гумилёва, вышедший в издательстве «Аполлон» в 1912 году, был составлен из лирики, баллад, поэм, пьесы и стилизаций под африканские песни. Муза странствий не оставляла Гумилёва - путешественника и «безумного охотника», «конквистадора» и «ловца жемчугов», «воина и поэта», чувствовавшего «в каждой луже запах океана, в каждом камне веянье пустынь». Воспитанники и выпускники Академии художеств отправлялись учиться в Европу. В Мюнхен - в знаменитые школы-студии Антона Ашбе и Шимона Холлоши - едут Дмитрий Кардовский и Александр Штурман, портретисты Александр Мурашко и Дмитрий Щербиновский, пейзажисты Александр Манганари и Михаил Латри.
Дмитрий Кардовский. Аббация. 1910. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. ГРМ.
Александр Штурман: Улица. Этюд. 1900-1910-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. - Собор святого Яна в Варшаве. 1907. ГРМ. Обе: Холст, масло.
Французский пейзаж - Бретань - появится в работах Александра Бенуа, узнаваемая парковая скульптура Версаля и Люксенбургского сада - на рисунках Степана Яремича.
Александр Бенуа. Кладбище в Бретани. 1906. Бумага на картоне, гуашь, белила, тушь, карандаш. Пермская государственная художественная галерея.
Степан Яремич. Скульптура льва в Люксенбургском саду. 1907 (?). Бумага, тушь, акварель, карандаш. ГРМ.
Ольга Делла-Вос-Кардовская покажет на выставках НОХ пейзажи из итальянской Флоренции и швейцарского Лугано.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Мост в Швейцарии. 1912. Холст на картоне, темпера. ГТГ.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Вечерний звон. Флоренция. 1912. Картон, масло. ГРМ.
А виды Стеклянной улицы Вильно привлекут мастера городского пейзажа Мстислава Добужинского.
Мстислав Добужинский. Вильно. Стеклянная улица. 1906. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Отдельными сериями на выставках НОХ стали графические серии архитектора Владимира Шуко и художника Николая Шестопалова.
Владимир Щуко: Вид части собора Святого Марка в Венеции. - Вид угловой части Дворца Дожей в Венеции. Оба: 1905. Бумага, тушь. Научно-исследовательский музей при РАХ.
Николай Шестопалов: Арка Тита. - Старая улица в Генуе. Оба: 1914. Бумага на картоне, акварель, гуашь. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Это было у моря… Северянинские стихи вдохновляли многих художников, красоты Крыма и Кавказа не остались без их внимания.
Екатерина Гольдингер. Апельсины. 1913. Холст, масло. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.
Пётр Уткин. Вид усадьбы Новый Кучук-Кой в Крыму. 1913. Холст, масло. Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова.
Михаил Латри. Голубая ваза. 1904-1905. Холст на картоне, масло. Ярославский художественный музей. - Латри - внук Ивана Айвазовского.
«Голубая ваза» Латри написана на террасе дворца в Массандре. Мотив вазы у художника не случаен - помимо живописи Михаил серьёзно занимался керамикой, оборудовав для этого специальную мастерскую у себя дома в Крыму.
Александр Штурман. Этюд. 1910-е. Холст, масло. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.
Никогда я не был на Босфоре… Сергей Есенин «Никогда я не был на Босфоре… Я тебе придумаю о нем».
Александра Экстер. Пейзаж с деревьями. 1906-1907. Холст, масло. ГРМ.
Алексей Явленский. Дорога. Около 1905. Картон, масло. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля.
Пётр Львов. Пейзаж. Середина 1910-х. Холст, масло. ГРМ.
Аркадий Рылов. Пороги на реке Вуокса. 1903. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых.
«Цветотравы» - название сборника стихов Валентина Кривича (на самом деле его звали Валентин Анненский, а его отец - знаменитый поэт Иннокентий Анненский). В этом разделе особенно интересна работа Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе». Она явно вдохновлена Ван Гогом, которого, как оказалось, Кончаловский уважал настолько, что отправился в путешествие по его местам.
Пётр Кончаловский. Цветы в высокой вазе. 1908. Холст, масло Собрание Семенихиных, Москва.
Надежда Любавина. Натюрморт с цветами. 1911 (?). Холст, масло. ГРМ.
Илья Машков. Натюрморт. Цветы в вазе. Конец 1900-х. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
В 1908 году Илья Машков совершил путешествие в Европу, где самое большое впечатление на него произвёл город-музей Венеция. Ещё в большем восторге художник был от венецианских мозаик собора Сан-Марко с их могучим, полнокровным, богатым и нарядным колоритом. В натюрморте «Цветы в вазе» можно увидеть и сияние золотистой смальты, и декоративность византийского орнамента, и фактуру наборной мозаики, заметную в отдельных мазках фона.
Ольга Делла-Вос-Кардовская. Натюрморт. Жёлтые цветы в синей вазе. До 1952. Холст, масло. Музей Анны Ахматовой, Санкт-Петербург.
Продолжение в следующем блоге -
Новое общество художников. Часть 2.