Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Часть 2

Oct 16, 2024 14:15


Продолжаем путешествие по выставке «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Начало - Часть 1. Отдельная роль на выставке отведена жанру цветочного натюрморта.



Ян Брейгель Младший (1601-1678) с мастерской. Корзина с цветами и букет в вазе. Дерево, масло. Собрание Мауергауз.



Со времён Средневековья изображения цветов привносили символический смысл в сцены Благовещения: ирисы и белые лилии говорили о непорочности Девы Марии. На протяжении XVII века букеты в картинах воплощали красоту и недолговечность всего земного. Могли они быть и атрибутом аллегории обоняния, либо олицетворять периоды жизни человека: бутон - детство, распустившийся цветок - зрелость, увядающий - старость, а сбросивший лепестки - смерть.



Ян Брейгель Старший (Бархатный). Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе. Дерево, масло. Собрание Мауергауз.

Создание эстетически самодостаточных изображений букетов в различных вазах - творческое изобретение Яна Брейгеля Старшего Бархатного (1568-1625). Хотя эти его работы были исполнены в Антверпене через несколько лет после его возвращения из Италии, непосредственным вдохновителем их создания был его заказчик - Федерико Борромео, архиепископ Милана.



Ян Брейгель Старший (Бархатный). Букет из ирисов… Фрагмент.

«В изображения цветов … я вложил всё моё искусство. Я не могу поверить, что такое великое множество столь редких и разнообразных цветов кто-нибудь прежде смог изобразить, к тому же со столь высокой тщательностью и изяществом. Любование ими сможет доставить ни с чем не сравнимое удовольствие зимой. Некоторые цветки почти неотличимы от реально существующих в природе», - из переписки Брейгеля Бархатного с кардиналом и его торговым агентом Эрколе Бьянки, апрель 1606.



Ян Брейгель Старший (Бархатный). Букет из ирисов… Фрагмент.



Ян Брейгель Младший (1601-1678). Большой букет из лилий, ирисов… в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры. Дерево, масло. Собрание Мауергауз.



Ян Брейгель Младший (1601-1678). Большой букет из лилий… Фрагмент.

Отдельно отметим три медные пластины небольшого размера Яна ван Кесселя Старшего (1626-1679) (внука Яна Брейгеля Бархатного).



Ян ван Кессель Старший. Раковины, бабочки и насекомые. 1659. Медь, масло. Собрание Мауергауз.



Ян ван Кессель Старший. Чертополох, бабочки и насекомые. Медь, масло. Собрание Мауергауз.



Ян ван Кессель Старший. Ветка цветущей яблони, бабочки, гусеница и жуки. Медь, масло. Собрание Мауергауз.



Ян ван Кессель Старший (1626-1679). Цветы в стеклянный вазе. Дерево, масло. ГМИИ.

Закончим с Брейгелями натюрмортом ещё одного внука Яна Брейгеля Бархатного - Абрахама Брейгеля (1631-1697).



Абрахам Брейгель. Фрукты. Холст, масло. Эрмитаж.



Гаспар Петер Вербрюгген (1664-1730). Цветы в каменной вазе. Холст, масло. ГМИИ.

В начале XVII века сложилась типология «гирлянд»: эти тонко написанные картины имитировали живые цветы, которыми украшали мраморные или керамические рельефы с изображениями Христа, Мадонны или святых. Наибольшей виртуозностью отличались произведения антверпенского художника - монаха иезуитского ордена Даниеля Сегерса (1590-1661), ученика Яна Брейгеля Бархатного.



Даниель Сегерс, Томас Виллебойртс Боссхарт (1613-1654). Гирлянда цветов вокруг изображения младенцев Христа и Иоанна. 1650-1654. Холст, масло. Эрмитаж.



Даниель Сегерс, Эразм Квеллин Младший (1607-1678). Мадонна с младенцем Христом, святая Елизавета и Иоанн Креститель. Медь, масло. ГМИИ.

В процессе создания таких работ наметилось чёткое разделение труда живописцев: сначала натюрмортист писал гирлянду, в затем мастер «фигурного» жанра - изображение евангельских персонажей.



Франс Эйкенс (1601-1693), Эразм Квеллин Младший (1607-1678). Святое семейство в венке из цветов. Около 1636. Дерево, масло. Эрмитаж.



Андрис Даниэлс (около 1580 - после 1640). Якоб Йорданс (1593-1678). Мадонна с младенцем. Около 1618. Дерево, масло. Эрмитаж.



Андрис Даниэлс (?) (около 1580 - после 1640), Франс II Франкен (?) (1581-1642). Мистический розарий со сценами из жизни Богоматери. Первая треть XVII века. Дерево, масло. Центр искусств, Москва. Фрагмент.



Андрис Даниэлс (?), Франс II Франкен (?). Мистический розарий… Фрагмент.



Йорис ван Сон (1623-1667). Гирлянда фруктов, обрамляющая картуш с изображением оплакивания Христа. 1650-1660-е. Дерево, масло. Эрмитаж.



Йорис ван Сон (1623-1667). Скульптурный картуш, декорированный фруктами и овощами. 1654. Дерево, масло. Эрмитаж.



Ян ван ден Хекке Старший (1620-1684). Бюст Девы Марии в венке из цветов. Холст, масло. Эрмитаж.

Тема земной суеты специально акцентировалась в «учёных натюрмортах» типа vanitas. Нередко такие картины обретали форму «обмана зрения». Такие живописцы, как Петер ван дер Виллиге и Себастьян Боннекруа, намеренно создавали иллюзию двух пространств (художественного и зрительского), не только демонстрируя своё виртуозное мастерство, но и подводя зрителя к мысли о неумолимости смерти, о ее присутствии.



Себастьян Боннекруа (1618?-1678?). Натюрморт с черепом (Стена в мастерской художника). 1668. Холст, масло. Эрмитаж.



Петер ван дер Виллиге (около 1635-1694). Аллегория бренности. Холст, масло. ГМИИ.



Николас ван Верендаль (1640-1691). Аллегория бренности. 1660. Холст, масло. Эрмитаж.

Куратор выставки - Вадим Садков, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Использованная информация: Материалы выставки; https://arsvivendi.hermitagemuseum.org/; https://sammlung.ru/?p=79213; Как жить красиво? Спросите у Франса Снейдерса - https://www.theartnewspaper.ru/posts/20240626-urkh/?ysclid=m293163dma310506031.

Франс Снейдерс, Франс Снейдерс и фламандский натюрморт, ГМИИ

Previous post Next post
Up