Сергей Шутов. Квалиа

Oct 14, 2024 12:00


Мне нравится ходить на выставки в галерею ГУМ-Red-Line смотреть работы современных художников, как правило созданных в последнее время, иногда непосредственно к выставке в ГУМе. В октябре 2024 года в галерее проходит персональная выставка Сергея Шутова под названием «Квалиа» из 35 живописных работ.



Фото Сергея Шутова. - Сергей Шутов. Портрет другого человека. 2024. Смешанная техника.



Название выставки «Квалиа» - это философский термин, который обозначает субъективный эмоциональный опыт, связанный с ощущениями. Ощущения могут быть одними и теми же, но восприятие всегда индивидуально окрашивает их. Сергей Шутов утверждает, что искусство связано с квалиа. На протяжении более чем 40 лет он разрабатывает эту свою образную систему. Но я мало что поняла из этого философствования.

«Любой объект, недоступный никому, кроме воспринимающего объекта, и есть квалия. Именно эти понятия и являются основным инструментом художника … Художник не является пользователем ментальных состояний наблюдателя, а является редким прямым источником квалия. Это позволяет приблизиться к невыразимому неописуемому, принадлежащему только непосредственно субъекту, наблюдающему, в нашем случае, произведению искусства, которое становится немыслимым, но вообразимым, неизреченным, но единственно возможным».



Сергей Шутов. Гимны. 2021. Холст, масло.

Художник Сергей Шутов (р. 1955) - один из героев эпохи перестройки и демократии: участник концертов «Поп-механики» (с 1986), первый академик «Новой Академии» Тимура Новикова (1987), художник фильма «Асса» (1987) и куратор Арт-рок-парада «Асса» (1988), экспонент первого российского аукциона «Сотби’c» (1988), президент Института технологий искусства (1993), первый российский виджей (1994), художник Российского павильона на 49-й Венецианской биеннале (2001).

Сияние ― важная часть эстетики Шутова. Художник работает со светоотражающими материалами. Сверкание ― материальный аналог космического эфира. Экспозиция напоминает зрителям о «золотом веке», когда московский андеграунд из подполья стал мейнстримом. Малая часть помещения оклеена серебристым полихлорвинилом как отсылка к мастерской Сергея Шутова в Фурманном переулке конца 1980-х, которая была целиком затянута зеркальной плёнкой.

На фоне сияния возникают громадные головы, напомнившие мне истуканов острова Пасхи, о которых так замечательно писал Тур Хейердал. Головы Шутова парят в пространстве, при этом лучи испускаются из центра композиции и словно удерживает голову «на плаву». Это излучение сродни сияниям в иконописи.



Сергей Шутов. Без названия (Голова 1 и 2). Обе: 2020. Холст, масло.



Сергей Шутов. Три профиля (а). 2023. Смешанная техника.

В основе многих работ художника ― простые композиции, отсылающие к классическим образцам. «Три профиля (а)» и «Три профиля (б)» следуют древнему греческому приёму исокефалии: расположения голов на одном уровне. Но лица при этом составлены из плоскостей (в основном треугольников), написанных разнонаправленными штрихами, что делает их скорее похожими на модернистские архитектурные формы, чем на человеческие обличия. Архитектоническая задача ― на первом плане. А классические образцы ― только реперные точки на дальнем горизонте.



Сергей Шутов. Три профиля (б). 2023. Смешанная техника.

В традиционной живописи одна из технических установок ― объединение фигуры и фона, сближение планов. Эту живописную задачу Шутов решает в резком разрыве с традицией. Потому что фигура у него часто не объединена с фоном, а противопоставлена ему: материалом, техникой, цветом, фактурой, как, например, в работе из серии «Другие люди» (2022). Но тем не менее она с ним связана ― за счёт сияния, излучения, иррадиации заднего плана.



Сергей Шутов. Из серии «Другие люди». 2022. Смешанная техника.

Фигуры у Шутова часто тяжелее фонов. Он добивается этого разными средствами ― как чисто живописными, так и с помощью новых материалов разного рода. Это создаёт удивительный «эффект Шутова».



Сергей Шутов. Другие люди. 2020. Смешанная техника.



Сергей Шутов. Другие люди. 2020. Смешанная техника.



Сергей Шутов. Из серии «Другие люди». 2024. Смешанная техника.

Пространство шутовских картин не пусто - это живое, пульсирующее существо-вещество, иногда плоское и сияющее, иногда шероховатое и бугристое, заполненное червяками линий и потоками цвета. «Где есть пространство, там есть и материя. И самое пространство есть вещество. Одно без другого немыслимо», ― писал когда-то Константин Эдуардович Циолковский. Он был сторонником теории эфира, то есть предполагал, что межзвёздное пространство не пусто, а заполнено особой субстанцией, из которой возникают и в которую уходят звезды. Сергей Шутов ― пропонент эфирной теории в живописи. Потому пространство его картин всегда материя.



Сергей Шутов. Наблюдения других людей. 2024. Смешанная техника.

И герои Шутова обитают в космосе, описанном Циолковским. В нем нет силы тяжести и трения, поэтому персонажи скорее парят, чем стоят. Этот локус пронизан незримыми лучами, волнами проходящими сквозь него, и при помощи живописи Шутов делает эти энергии зримыми.



Сергей Шутов. Наблюдения других людей. 2024. Смешанная техника.



Сергей Шутов. Ангелы. 2024. Смешанная техника.

Холсты для серии «Время», наоборот, закрашены светопоглощающей краской, какой окрашивают стены в кинотеатрах, чтобы отблески не мешали просмотру. Это делает фоны похожими на космическое пространство, где возникают белые и красные черты и штрихи ― подсчёт дней, недель, может быть, лет и эпох. Измерение дней, недель и месяцев зарубками существует с незапамятных времён, оно едва ли не предшествует цивилизации и до сих пор процветает там, где нет часов и телефонов.



Сергей Шутов. Серия «Время». 2024. Смешанная техника.

А в таких работах, как «Перчик» или «Баклажан», Шутовская мистика соединяется с шутовством.



Сергей Шутов. Баклажан. - Перчик. Обе: 2024. Смешанная техника.



Сергей Шутов. Золотой дождь. 2021. Смешанная техника.



Сергей Шутов. Лежащая. 2024. Смешанная техника.

В итоге - смотреть выставку мне было интересно и любопытно.

Использованная информация: Михаил Сидлин. Эфирные миры Сергея Шутова; Материалы выставки - https://gum-red-line.ru/.

Сергей Шутов, ГУМ-Red-Line

Previous post Next post
Up