В Третьяковской галерее выставочный проект, приуроченный к двум юбилейным датам: к 155-летию со дня рождения Филиппа Малявина (1869-1940) в 2024 году и 95 лет со дня смерти Абрама Архипова (1862-1930) в 2025 году.
Хотя Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ и Малявина и Архипова, персональных выставок этих художников она не проводила. Данная выставка построена по принципу монографических персональных экспозиций: одна часть экспозиции посвящена портретам и крестьянскому циклу Филиппа Малявина, вторая - пейзажам, жанровым картинам и крестьянским образам Абрама Архипова.
Оба эти художника происходили из крестьянских семей, но они не были друзьями и в жизни пересекались очень редко. Архипов был старше Малявина и раньше начал экспонировать свои произведения. Картины живописцев можно было увидеть на выставках Товарищества передвижников, Московского общества любителей художеств, Союза русских художников, Ассоциации художников революционной России, на Всемирной выставке в Париже (1900) и других.
Свои самые известные полотна оба мастера создали в Рязанской губернии - Архипов много работал в Солотче, а Малявин приобрёл имение неподалёку от деревни Аксиньино. Оба художника - яркие представители русского импрессионизма, центральным в их творчестве стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. Однако слава Малявина как автора эпических образов русских крестьянок была шире и громче.
Творчество Малявина и Архипова сближает также виртуозное использование красного цвета - одного из самых сложных в живописи. С древних времён красный цвет имел сакральное значение, ассоциировался с домашним очагом, пожаром, кровью, жертвенностью, божественной властью, использовался в геральдике. В начале ХХ века его прочно стали связывать с революционной символикой и предчувствием трагических событий. В своих картинах Малявин и Архипов разыгрывали целые красочные симфонии, наполняя музыку красных тонов разнообразными смыслами. Оба художника, каждый по-своему, сумели найти секрет эмоционального воздействия на зрителя.
Филипп Андреевич Малявин (1869-1940). Восхождение Филиппа Малявина на художественный олимп было стремительным. Он обучался иконописи в русском монастыре Св. Пантелеймона на Афоне, когда его талант заметил скульптор В.А. Беклемишев. По его рекомендации юный послушник поступил в петербургскую Императорскую Академию художеств, где окончил мастерскую И.Е. Репина. Уже в студенческие годы он обратил на себя внимание педагогов и даже сокурсников - Игоря Грабаря, Константина Сомова, Анна Остроумовой. Начинал Малявин как художник-портретист - на выставке представлены выполненные им портреты сокурсников.
Филипп Малявин. Портрет художницы А.П. Остроумовой-Лебедевой. 1896. ГРМ. - Портрет художника К.А. Сомова. 1895. ГРМ. - Портрет А.И. Петровой-Тхоржевской. 1898-1900. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург. Все: Холст, масло.
Интерес к красному цвету у Малявина проявился ещё в академии. На его портретах красный возникает фрагментарно, то в виде красной кисточки (портреты А. Остроумовой-Лебедевой, А.И. Петровой-Тхоржевской), то в виде яркой шали на стуле (портрет Ники Ратькова-Рожнова). Особенно интересны эксперименты художника с красной мебелью на картинах.
Филипп Малявин. Портрет мальчика. 1895. ГТГ. - Портрет госпожи Поповой. 1899. ГРМ. Оба: Холст, масло.
Филипп Малявин. Крестьянская девушка (сестра художника). 1899. - Крестьянка, закрывающая свиткой рот. 1895. Оба: Холст, масло. ГТГ.
Дипломная картина Малявина «Смех» (1899) вызвала настоящий скандал. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма немедленно вызвали большой интерес и ожесточённые споры. Совет профессоров Академии художеств отверг эту картину за бессодержательность. Лишь благодаря заступничеству Ильи Репина и Владимира Беклемишева Малявин получил звание художника, но не за дипломную работу, а за цикл портретов. При этом в 1900 году картина «Смех» была отправлена в составе экспонатов русского отдела на Всемирную парижскую выставку и была там удостоена золотой медали.
Филипп Малявин. Бабы. 1899-1900. Холст, масло. Собрание В. Чеканова, Москва. - Эскиз картины «Смех». Галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция.
В 1901 году картина была выставлена на Четвертой международной художественной выставке в Венеции и куплена итальянским правительством для Международной галереи современного искусства. С тех пор картина «Смех» только однажды была в России - на персональной выставке художника в 2013 году в Русском музее. Из Франции Филипп Андреевич Малявин вернулся известным и вполне обеспеченным художником. Признанием значимости творчества Малявина стало включение его в книгу «История русской живописи в XIX веке» (1901-1902) и книгу «Русская школа живописи» (1904) А.Н. Бенуа. После этого у Малявина будет много выставок как в России, так и за рубежом.
В начале 1900-х годов Малявин выполнил ряд интересных портретов современников - на выставке представлен портрет И.Е. Репина. В 1903 году он стал членом нового выставочного объединения «Союз русских художников».
Филипп Малявин. Портрет И.Е. Репина. 1900. Холст, масло. ГТГ.
После триумфа «Смеха» на международной художественной сцене крестьянская тема стала главенствующей в творчестве Малявина на протяжении последующих десятилетий. Новаторство Малявина заключалось в трактовке народных образов.
Филипп Малявин. Крестьянская девушка с чулком. 1895. ГТГ. - Баба с ребёнком. 1901. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Обе: Холст, масло.
Вместо измождённых непосильным трудом деревенских жителей живописец выводит на первый план дородных девиц и баб в нарядных ситцевых рубахах, сарафанах, юбках. Они излучают различные эмоции - радость, веселье, смех, иногда обиду, зависть, злобу. Такие градации настроений художник передаёт через сочные, контрастные цвета, выстраивая колористическую гамму на оттенках красного, синего, зелёного, жёлтого. Кроме этого, Малявин использует эффектные движения кисти - от длинных протяжных мазков до точечных отрывистых.
Филипп Малявин. Девка. 1903. ГТГ. - Баба в жёлтом. 1903. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Обе: Холст, масло.
Филипп Малявин. Бабы. 1905. - Две девки. 1910-е. Обе: Холст, масло. ГРМ.
В 1906 году на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге Малявин представляет на суд зрителей свой очередной шедевр - картину «Вихрь». «Пёстрая драпированная неразбериха, подобная ковровой расцветке, где буйство ярких красок и их динамичное движение буквально кружит голову зрителю», - так в нескольких словах характеризовали это произведение специалисты. Художественный критик Сергей Глаголь писал: «Вихрь производил впечатление красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелёными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе». Картину для музея сразу же на выставке приобрёл Совет Третьяковской галереи.
Филипп Малявин. Вихрь. 1906. Холст, масло. ГТГ.
Филипп Малявин. Крестьянская девушка. 1910. Холст, масло. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Филипп Малявин. Молодые крестьянки. Конец 1900-х - 1910-е. - Баба. Конец 1900-х - 1914. Оба: Бумага, карандаши. ГТГ.
Филипп Малявин. Верка. 1913. Холст, масло. ГРМ.
Филипп Малявин. Бабы (Зелёная шаль). 1914. Холст, масло. ГТГ.
Наряду со своей главной темой - крестьянством, Малявин с неизменной любовью писал детей своих знакомых, а также крестьянских ребятишек. Одной из самых известных, но неудачных в плане применения пастели, картин Малявина является, конечно же, портрет внучки П.М. Третьякова, которую дома ласково называли «Лисичка».
Филипп Малявин. Портрет А.С. Боткиной. 1902. Картон, пастель. - Портрет Ники Ратькова-Рожнова. 1898. Холст, масло. Оба: ГТГ.
Из интересного - в Третьяковке впервые экспонируется «Автопортрет с женой и дочерью», который художник показал на VIII выставке Союза русских художников, где картина получила очень плохие отзывы. После этого Малявин до 1916 года прекратил показывать свои работы на публике. Картину Малявин забрал с собой в эмиграцию, и она долгое время находилась в частном собрании за рубежом. Только в 2010-х годах ее вернули в Россию.
Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочерью. 1909-1911. Холст, масло. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
Семейный портрет написан в несвойственном для Малявина стиле модерн. Привычный крестьянский Малявин здесь становится «шикарным» Малявиным. Для выходца из деревни, ставшего богатым академиком и художником, «Автопортрет с женой и дочерью» стал символом самоутверждения в обществе и в искусстве. Именно с этой целью Малявин написал картину огромных размеров, в которой использовал декоративную живопись, имитирующую драгоценную мозаику и переливающуюся парчу. Все фигуры на картине как бы растворяются в этом фоне.
Филипп Малявин. Автопортрет с женой и дочерью. 1909-1911. Фрагмент.
В 1915 году у Малявина ненадолго резко меняется стиль - у него появляются картины с инфернальными персонажами, написанными черными красками. К сожалению, никакие фото не передают градации черного цвета, картины нужно смотреть вживую.
Филипп Малявин. Мужской портрет. 1916. - Старик у очага. 1915. Оба: Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. - Изображены братья Никитины, жители деревни Аксиньино.
Октябрьский переворот Малявин встретил настороженно - пугала беспощадная действительность и будущая неопределённость. Тем не менее некоторое время художник пытался сотрудничать с новой властью в Рязани, куда он переехал в 1918 году и где занимался преподаванием. В 1920 году Малявин вместе с семьёй переехал в Москву. Благодаря охранной грамоте произведения Филиппа Малявина не были национализированы и оставались в собственности художника (большую часть ему удалось позднее вывезти за границу).
В Москве им были выполнены многочисленные натурные зарисовки руководителей молодого государства рабочих и крестьян. В это же время он написал «Портрет А.В. Луначарского», который показал в 1922 году на выставке Ассоциации художников революционной России. Нарком просвещения познакомил Малявина с Лениным, и Малявин даже делал наброски для портрета вождя, но на выставке они не представлены. Именно Ленин дал мандат художнику на проведение его выставки за рубежом из картин, принадлежащих Третьяковке. К счастью, тогдашний директор Третьяковской галереи Игорь Грабарь не дал своего разрешения на вывоз картин Малявина.
Филипп Малявин. Портрет Мары Олив. 1920-е. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В 1922 году Малявин эмигрировал во Францию, где жил в Париже и Ницце, ежегодно принимая участие в групповых и персональных выставках. Он развивал сюжеты народных плясок, выездов на тройке, писал крестьянок разных возрастов, а также создавал портреты на заказ. Творчество его в поздний период стало приобретать экспрессионистические черты.
Филипп Малявин. Портрет балерины А. Балашовой. 1924. Холст, масло. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
Филипп Малявин. Пётр. 1928. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Филипп Малявин. Цыганка. Около 1929. Холст, масло. Собрание А.Ю. Смузикова, Москва.
Филипп Малявин. Автопортрет. 1930-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Филипп Малявин. Мужской портрет. 1934. Частное собрание, Москва. - Портрет художника В.Ф. Леви. 1939. Собрание А.Ю. Смузикова, Москва. Оба: Холст, масло.
Трагическим для художника стало начало Второй мировой войны. Волею случая, оказавшись на оккупированной Германией территории Бельгии, Малявин был арестован фашистами по подозрению в шпионаже. Не зная, кроме русского, никаких других иностранных языков, он не смог объяснить в гестапо ни причины пребывания на бельгийской земле, ни то, что он всего-навсего художник, пишущий портреты на заказ. Филипп Андреевич был отпущен благодаря счастливой случайности. Из Брюсселя в Ниццу 70-летний художник добирался пешком, прошагав пол-Европы. Это вынужденное путешествие и потрясение, испытанное Малявиным при аресте, не прошло для него даром. Он вернулся измученным, истощённым. Дома Малявин тут же слег, его доставили в больницу, откуда ему уже не суждено было вернуться. 23 декабря 1940 года Филипп Андреевич Малявина скончался. Дочери Малявина для покрытия расходов на похороны отца пришлось продать за бесценок пятьдесят его полотен торговцу картинами из Страсбурга. Похоронен художник на Русском кладбище Кокад в Ницце.
Использованная информация: Материалы выставки; Энциклопедия мировой живописи (472 выпуск) -
https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-229/.
Продолжение в следующем блоге -
Адепты красного. Малявин&Архипов - Архипов.