Продолжение описания выставки в Третьяковской галерее, посвящённой Филиппу Малявину и Абраму Архипову. Первую часть экспозиции - портреты и крестьянский цикл Филиппа Малявина смотрите в
Адепты красного. Малявин&Архипов - Малявин. Теперь очередь второй части - пейзажи, жанровые картины и крестьянские образы Абрама Архипова.
Абрам Архипов. По реке Оке. 1889. Холст, масло. ГТГ.
Абрам Ефимович Архипов (1862-1930) был уроженцем деревни Егорово Рязанской губернии. Мир русской деревни постоянно питал творческую энергию Архипова. «Нужно писать там, где живёшь», - любил повторять художник. Архипов начинал как художник-передвижник, писал жанровые сцены из жизни крестьян своей родной деревни.
Жизненный путь Архипова - это последовательное движение вверх к известности, повсеместного признания его художественного мастерства. Его судьба ровная и гладкая, не было в ней ни скандалов, ни резких взлётов и падений, лишь творчество и стремление выбиться в люди. Нищий крестьянин, ученик иконописца, ставший известным художником, не сколько благодаря запредельному таланту, сколько упорству и трудолюбию. Он учился в Москве и Петербурге, более 20 лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем во 2-х Государственных свободных художественных мастерских и ВХУТЕМАСе. Среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов, Константин Юон и многие другие известные художники.
Абрам Архипов. Лёд прошёл. 1895. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
В 1890-е годы художник создавал свои работы на пленэре: его мастерской стали дороги, бескрайние луга, открытые площади, освещённые лучами солнца. Но в работах живописца пейзаж перекликается с человеческими эмоциями.
Абрам Архипов. Рыбаки. 1900-е. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
В становлении Архипова как жанриста, пейзажиста, портретиста большое значение имели поездки по Рязанской и Московской губерниям, Поволжью. Широкие равнины, ледоходы, разливы рек, бревенчатые мостки, рыбацкие лодки, деревенские избы - эти мотивы, окрашенные теплотой личного чувства, встречаются в картинах Архипова разных лет. Живопись художника завораживает тончайшей передачей световоздушной среды, изысканной градацией серых, коричневых и красноватых оттенков.
Абрам Архипов. Северная деревня. 1900-е. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей.
Заворожённый скупой красотой Русского Севера, в 1900-е годы Архипов ежегодно ездил в Архангельскую губернию.
Абрам Архипов. На Севере. 1909-1910. ГТГ. - Церковь на Севере. Погост Чухчерьма. 1900-е. ГИМ. Обе: Холст, масло.
Абрам Архипов. После дождя. 1910. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Абрам Архипов. Возчики. 1909-1910. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
В 1910-х годы жанровые сценки у Архипова постепенно приобретают другую тональность. Все заметнее в новых картинах становятся лучи яркого дневного света, насыщенные чистые краски. Такая мажорная интонация картин 1910-х годов принесла Архипову большой успех.
Абрам Архипов. В крестьянской избе. 1913. Холст, масло. ГТГ.
Абрам Архипов. Весенний день. 1913. Холст, масло. Козьмодемьянский музейный комплекс.
Абрам Архипов. Гости. 1914. Холст, масло. ГТГ.
Абрам Архипов. Девушка, заплетающая косу. 1919. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей.
С этого времени художник увлечённо работал над изображениями пышущих здоровьем энергичных крестьянок в пламенно-красных одеждах. В послереволюционное десятилетие он создал целую галерею подобных портретов, оказавшихся созвучными атмосфере эпохи.
Абрам Архипов. Девушка. 1920-е. ГРМ. - Женщина в красном. 1919. Нижегородский государственный художественный музей. Оба: Холст, масло.
Абрам Архипов. Молодая крестьянка в красной кофте. 1920. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. - Рязанская пригородная девица. 1928. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Оба: Холст, масло.
Пятьдесят оттенков красного - это про творчество Архипова. И оказалось, что именно таких работ и не хватало в то время, он стал всемирно признанным художником, а в России награды и звания посыпались как из рога изобилия.
Абрам Архипов. Молодая крестьянка в красном. 1925. Национальный художественный музей Республики Беларусь. - Девушка с кувшином. 1927. ГТГ. Оба: Холст, масло.
Архиповские крестьянки странствовали по миру, получая награды на выставках в Париже, Мюнхене, Риме… Да и сам он был заядлым путешественником - много ездил по России, побывал в Германии и Италии.
Абрам Архипов. Чаепитие. 1919. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
Абрам Архипов. Октябрь в деревне. 1920-е. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
И революция 1917 года для Архипова не была столь трагической, как для некоторых других русских художников, вынужденных уехать в эмиграцию. Архипов продолжил преподавать в ГСХМ, а заодно рисовал своих красочных крестьянок. Большевики смотрели на это с пониманием: «…человек из крестьян, пишет их портреты, ну а то, что на его последних картинах исключительно крестьянки в красочных нарядах, так на то он и художник, ему лишь бы что покрасивее и поярче изобразить».
Абрам Архипов. Крестьянка. 1925. ГТГ. - Девушка в малиновом. 1926. Российский национальный музей музыки. Оба: Холст, масло.
Советская власть была благосклонна к художнику - в 1927 году он одним из первых получил звание «народного художника». Однако с 1917 года он практически отказался от иных сюжетов, продолжая писать почти исключительно портреты русских женщин в красном.
Абрам Архипов. Сенокос. 1922. Холст, масло. ГТГ.
Абрам Архипов. За работой. 1926. Холст, масло. ГТГ.
Абрам Архипов. Дворик. Конец 1920-х. Холст, масло. ГТГ.
Архипов не был тщеславен, мало говорил о своей жизни и редко высказывался об искусстве. Однако живопись Архипова до сих пор является эстетическим ориентиром для молодых художников реалистического направления и поклонников импрессионизма. А «красные крестьянки» Абрама Архипова продолжают своё шествие по миру, радостно хохоча над посетителями аукционов - сегодня картины Архипова уходят в частные коллекции за шестизначные суммы.
Использованная информация: Материалы выставки;
https://kulturologia.ru/blogs/260321/49399/?ysclid=m1douy9jqj778936904.