Церковь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке

Sep 15, 2024 21:24


Каждый раз, идя в Третьяковскую галерею от метро «Третьяковская», восхищаюсь ротондой одного из самых замечательных храмов, построенных по проекту Осипа Бове - Церковью иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке.



Церковь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. 1783-1791, арх. В.И. Баженов. 1828-1836, арх. О.И. Бове. Фото 2024.



Эта церковь производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Проект трапезной и колокольни выполнил выдающийся русский зодчий Василий Иванович Баженов в 1783-1791 годах. Поскольку церковь была сильно повреждена московским пожаром 1812 года, в 1828-1836 годах к трапезной баженовской части был пристроен новый объем, заказанный главному архитектору послепожарной Москвы Осипу Ивановичу Бове. Скорбященская церковь на Ордынке - это последний проект Осипа Бове, который создал свой самый замечательный храм.



Скорбященская церковь на Ордынке. Ротонда Осипа Бове. 1828-1836. Фото 2024.

Немного из истории храма. Изначально в XVI веке на этом месте находилась деревянная церковь Варлаама Хутынского. Первое упоминание о ней встречается в книге Патриаршего приказа за 1625 год. В следующем столетии новый храм, также деревянный, был назван Спасо-Преображенским с Варлаамовским приделом. В 1683-1685 годах на месте деревянного появился уже каменный храм.

Именно отсюда пошла слава нового чудотворного образа Пресвятой Богородицы, названного «Всех скорбящих Радость». Согласно преданию, после молитв у иконы получила исцеление страдавшая язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева - родная сестра патриарха Иоакима. Это чудо послужило началом прославления иконы, которое быстро распространилось в народе: в 1713 году в храме появился второй придел, названный в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», по которому и весь храм стал называться Скорбященским.



Образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В 1783 году замоскворецкий купец Афанасий Долгов, имевший дом на Большой Ордынке (сохранился до сих пор) прямо напротив церкви, пожертвовал немалые деньги на ее перестройку и заказал эту работу своему знаменитому родственнику, архитектору Василию Баженову. Автор проектов Царицына, дома Пашкова и множества московских церквей выстроил трапезная часть церкви и её колокольню. При постройке трапезной архитектор впервые применил приём скругления углов здания, что позже станет этаким модным элементом при строительстве зимних храмов. При всей простоте ансамбль трапезной и колокольни Скорбященской церкви является безусловным шедевром русского классицизма. По завершении работ в трапезной предполагалась и перестройка основной части храма, однако тогда этого сделано не было.



Чертёж Осипа Бове 1832 года: южный фасад ротонды. Из книги: З.К. Покровская. Осип Бове. М., Стройиздат, 1999.

Во время московского пожара 1812 года храм сильно пострадал и в 1831-1833 годах был почти заново выстроен архитектором О.И. Бове, который, однако, по-максимуму сохранил уцелевшие части баженовской постройки. Создав новую церковь в виде ротонды с полусферическим куполом, Бове постарался, чтобы его творение выглядело гармонично с баженовским. В итоге обе части храма выдержаны в общей стилистике и цветовой гамме - белые детали на жёлтом фоне.



Скорбященская церковь на Ордынке. Четырёхколонный портик баженовской трапезной. 1783-1791. Фото 2024.





Скорбященская церковь на Ордынке. Баженовская колокольня. 1783-1791. Фото 2024.

Классицистическая трапезная Баженова, с четырёхколонными портиками с севера и с юга и круглыми окнами второго света, и его же трёхъярусная колокольня не контрастируют с ампирной ротондой Бове, имеющей тонкий декор в виде медальонов с херувимами и растительными мотивами.





Новая ампирная церковь-ротонда была заново освящена свт. Филаретом в сентябре 1836 году. Об этом свидетельствует памятная надпись слева при входе в трапезную.



Церковь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке. Фото 1882.

В 1922 году в ходе государственной компании по изъятию церковных ценностей из Скорбященской церкви были вывезены церковные украшения и утварь (более 65 кг золота и серебра). В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокола сняты и уничтожены, однако исторический интерьер хорошо сохранился, поскольку в храме разместились запасники Третьяковской галереи, и сотрудники музея старались делать все, чтобы не утратить убранство бесценного памятника архитектуры и искусства. Всё это позволяет нам и сегодня любоваться не только великолепной отделкой фасадов храма, но и богатым внутренним убранством с иконостасом и чугунными полами.



Н.Я. Тамонькин. Церковь Божией Матери Всех Скорбящих на Ордынке. Рисунок 1947 года.

Церковь на Большой Ордынке стала одним из первых московских храмов, открытых в столице после восстановления Патриаршества - в 1948 году. С тех пор она не закрывалась. Но пред открытием в 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризайльная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведённая по рисунку Бове.
Храм окружён чугунной оградой, созданной в начале XIX века. Рядом с ним расположены дом притча (середина XVIII века) и богадельня (1764 год).



Хочу также остановиться на некоторых странностях архитектуры храма. Многое в его убранстве не типично для православной церкви. Некоторые исследователи видят в этом символику масонства, но так ли это - для меня неясно. Особенно часто встречающийся масонский символ - это «лучезарная дельта» со Всевидящим оком Создателя. Масонский посыл «Всевидящего Ока Господне» - Бог тебя видит и ему есть до тебя дело. Вот так этот символ выглядят на фронтоне ротонды Скорбященской церкви на Большой Ордынке.



«Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке.

Православный крест обычно имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Но на шаре ротонды Скорбященской церкви на Большой Ордынке четырёхконечный крест и «Всевидящее Око Господне».



На архитраве ротонды - медальоны с головками херувимов - херувимы похоже фирменный знак Бове, и растительный орнамент. А в верхней части барабана купола по фризу лепнина из лавровых венков с гексаграммами. И шестиугольные звезды, и венки, и пять переплетающихся венков на двери и определенного рода растительный орнамент - также считаются масонскими символами.





Металлические двери Скорбященской церкви на Большой Ордынке с масонскими символами.

Посмотрим теперь внутреннее убранство храма - оно того стоит. Войдя внутрь, мы можем увидеть его интерьеры практически такими же, как и много лет назад.



Чертёж Осипа Бове 1832 года: план церкви. Из книги: З.К. Покровская. Осип Бове. М., Стройиздат, 1999.

Внутреннее убранство храма решено в стиле позднего классицизма и представляет собой единство пропорций ионической ордерной композиции, когда барабан купола опирается на 12 колонн, с триумфальной аркой иконостаса с небольшими колоннами того же ионического ордера.



Скорбященская церковь на Ордынке. Интерьер ротонды. Фото 2024.



Автором внутреннего убранства храма также является Осип Бове. Именно его иконостас в стиле ампир в виде триумфальной арки и огромную розетку чугунного пола мы видим в настоящее время.





Отлитые в Выксе чугунные плиты пола в Скорбященском храме на Ордынке. Фото с сайта https://batashevbook.ru/chapter7.

В интерьере Бове создал гибрид западной и восточноевропейской культур. Стены храма украшены картинами и панно в западноевропейском стиле, а своды и купол здания исполнены в византийском стиле, что исторически приближает Скорбященский храм к истокам Русской Православной Церкви.





Чертёж Осипа Бове 1832 года: разрез ротонды. Из книги: З.К. Покровская. Осип Бове. М., Стройиздат, 1999.

В иконостасе сохранились некоторые иконы, написанные Георгием Зиновьевым, лучшим учеником знаменитого Симона Ушакова. А изображения архангелов на дверях в жертвенник, икона Святого Николая Чудотворца в иконостасе принадлежат кисти знаменитого В.Л. Боровиковского, как упоминается на официальном сайте храма. Но никаких достоверных источников авторства этого известного художника я не нашла. Есть предположение, что Боровиковский расписывал и стены храма, но это тоже доподлинно неизвестно. В конце XIX века к восстановлению художественного убранства приложил руку Аполлинарий Васнецов. Росписи храма в большинстве выполнены в технике гризайль, опять же с нетипичными для православия мотивами - головки херувимов и факелы.



Скорбященская церковь на Ордынке. Интерьер трапезной. Фото 2024.



Скорбященская церковь на Ордынке. Своды трапезной. Росписи утрачены в 1947-1948 годах.

Чудотворная икона «Всех скорбящих Радость», давшая название церкви, находится в левом приделе трапезной. Одна необычная для московских церквей деталь - подсвечник перед этой иконой находится очень высоко, и чтобы поставить свечу, надо взобраться по переносной деревянной лесенке. Этот подсвечник - один из двух, спасённых при разрушении храма Христа Спасителя. Второй находится напротив первого, в пределе Варлаама Хутынского. Оба они удивительно сделаны: с тонким литьём и фигурами ангелов и святых.



Подсвечник, спасённый при разрушении храма Христа Спасителя.

Наиболее ярким примером западной культуры в интерьере Скорбященской церкви на Большой Ордынке была картина нидерландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек», располагавшаяся в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. В своё время она собирала практически всех прихожан около себя.



Ян Мостарт. Се человек. 1530-1540. Дерево, темпера.

Эта картина была подарена Скорбященской церкви купцами Куманиными. На картине изображён Христос в венце, которого ведёт на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса - Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий на ухо «Распни!» Христу первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. В 1924 году картина была передана в Государственный музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь после того, как оно попало в музей, было определено авторство Мостарта.



Картина очень интересна. Например, изображение шести рук. Четыре средних составляют узел, и две из них - руки Христа - связаны верёвкой. И это заставляет сразу же отметить узел черного шнурка на бледной груди, шнурка с медными наконечниками, связывающего края ворота зелёного плаща Христа. Перекличка узлов не случайна: зловещий узел на груди стягивает полы одежды обречённого на казнь и, подобно связанным рукам, входит в тему трагического финала. Левая рука Христа схвачена руками палача. По краям этого узла из четырёх рук - две руки Пилата. И в каждой паре художником ярко выявлены характеры: бледные, безжизненные - почти руки трупа - Христа, смуглые, с чётко выявленной мускулатурой - трудовые - палача, аристократические, в перчатках серой замши - руки Пилата.
Дату и авторство росписей в притворе церкви я не определила.





Роспись в притворе церкви иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке.

В конце о реставрации. Реставрация здания была проведена в 2012-2013 годах (архитектор И.В. Калугина). Здание сильно пострадало от времени - почти полностью была разрушена железная кровля, стены изъедены грибком, в аварийном состоянии находились окна и двери. В ходе реставрации был возрождён первоначальный облик храма. В 2014 году объект даже стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» в номинации: «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

Использованные источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_иконы_Божией_Матери_«Всех_скорбящих_Радость»_на_Большой_Ордынке; https://leonovvaleri.livejournal.com/19166.html.

Осип Бове, Скорбященская церковь на Большой Ордынке, Архитектор Баженов, Большая Ордынка

Previous post Next post
Up