Продолжение обзора выставки в Историческом музее, приуроченной к 500-летию Новодевичьего монастыря, начало -
Новодевичий монастырь. Вехи истории, Часть I.
А вот Петр монастырь не любил. После прихода к власти Петра I монастырь попал в опалу и его связи с внешним миром сводились к минимуму: около четверти века ворота монастыря были закрыты.
Н/х. Портрет царя Петра I Алексеевича. Западная Европа. Конец XVII в. Холст, масло. Портрет выполнен во время Великого посольства 1697-1698 гг.
Изображение царей Ивана и Петра Алексеевичей, царевича Алексея Петровича и патриарха Адриана на гравированном тезисе. Фрагмент. Россия. Первая половина XVIII в. Бумага, гравюра.
Никола де Ламерссен Второй. Портрет царей Петра и Ивана Алексеевичей. Париж. 1685. Бумага, гравюра.Выполнен в Париже по оригиналу, привезённому из Москвы русскими послами. - Это самое достоверное изображение Петра I в детском возрасте.
Плита с фрагментом текста приговора участникам стрелецкого бунта 1698 года. Тула. Заводы боярина Л.К. Нарышкина. 1699-1700. Чугун.
По результатам широкомасштабного «сыска» к смертной казни было приговорено более 700 участников стрелецкого бунта 1698 года. Текст приговора с перечнем преступлений стрельцов по указу царя Петра Алексеевича отлили в виде чугунных плит, вмонтированных в четырёхгранные «столпы» - памятники победы царя над мятежными стрельцами. К началу лета 1700 года десять таких «столпов» были поставлены у московских застав, одиннадцатый - на Красной площади у Лобного места. До нашего времени дошла всего одна чугунная плита.
Страстной чин иконостаса. Оружейная палата. Резчик Осип Андреев «с товарищи». 1685.
Страстной чин, состоящий из 14 икон и посвящённый последней недели земной жизни Христа, в середине 1680-х годов был включён шестым ярусом в новый барочный иконостас Смоленского собора. В 1888-1910 годах во время первой реставрации собора иконостас был снят и разобран. Рамы долгие годы считались утраченными и были обнаружены при архитектурной реставрации собора в 2019 году.
Избиение Христа. Мастерская Федора Зубова. - Возложение тернового венца. Страстной чин иконостаса Смоленского собора.
Ещё находки, сделанные во время реставрационных работ в Новодевичьем монастыре в 2001-2009 гг.
Икона Святитель Феодосий Черниговский. Москва. 1899. Использовалась в качестве двери. - Мозаика Спас нерукотворный. Москва. Начало ХХ в.
Капитель коринфского ордера. Москва. XVII в. Белый камень.
Ризница Новодевичьего монастыря насчитывает около двух тысяч предметов декоративно-прикладного искусства XV-XIX веков. Над созданием этих предметов трудились знаменитые иконописцы и ювелиры золотой и серебряной палат Московского кремля. Поскольку Новодевичий монастырь был одним из самых богатых и почитаемых женских монастырей, монастырская ризница постоянно пополнялась за счёт многочисленных вкладов как царских, так и частных лиц.
Потир. Москва. 1721. Вклад князя В.Л. Долгорукова. - Мирта. Москва. XVII-XIX вв. Вклад царей Ивана и Петра Алексеевичей в Знаменский монастырь в Москве. - Потир. Конец XVIII в. - Мастерские Новодевичьего монастыря. Москва. Конец XVII в.: Покровец. - Воздух. - Покровец. Бархат, шёлк, жемчуг.
Крест напрестольный. Москва. XVII- XVIII вв. - Крест напрестольный. Россия. 1641, XIX в. Вклад князя Б.А. Репнина-Оболенского в Новодевичий монастырь. Оба: Золото, серебро, драгоценные камни.
Крест напрестольный с мощами святых. Москва. 1703. Вклад царевен Софьи и Феодосии Алексеевных. - Крест напрестольный. Москва. 1678. Вклад монахинь монастыря в Покровскую церковь.
Икона Святитель Николай Чудотворец. Москва. Середина XVII в. Вклад царя Михаила Фёдоровича.
Четвероевангелие. Москва. 1681. Вклад сестры царя Алексея Михайловича.
Икона Богоматери «Арапетская». Восточная Европа (?). XVII в.
И основные даты истории Новодевичьего монастыря:
А монастырь прекрасен - фото осень 2022.
Посетите выставку - откроете для себя захватывающие страницы прошлого и почувствуйте величие российской истории!
По материалам выставки.