Вдалеке от популярных туристических маршрутов среди хрущёвских пятиэтажек находится очень интересная усадьба Прозоровских-Бекетовой с церковью Бориса и Глеба, выстроенной в нарышкинском стиле. Редкий москвич добирается до этого места в Зюзине, хотя оно всего в 5 минутах от метро.
Зюзино. Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Отреставрированный южный флигель. Фото 2024.
К большому сожалению, от некогда богатого и большого имения сохранился только один флигель, реставрация которого недавно была закончена. Посмотреть этот флигель и, конечно, церковь, было целью моего путешествия.
Но сначала немного об истории возникновения и строительства этой усадьбы, а также о его владельцах.
Первым известным владельцем места, на котором стояла интересующая нас усадьба, был некто Зюзин Василий Григорьевич. Он упоминается в разрядной книге в 1567 году как думный дворянин и окольничий при Иване Грозном. Именно в благодарность за верную службу в годы опричнины ему было даровано «сельцо Скрябино, Скорятино тож близ речки Котёл Чермнева стану» - так тогда называлось село Зюзино. Но возможно, его первыми владельцами были Скрябины - «московский сын боярский Скрябин из рода Травиных», казнённый при Иване III в результате дворцовой интриги.
Потомки Василия Зюзина продали в 1618 году Скрябино стрелецкому голове Фёдору Челюсткину, и при нем село и стало называться Зюзино. В том же году оно перешло князю Алексею Сицкому, троюродному брату царя Михаила Романова. При Сицком была устроена усадьба «помещикова боярского с деловыми людьми, приказчикова и скотного дворов». Дочь Сицкого Евдокия вышла замуж за комнатного стольника Глеба Ивановича Морозова, который устроил в Зюзине свою загородную резиденцию (тогда деревянную). Глеб Иванович считался одним из богатейших людей России. При нем Зюзино считалось роскошной усадьбой, и в честь него была освящена усадебная деревянная церковь Бориса и Глеба.
В.И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. Этюд для картины «Боярыня Морозова». 1886. Холст, масло. ГТГ.
После смерти Глеба Морозова в 1662 году владелицей усадьбы стала его вторая супруга, Феодосия Морозова, которая была старообрядкой - да это та самая суриковская «Боярыня Морозова». В ее доме находили приют, защиту и покровительство юродивые, странники и опальные священники. Здесь же поселился и протопоп Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки. Боярыня стала инокиней, получив духовное имя Феодора. За отказ Морозовой присутствовать 22 января 1671 года на свадьбе царя Михаила Алексеевича с его новой женой, Натальей Нарышкиной, ее посадили под домашний арест и надели кандалы. Позже ее переведут в особо строгую тюрьму в Рождественском монастыре в Боровске. На знаменитой картине Василия Сурикова и показан переезд Феодосии Прокопьевны в заключение в Боровск, откуда она уже не вернулась. Поскольку сын Глеба и Феодосии Морозовых Иван скончался молодым, так и не женившись, Зюзино перешло в государево владение.
Георг Эрнст Грубе. Портрет боярина князя Бориса Ивановича Прозоровского. 1694. ГТГ.
В течение трех лет с 1684 года Зюзино принадлежало влиятельному князю Василию Фёдоровичу Одоевскому, имевшего придворный чин кравчего, ответственного за стольников, подающих на торжественных обедах еду и напитки.
В 1687 году Зюзино пожаловали князю Борису Прозоровскому (1661-1718), петровскому сподвижнику, сыну Ивана Семёновича Прозоровского, погибшего при обороне Астрахани от Степана Разина. Именно при Прозоровском был выстроен каменный Борисоглебский храм. Поскольку прямых наследников у Бориса Прозоровского не было, то после его кончины императрица Екатерина Алексеевна передала имение члену той же фамилии, капитан-лейтенанту флота, князю Александру Никитичу Прозоровскому.
Село Зюзино и церковь на схеме 1694 года. Церковь ещё деревянная.
Ф.Ф. Кинель. Ирина Ивановна Бекетова. 1-я четверть XIX в. Музей Палаццо Коронини Кронберг, Италия.
В 1780 году владельцами Зюзино становятся статский советник, член Московской межевой канцелярии, архивист, автор «Родословия русских великих князей, царей и императоров» Анисим Титович Князев и его супруга Ирина Афанасьевна, урождённая Бекетова. Князев не смог вовремя расплатиться по закладной на село Зюзино, и имение отошло родственникам: Ирине Ивановне Бекетовой (1743-1823) и ее мужу полковнику Петру Афанасьевичу Бекетову (1732-1796). Это семейство и возвело в 1780-1790-х годах вместо деревянного дома новое двухэтажное каменное здание с центральным двусветным залом и два флигеля-ротонды.
План усадьбы Бекетовых 1838 года: 1. Главный дом. 2. Бельведер дома. 3,6,11,12. Оранжереи. 4,5. Флигели. 7,9. Сад. 8. Часовая башня. 10. Церковь Бориса и Глеба. 13. Скотный двор. 15. Парк.
В 1831 году усадьбу наследует сын Бекетовых, Пётр Петрович Бекетов, действительный тайный советник, обер-провиантмейстер и командор Мальтийского ордена. После смерти Петра Бекетова, который был холост и прямых наследников не имел, дворянская опека передала Зюзино новым владельцам, семьям детей его сестёр, Бибиковым и Балашовым. В середине XIX века, при Балашовых, Московский университет использует жилые постройки усадьбы в качестве летних дач для своих сотрудников.
В конце XIX века усадьбу приобрёл купец Алексей Иванович Васильков (1821-1900). Т.к. он предпочитал жить во флигеле, то господский дом постепенно разрушался, и в конце концов его разобрали и использовали как материал для дачного строительства. Последним владельцем оставшихся строений стал купец Дмитрий Романов с сыновьями.
В 1917 году Зюзино переходит государству. Северный флигель снесли после Октябрьской революции в 1920-х годах. А в южном открыли совхоз «Романово», на территории построили мельницу и электростанцию. В 1960-м Зюзино вошло в состав Москвы, примерно тогда же усадьбу поставили на госохрану. В настоящее время лишь церковь и да южный флигель усадьбы напоминают о былом великолепии Зюзина. Начнём с церкви.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине очень любопытный памятник нарышкинского стиля, который, не будучи выдающимся шедевром по части декоративного убранства (по сравнению хотя бы с храмом Покрова святой Богородицы в Филях), тем не менее интересен своим объёмно-планировочным решением.
Церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине. Фото 2024.
Архитектура трёхверхого храма, поставленного на высокий подклет с первоначально открытой аркадой, над столбами которой расставлены колонны - единственный повторяющийся элемент внешнего декора, скромнее привычного нарышкинского стиля: на сильно растёсанных окнах отсутствуют наличники (их никогда и не было), грани восьмерика венчают разорванные фронтоны. Над восьмериком устроено помещение под «звон», откуда открывался когда-то превосходный вид на Москву. Пышности декору добавляют лестницы, ведущие в верхний летний храм.
Несмотря на многочисленные реставрационные работы в церкви в Зюзине, реставраторами так и не был окончательно решён вопрос датировки памятника. Если ориентироваться на церковные метрики, то нижняя церковь св. Владимира была освящена 21 сентября 1688 года, а значит эта церковь возникла на самом заре становления нарышкинского стиля - что очень сомнительно. Верхний храм Бориса и Глеба был освящён 24 августа 1704 года. Что же получается - храм строился князем Прозоровским 16 лет? Это ещё более маловероятно. Это совсем не вяжется с практикой усадебного храмового строительства XVII-XVIII веков. Четыре-пять лет - средний срок строительства аналогичных храмов.
А все оказалось очень просто: путаница возникла из-за того, что прежний деревянный храм не был разобран после строительства нового каменного храма (он просуществовал до 1721 года), и первая запись 1688 года относится к нему. А недавно в Российском государственном архиве древних актов обнаружилась подрядная запись от 12 августа 1702 года, в которой указывалось, что к этому времени храм уже был подведён под крышу и в нем велись отделочные работы «кормовыми словолитцами» оружейной палаты Ильёй и Ларионом Ивановыми.
Фасад и план церкви Бориса и Глеба в Зюзине 1788 года.
Закладка храма, вероятно, состоялась после 1697 года, когда князь Прозоровский вернулся в Москву из Великого Новгорода (где он служил воеводой). Так что данный храм следует датировать рубежом XVII-XVIII веков с окончательным завершением строительства и освящением в 1704 году. И получается, что это совсем не начало нарышкинского барокко, а его излёт, одна из последних «лебединых песен». Ведь приезд в Россию западноевропейских архитекторов после «Великого посольства» Петра целиком выдавил нарышкинский стиль из Москвы. Интересно отметить одну архитектурную особенность каменного храма - ориентация алтарной части на север, а не на восток.
Ремонтные работы в храме велись в 1756 и 1780 годах. Именно тогда были растёсаны окна и заложена галерея. Следующий ремонт был уже в 1830 году. Поскольку «звон» каменной церкви не был приспособлен для больших колоколов, специально для них в 1879 году к лестнице правой части здания была пристроена невысокая колокольня, впоследствии соединённая с ним крытым переходом. Простая сама по себе - четыре кирпичных столба под четырёхскатной же кровлей, увенчанной крестом, - она, воспроизводя древние архитектурные формы, свойственные деревянным постройкам, интересна как редкий для Подмосковья тип. Колокольня была сооружена, по-видимому, на средства местного церковного старосты, купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Василькова, купившего в том году усадьбу.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. Фото 1920-1938.
В конце июня 1908 года интерьеры церкви обследовал архитектор Московской городской управы Иван Павлович Машков - автор ряда известных построек, в том числе известного доходного дома «Сокол» на Кузнецком мосту. Он нашёл, что центральный резной иконостас, современный зданию, очень хорошей работы, но иконы в нем более поздние, частично записанные, а качество стенной живописи вообще очень плохое. Заслушав его доклад о поездке в Зюзино, Комиссия по сохранению древних памятников Императорского Московского Археологического общества постановила: разрешить перезолотить иконостас, исправить иконы и заново расписать интерьер. Ныне части этого аутентичного иконостаса, в том числе царские врата и некоторые иконы, хранятся в фондах музея-заповедника «Коломенское».
Мозаичная икона с Борисом и Глебом над западным крыльцом храма.
В 1934 году храм лишился колоколов, которые переплавили на медеплавильном заводе им. В.М. Молотова. В 1938 году церковь вообще была закрыта. Её интерьеры сильно пострадали во время войны - местные жители разломали на топливо и унесли практически все деревянные детали, вплоть до оконных рам. Некоторое время здание никак не использовалось и не охранялось. Впоследствии в нём находилась мастерская по штамповке алюминиевых ложек и вилок. Только в 1959 году началось восстановление храма. В 1966 году в нем разместили ВНИИАлмаз, позже его сменил ВНИИГеофизика. Потом в храме разместили архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР. При реставрации 1979-1989 годов убрали позднюю колокольню, как искажающую исторический облик. В 1989 году церковь вновь стала действующей. В настоящее время все интерьеры храма - новодел: и иконостасы, и стенные росписи.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. Интерьер трапезной. Фото 2024.
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине. Интерьер. Фото 2024.
Теперь перейдём к строениям усадьбы. Каменная усадьба в стиле классицизма, состоящая из господского дома и двух флигелей, была выстроена в 1780-1790-х годах при полковнице Ирине Ивановне Бекетовой. Бекетова располагала огромным состоянием, доставшимся ей от родственников, сибирских купцов Мясниковых, а следовательно, могла позволить себе построить новую усадьбу. В описи тех времён сказано: «Господский дом… каменный двухэтажный, снаружи и внутри обштукатуренный, крыша покрыта железом. Во всех комнатах нижнего этажа печей из разных обливных изразцов. При доме по обе стороны по флигелю, оба каменные двухэтажные крытые железом, которые выстроены глаголем и в глаголе полукружные».
Автором зюзинского ансамбля иногда указывают архитектора Ивана Ветрова (Иоганн Ветер), который в 1795-1796 годах трудился по соседству в усадьбе Ясенево. Но достоверных источников авторства усадьбы не обнаружено.
Судя по описи 1831 года, стоящий в глубине парадного двора господский дом первоначально был прямоугольным в плане, имел деревянный бельведер, на его западном и восточном фасадах находились шестиколонные портики ионического ордера. За господским домом находился парк, который в настоящее время уничтожен полностью. Дом был разобран приблизительно в последней четверти XIX века при купце 2-й гильдии Алексее Ивановиче Василькове. Его сносили в два приёма со значительным временным промежутком.
Зюзино. Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Руины господского дома. Фото конца XIX в. Частное собрание.
Между храмом и сохранившимся флигелем на месте господского дома теперь стоит здание детсада завода ЗИЛ, зрительно разрывающее эту пару исторических построек пополам.
Г-образные в планах двухэтажные флигеля, северный гостевой и южный кухонный, восходят к известной линии городских дворянских особняков с полуротондами, поставленными на стыке улиц и связанных с архитекторами круга М.Ф. Казакова. Но такая компоновка кажется совершенно нелогичной в загородной усадьбе, где постройки не ограничены городской средой и красными линиями.
Северный флигель был продан на слом в 1925 году зюзинским комитетом общества взаимопомощи, после чего здание разобрали. А в 2005 году северный флигель в исторических формах воссоздали для воскресной школы при храме. Но поставили его не на месте прежнего, а ближе к проезжей части Перекопской улицы. Также он теперь имеет большую подземную часть, которой не было у исторического флигеля. Туда можно заглянуть через световое окно а ля Лувр. Окрашен флигель в странный розовый цвет, что очень диссонирует с южным (жёлтым с белыми деталями) флигелем.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Нет ещё северного флигеля перед храмом. И колокольня пока стоит. Фото 1965-1966.
Вид воссозданного северного флигеля со второго яруса церкви.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Северный флигель 2005 года. Фото 2024.
Южный флигель сохранился. В 1924-1925 годах в нем находился агропункт, а затем жилье и столовая колхоза «Родина». Первая реставрация флигеля была выполнена в 1966 году, тогда же появилась двухэтажная пристройка, так что здание в плане стало П-образным. В 1993 году флигель хотели передать общине храма Бориса и Глеба, но не получилось. До настоящей реставрации здание использовалось ГБУ «Центр спорта и досуга “Атлант”».
Зюзино. Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Отреставрированный южный флигель. Фото 2024.
Теперь после реставрации здание выглядит блестящим и отшлифованным, как драгоценный камень: жёлтые стены, белые колонны и наличники, изумрудно-зелёный купол. Т.е. он полностью соответствует облику, когда его хозяйкой была полковница Ирина Бекетова.
Реставраторы также вернули ротонде купол, который при прежней реставрации покрыли сплошной крышей. Для изготовления каркаса купола использовалось дерево, как исторический материал.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Южный флигель. Фото 1930.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Южный флигель. Фото 1986-1987.
Воссоздание купола над ротондой. Фото 2023. Фото Е. Самарина. Mos.ru.
Фасады здания оштукатурены, окрашены и отделаны в духе зрелого московского классицизма. Декоративные детали белокаменные. Угловая ротонда отделана парными колоннами тосканского ордера, несущими антаблемент с гладким фризом и венчающим карнизом. Оконные проёмы нижнего этажа в полуротонде завершены треугольными сандриками, под которыми размещены плоские полуциркульные филёнки.
Исторический оттенок стен фасада, к сожалению, не сохранился даже под слоями штукатурки. Но в описях не раз упоминалось, что это была охра, и реставраторы покрыли флигель именно такой краской - «типичный московский цвет».
Реставраторы форму дома в виде буквы П решили оставить. Крыльцо флигеля тоже некогда было белокаменным. Сегодня подобный материал найти непросто, поэтому реставраторы выбрали песчаник.
Что меня порадовало и удивило, так это то, что двери, оконные рамы и подоконники сделали из лиственницы, а не пластика. Кстати, старые стеклопакеты заменили на шестичастную расстекловку, наподобие тех, что встречаются в дачных верандах.
На втором этаже реставраторы обнаружили трапециевидную зубчатую арку-нишу, напоминающую боярскую шапку. Она была заложена и заштукатурена. Возможно, в ней располагалась печь или даже потайная дверь. Сейчас арку расчистили и вернули ей прежний вид.
Усадьба Прозоровских-Бекетовых. Южный флигель. Интерьеры. Фото Е. Самарина. Mos.ru.
Стены в коридоре, ротонде и комнатах покрасили бежевой и светло-зелёной краской, но исторически они были поклеены бумажными обоями. Непрактичные дощатые полы реставраторы тоже не стали возвращать: заменили их на типовой паркет из дуба, ясеня и ореха, выложив узор в виде ромбиков и звёздочек по рисункам XIX века.
Южный флигель не просто отреставрировали, а приспособили под будущий Дом культуры. Планируется, что первый этаж займёт, в частности, кинотеатр. Ещё здесь разместится выставка, посвящённая истории Зюзинской волости Московского уезда.
Использованные источники информации: Коробко М.Ю. Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы. М.: Мосгорархив, 1997; Коробко М.Ю. Зюзинский колорит или остатки былой роскоши на юге Москвы. Журнал «Свой». №8. 2021;
https://www.mos.ru/news/item/137740073/;
https://moskvichmag.ru/gorod/dom-nedeli-usadba-prozorovskih-beketovyh-v-zyuzino/;
https://ru.wikipedia.org/wiki/Зюзино;
http://www.temples.ru/;
https://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/335706-zyuzinskiy-kolorit-ili-ostatki-byloy-roskoshi-na-yuge-moskvy/; М. Коробко. Усадьба Зюзино: атрибуции и реставрации. Журнал «Московское наследие». №2. 2024.