В октябре 2024 года исполняется 130 лет со дня рождения Варвары Степановой - живописца, графика, художника театра и книги, дизайнера, модельера. С именем Степановой традиционно связывается одна из главных страниц в истории русского конструктивизма. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина приурочена к юбилею этой советской авангардистки и позволяет расширить представление о ее творчестве через сообщество художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 1910-1930-х годов: Ольги Розановой, Любови Поповой и Александры Экстер.
Творческое наследие художниц на выставке рассматривается через призму театра, моды, журналистики, кино и… судьбы, которая их развела. Экстер в 1923 году уехала в Италию. Ольга Розанова умерла в 1918-м, Любовь Попова - в 1924-м. А Варвара Степанова, как и ее знаменитый муж Александр Родченко, продолжила преподавать во ВХУТЕМАСе и создавать советскую культуру быта.
Варвара Степанова выбрана центральной фигурой проекта не случайно. Супруга и единомышленница Александра Родченко, она в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Степанова вошла в круг новаторов русского авангарда позже других, активно включившись в борьбу за лидерство в изобретении радикальных художественных систем. Вместе с ней и отчасти ее глазами появляется возможность увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова приняла активное участие.
Варвара Степанова. Шесть фигур. 1919. Бумага, гуашь, белила. ГМИИ.
Экспозиция открывается символичной степановской гуашью «Шесть фигур» (1919). Как минимум половина персонажей здесь - женщины. И в контексте темы это читается как изображение самих подруг. Ну а размещённая по соседству картина и вовсе названа «Автопортрет», хотя в карикатурно-геометрических, нарочито суровых чертах лица трудно узнать весёлую девушку, известную нам по фотографиям Родченко.
Варвара Степанова. Автопортрет (№26). 1920. Фанера, масло. ГМИИ.
Вообще живописи Степановой на выставке не так-то и много. Помимо упомянутого автопортрета это «Две фигуры» (1920), «Фигура. Мужик» (1921) и «Женская фигура» (1920) - во всех этих вещах художница собирает силуэты из треугольников, трапеций и кругов, экспериментируя с их соотношениями в пространстве холста, с цветом элементов, даже с фактурой поверхности, то гладкой, то пастозно-шершавой, но при этом не разрывает с фигуративностью.
Варвара Степанова. Женская фигура (№15). 1920. - Фигура. Мужик. 1921. - Две фигуры (№33). 1920. Все: Фанера, масло. ГМИИ.
Варвара Степанова. Две фигуры за столом. 1919. Бумага, гуашь. ГМИИ.
Ольга Розанова на пути формирования основ конструктивизма начала эксперименты с цветом. Уже в серии ее коллажей-наклеек (1915-1916) основной темой становится наложение и «соположение» цветов.
Ольга Розанова. Аэропланы над городом. Лист из альбома «Война». 1915. Бумага, наклейка. Частное собрание, Москва.
Ольга Розанова. Беспредметная композиция. Цветопись. 1913-1918. Холст, масло. Ульяновский областной художественный музей.
В своих цветодинамических композициях Александра Экстер исследует сосуществование цветовых плоскостей, активное их взаимодействие - образование колористических силовых линий.
Александра Эстер: Композиция. 1916-1918. Собрание Манашеровых. - Композиция цветовых плоскостей. 1921. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Обе: Холст, масло.
А Любовь Попова, как может показаться, движется в прямо противоположном направлении. В представленной серии, практически отказавшись от цветности, она переходит к исследованию пространства, не подчиняющегося земному притяжению.
Любовь Попова: Живописная архитектоника. 1918. Бумага, карандаш, тушь, белила. ГТГ. - Конструкция с белым полумесяцем. 1920-1921. Картон, гуашь, лак. Собрание Манашеровых. - Пространственно-силовое построение. 1921. Бумага, карандаш, акварель. ГТГ.
Все эти новаторские открытия подруг стали главной темой состоявшейся в сентябре 1921 года выставки «5×5=25», которую принято считать манифестом конструктивизма. Среди пятерых ее участников три были женщины - Варвара Степанова, Любовь Попова и Александра Экстер (а ещё Александр Родченко и Александр Веснин). Название выставки и «арифметика» перекликаются между собой. Для проекта «5×5=25» каждый из пяти художников представил 5 работ и вручную изготовил 5 разных каталогов. Экспозиция той выставки стала важным этапом в творческой карьере художниц - подруги распрощались с традиционными формами живописи и графики и обратились к дизайну.
Именно этот факт позволил выстроить выставку в Пушкинском музее по разделам, совпадающим с областями художественного творчества, которые часто рассматривались мужчинами как маргинальные. Темы, которые казались женскими, становятся важным аспектом в формировании языка авангарда.
Театр. История работы подруг в области театра начинается в середине 1910-х годов, но подлинную революцию им удалось совершить лишь после 1922 года. Именно в это время началась работа Любови Поповой над стенографией спектакля по пьесе Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в театре Мейерхольда. Разделяя концепцию биомеханики, она предлагает новаторское решение оформления сцены и костюмов актёров как единую условную конструкция, станок для работы актёров.
Любовь Попова. Эскизы сценической конструкции к спектаклю Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». Режиссёр Вс. Мейерхольд. Герань в горшке. 1921-1922. - Установка. 1921. - Установка. 1922. -Установка. 1922. ГТГ.
Любовь Попова. Эскизы костюмов к спектаклю Фернана Кроммелинка «Великодушный рогоносец». Режиссёр Вс. Мейерхольд. 1921. Прозодежда актёра №7. ГТГ. - Плащ Бургомистра. Бургомистр. Рабочий. Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Все: Бумага, карандаш. - Коллекция кукол по эскизам Любови Поповой к спектаклю «Великодушный рогоносец». 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды».
Самым известным стенографическим проектом Варвары Степановой стала работа над пьесой А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» также в театре Мейерхольда. Костюмы персонажей, построенные на контрастных цветовых сочетаниях геометрических элементов, при каждом движении актёра композиционно меняли графический рисунок действа.
Варвара Степанова. Эскизы костюмов к спектаклю по пьесе А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». Режиссёр Вс. Мейерхольд. 1922. ГМИИ.
Реконструкции костюмов Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина» 1922 года. Авторы реконструкций Полина Кускова, Людмила Шуваева, Елена Хардина, Елена Шипилова. 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды».
Степанова создала принципиально новый костюм, так называемую униформу, которая полностью соответствовала требованиям Мейерхольда - не стесняла движений и дополняла актёрскую пластику за счёт кроя.
А вот её костюмы и декорации для агитвечера «Через красные и белые очки» (1923) лишены гротескной изящности, хотя и сохраняют функциональность и конструктивность.
Варвара Степанова. Эскизы костюмов к спектаклю «Через красные и белые очки» по тексту А. Иркутова. 1923. ГМИИ.
Александра Экстер оформляла спектакли Александра Таирова, отвечала за игру объёмов сценического пространства, в котором существовали звезды Камерного театра. Причём переход к конструктивистским макетам не изменил ее восприятия пространства через цвет и движения актёров.
Александра Эстер. Листы из альбома «Театральные декорации». 1930. Бумага, темпера, трафарет. ГМИИ.
Именно динамическое мышление помогло Эстер блистательно решить сложную задачу - костюмы для фильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), где художница, интересы которой всегда лежали в области взаимодействия цветов, была ограничена черно-белой гаммой немого кино. Она создала подлинную футуристическую утопию.
Александра Эстер. Эскизы костюмов к кинофильму «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Аэлита, королева марсиан. - Костюм. - Марсианин. - Марсианка. Постановка Якова Протазанова. 1924. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Текстильный дизайн и мода. Наши художницы-авангардистки совершили революцию не только в театре, но и в мире отечественного текстиля. Их дерзкие и яркие ситцевые орнаменты переносили на первые советские ткани. При чем новаторскими были не только предложенные Любовью Поповой и Варварой Степановой узоры, но и сам процесс создания ситца: «Они пришли к директору Первой ситценабивной фабрики и сказали: «А теперь вы нам покажите, как у вас тут все устроено, расскажите про ваши станки. Мы не будем просто рисовать картинки. Мы сначала поймём, как работает станок, как наборщик делает клише, а потом будем под технологию делать разработки узоров». Это первое правило конструктивизма: подчинить искусство производству, а производство - народу.
Варвара Степанова. Проект платья. 1923. - Рисунки для ткани. 1924. Бумага, гуашь, коллаж. ГМИИ.
На стене в «текстильном зале» - изречение самой Степановой: «Вся декоративная сторона одежды уничтожается лозунгом «удобство и функциональность костюма для данной производственной функции».
Со статьи 1923 года, опубликованной в журнале «ЛЕФ», начиналось производство прозодежды - одного из главных творений Варвары Степановой.
Варвара Степанова. Проекты мужской и женской спортивной одежды. 1923. Бумага, гуашь, тушь. ГМИИ.
Любовь Попова. Эскизы тканей. 1923-1924. Бумага, тушь, акварель. Музей-заповедник «Царицыно».
Любовь Попова. Эскизы ткани. 1923-1924. Бумага на картоне, гуашь. ГТГ. - Страница из журнала «Огонёк». 1924, №25. Статья Осипа Брика «Художник-конструктор Любовь Сергеевна Попова». Бумага, печать. Частное собрание, Москва.
Работа так захватила художниц, что меньше чем за год было разработано несколько сотен орнаментов, 20 из которых запущено в массовое производство. В их эскизах проявились темпераменты самих художниц: яркая и «неистовая» Степанова и гармоничная и более структурированная Попова.
Реконструкция платья (1) и пальто (3) по эскизу Любови Поповой. 1923-1924. Авторы реконструкции Ксения Смолкина и Галина Райхман. 2019. Культурно-просветительный фонд «Магия моды». - Реконструкция платья (2) по эскизу Варвары Степановой. 1924. Автор реконструкции Ирина Кузенкова. 1987. Частное собрание, Москва.
Рассказ об этой стороне ее творчества невозможен без упоминания Надежды Ламановой - модельера и сценографа, сначала определявшей образы героинь спектаклей в Российской империи, а затем - образы советской элиты. Сотрудничество Ламановой, Эстер и Веры Мухиной, посвятившей моде достаточно продолжительный период своего творчества, было связано с центром разработки новых моделей повседневной одежды. В альбоме «Искусство в быту» (1925) Ламанова и Мухина опубликовали целую серию разработок, варианты создания одежды из доступных материалов, платья-трансформеры. Их модели, представленные на Всемирной выставке в Париже в 1925 году, получили признание и принесли создателям заслуженный Гран-при.
Реконструкция летнего платья (1) и спортивного костюма (2) по рисунку Веры Мухиной (модель Надежды Ламановой). 1925. Культурно-просветительный фонд «Магия моды». - Реконструкция спортивного костюма (3) по эскизу Варвары Степановой. 1923. Частное собрание, Москва.
Реконструкция костюмов (1,2) по рисунку А. Экстер для статьи «Простота и практичность в одежде» в журнале «Красная нива», 1923. - Реконструкция костюма Надежды Ламановой на Международной парижской выставке. 1925. Все: Культурно-просветительный фонд «Магия моды».
Книжная графика. Отправной точкой экспериментов в области нового языка книги во многом становится графика Ольги Розановой. Начиная с 1913 года ею было оформлено более 20 книг, в основном авторства Алексея Крученых.
Ольга Розанова. Страницы рукописной книги «Утиное гнёздышко дурных слов». Алексея Крученых. Литография, гуашь. Частное собрание, Москва.
В 1918-1919 годах начинает эксперименты с книгой и Варвара Степанова. Она разрабатывает графическую серию визуальной поэзии.
Варвара Степанова. Рукописная книга «Зигра ар» (визуальная поэзия). 1918. Бумага на картоне, гуашь. ГМИИ.
С 1922 года Степанова начала активно заниматься полиграфией и сотрудничать с огромным количеством печатных изданий. Она создаёт обложки для журналов, оформляет книги. У неё сформировалась новая, необычная для тех лет (а ныне ставшая классикой) графическая структура, удачно сочетавшая конструктивистские искания с общепонятной документальностью печатного текста и фотографии.
Варвара Степанова. Чарли заводит пропеллер. - Шарло. - Чарли Чаплин. Все: 1922. Бумага, тушь. ГМИИ.
Варвара Степанова. Обложки журнала «Советское кино». 1926-1927. Частное собрание, Москва.
Фото- и киномонтаж. Конец 1920-х - начало 1930-х годов ознаменованы ещё одним важным открытием русского конструктивизма - фотография и кинохроника рассматриваются как важный инструмент для создания новой реальности - фотомонтажа. Одним из основоположников этого метода в полиграфии была всё таже Варвара Степанова. Она как никто другой могла точно собрать броские фотографии в единый образ.
Варвара Степанова. Фотомонтаж для разворота книги «Итоги первой пятилетки». 1933. Бумага на картоне, гуашь, коллаж. ГМИИ.
Александр Родченко, Варвара Степанова. Разворот из журнала «СССР на стройке». 1940. №7. Фотомонтаж, посвящённый В. Маяковскому. ГМИИ.
Хронологически экспозиция выставки охватывает 1910-1930-е годы - время становления идей конструктивизма, созревания новых направлений в живописи и прикладных сферах: дизайне, полиграфии, книгопечатании, текстиле и сценографии.
Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда. Все они принадлежали к единому кругу знакомств, который мог расширяться и пересекаться с другими подобными кругами. Они несли с собой новую модель искусства, новое миропонимание, новые принципы миростроительства. Каждая из подруг способствовала формированию проектного мышления и нового художественного языка ХХ века.
Использованные источники: Материалы выставки; Нина Дымченко. В Пушкинском музее открыли выставку к 130-летию Варвары Степановой -
https://www.mk.ru/culture/2024/07/24/.