В ГЭС-2 проходит выставка «
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века. В продолжении этой экспозиции отправимся в Парк Малевича, где посмотрим арт-объекты современных художников, переосмысливающих наследие художника.
Григорий Орехов. Малевич. 2020. Сталь, бетон.
Отсылки к творчеству Казимира Малевича встречают нас сразу при подходе: арт-объект, который является входной группой, создал скульптор Григорий Орехов по мотивам картины «Черный квадрат». Этот зеркальный арт-объект под определённым углом создаёт визуальный тоннель. Здесь можно сделать очень эффектные снимки.
Проектирование парка Малевича началось в 2019 году; основные объекты сданы в 2020, но работа на данный момент ещё продолжается - авторы парка, бюро Basis Ивана Охапкина, спроектировали в парке очень эффектные водопады.
Но вернёмся к арт-объектам - цели нашего путешествия.
Вячеслав Колейчук (1941-2018). Реконструкция механической самонапряжённой структуры Карла Иогансона (1921). 1991/2022. Сталь.
По архивной фотографии 1921 года Колейчук реконструировал и перевёл в монументальный характер работу Карла Иогансона - «первый интерактивный кинетический объект, использующий силы земного тяготения».
МишМаш. Центральный Лесной Оракул. 2023. Сталь, композит, дерево, акрил.
Арт-группа «МишМаш»: «Мы ищем порядок в хаосе и хаос - в порядке». Семейная пара Маша Сумнина и Михаил Лейкин работают много, легко и остроумно.
Александр Константинов (1953-2019). Акведук. 2008/2023. Сталь, алюминий, краска.
Эта прозрачная декорация своим силуэтом напоминает архитектуру древнеримских акведуков. Сочетание строгой геометрии конструкции и прозрачной оболочки из тонких диагональных линий делает ее похожей на гигантскую гравюру, фоном для которой служит окружающее пространство.
Алла Урбан. Хоровод. 2023. Металл, оргстекло.
«Конус - рупор, несущий сообщение. Он отзывается на брошенное вверх слово, на наш крик, на наш шёпот. Надо только прислушаться. Красные рупоры, как покачивающие юбками девы, кружат с деревьями древний, архаический танец - хоровод», - Алла Урбан.
Александр Константинов. Цветные деревья. 2012/2023. Сталь, алюминий, краска.
Эти минималистические структуры - трёхмерные гравюры, вступающие в диалог с природой. Подобно художникам авангарда, автор «проверяет» природу линией, спрямляет изгибы стволов и ветвей, организует мир согласно законам геометрии.
Алла Урбан. Встреча. 2023. Сталь, оргстекло, светодиоды.
Сложив стёклышки в призмы-кристаллы, а кристаллы - в рассеянные среди деревьев светящиеся глаза, Алла Урбан наделяет лес способностью «расширенного смотрения». И природа смотрит «во все глаза» в ожидании встречи, наверное, с нами.
Триптих Леонида Тишкова (р. 1953) для Парка Малевича - «Частное солнце», «Частная луна» и «Куб космоса» обыгрывает ключевые элементы супрематизма. Художник заряжает базовые формы новыми смыслами.
Леонид Тишков. Куб космоса. 2023. Сталь, композит, светодиоды.
Куб космоса - супрематический «черный квадрат», внутри которого заключено непобедимое живое солнце, рассыпавшееся на множество звёзд.
Леонид Тишков. Частная луна. 2003/2023. Оргстекло, ПВХ, металл, дерево, светодиоды.
Апроприация Луны стало личным брендом художника. Электрический месяц, располагаясь в деревянной лодке на глади пруда, предлагает зрителю стать на время персонажем инсталляции и пережить ощущение сказочности существования.
Леонид Тишков. Частное солнце. 2022. Оргстекло, ПВХ, металл, песчаник, светодиоды.
В 1913 году состоялась премьера оперы «Победа над солнцем» с декорациями Казимира Малевича. А через 45 лет сюрреалист Рене Магритт написал картину «Le Banquet», на которой закатное солнце не скрывается за горизонтом, а повисает на занавесе леса. Балюстрада на поляне подчёркивает театральность происходящего, а реальное небесное светило, появляющееся на закате рядом с «Частным солнцем» - реальность абсурда.
Франциско Инфанте-Арана (р. 1943). Из цикла «Жизнь квадрата». 1977/2022. Сталь.
Автор поместил в пространство природы объект из зеркальной плёнки. Зеркало «не удваивает мир, а делает его изменившимся».
«Люди» Шелковского пропускают сквозь себя окружающий ландшафт и возвышаются над ним, подобно героям фигуративных картин Казимира Малевича.
Игорь Шелковский (р. 1937). Человек сидящий. 2003/2022. Сталь.
Игорь Шелковский. Человек идущий. 2003/2022. Сталь.
Аристарх Чернышев (р. 1968). Античная голова. 2020. Стеклопластик, мраморная крошка, светодиоды.
Поверженная на землю колоссальная голова, прототипом которой послужила статуя Александра Македонского, напоминает об академическом искусстве, сброшенном авангардистами с «парохода современности». Однако бегущий по лишённому черт лицу сигнал компьютерной загрузки свидетельствует о надежде на возращение классического идеала в художественное пространство.
Миша Лейкин и Маша Сумнина из «МишМаш» сделали в парке ещё целую серию: это надписи, размещённые внизу, на уровне травы, и подчас малозаметные из-за растительности. Но смысл в том, что зритель будто бы случайно встречается взглядом с этими ёмкими фразами (или - проходит мимо). Сами же микротексты имитируют субтитры, поясняющие для слабослышащих звуки в фильме. Проект так и называется: «Субтитры».
Но эти арт-объекты меня мало впечатлили, какие-то они банальные.
Скажу сразу, я нашла в парке не все арт-объекты. Лес большой, сил не хватило.