Красавицы и воины. Тиканобу

Jun 04, 2024 16:48


Если вы любите дух старой самурайской Японии, то вам сюда... В Музее Востока впервые показывают две полные серии гравюр японского мастера укиё-э эпохи Мэйдзи Тоёхара (Ёсю) Тиканобу (1838-1912). Циклы «Внешние владения замка Тиёда» из 32-х и «Внутренние покои дворца Тиёда» - из 40 полиптихов собирала в течение 17 лет московский коллекционер Александра Иванова. Никто их раньше никогда и нигде в мире не показывал вместе. И, тем более, не публиковал.



Свадебное утикакэ: 1991. Парча, шёлк, золотые и серебряные нити. - ХХ в. Шёлк, золотые нити. Оба: Музей Востока.





Тоёхара Тиканобу. Свадебный обряд. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Сотни гравюр как своеобразный путеводитель по японским традициям. Гид и рассказчик Тиканобу - один из последних художников периода развития укиё-э.

Для выставки специально подобраны предметы декоративно-прикладного искусства, чтобы обрамить экспозицию гравюр и оживить ее. Веера, одежда, ракетки для игры в волан, посуда для чайной церемонии и другие предметы из собрания Музея Востока переносят нас из нарисованного мира в реальный.



Тоёхара Тиканобу. Любование пылающими красными клёнами во время подогрева сакэ. 1878. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

О детстве и юности Хасимото Наоёси (имя художника при рождении) известно сравнительно мало. Родился он в городе Эдо в семье самурая, и с детства увлёкся рисованием, хотя подобный род занятий не пользовался уважением в самурайской среде. Тем не менее Наоёси начал обучение в мастерской великого художника укиё-э эпохи Эдо Утагавы Куниёси, но вскоре занятия живописью был вынужден сменить на военное поприще.



Тоёхара Тиканобу. Современный Гэндзи. Танец бабочек. 1879. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

В 1868 году завершился двести-пятидесятилетний период нахождения у власти военного правительства во главе с сёгуном, государство возглавил император Муцухито, вошедший в историю под девизом-нэнго Мэйдзи (просвещённое правление). Только в 1875 году Хасимото Наоёси вернулся к юношескому увлечением рисованием, открыл свою мастерскую и сменил имя на Ёсюсай Тиканобу (Тиканобу из студии Ивовой отмели).



Тоёхара Тиканобу. Буйство львов новой весной. 1879. Бумага, цветная ксилография. Музей Востока.

Самые ранние работы Тиканобу датируются 1877 годом. Это в основном отдельные гравюры и серии на тему Сацумского восстания 1877 года. В период активной вестернизации страны, когда полиграфия и фотография вытесняли традиционные ксилографические способы печати, Тиканобу сохранил приверженность японской традиции.

Особую известность он получил благодаря своим ностальгическим гравюрам серий «Внутренние покои дворца Тиёда» и «Внешние владения замка Тиёда» 1894-1897 годов, посвящённых прежней, старой самурайской Японии: красавицы в аутентичных нарядах, сцены дворцовой жизни уже несуществующего замка Тиёда в Эдо - твердыни сёгунов Токугава. Он изображал ушедшее время самурайства. Для многих это было как глоток свежего воздуха, ностальгическое воспоминание о том, что было несколько десятилетий назад. И эти листы «дворцовых» серий пришлись как нельзя кстати тоскующим по безвозвратно ушедшим временам японцам. Им представилась немыслимая ранее возможность заглянуть за стены своеобразного «запретного города» - происходившее в его пределах оставалось тайной за семью печатями. С большим интересом восприняли эти гравюры о замке Тиёда и в Европе, где в то время был настоящий бум на укиё-э.



Карта г. Эдо. 1855. Бумага, цветная ксилография, шёлк. Коллекция К. Данелия.

Выставка условно начинается со старинной карты города Эдо - современного Токио. А точнее - с белого пятна в ее середине. Там располагался замок сёгунов Токугава, который отмечен белым пятном с камоном-гербом рода Токугава в виде тройного листа растения футаба-аой. Изображение строений и внутренних сооружений военного укрепления по соображениям безопасности нанести на карту было нельзя.



Тоёхара Тиканобу. Светлячки. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Серия гравюр «Внутренние покои дворца Тиёда» издавалась в 1895-1896 годах, она состоит из 40 полиптихов, к которым был дополнительно отпечатаны лист с оглавлением и гравюра-приложение фуроку. В 1894 году, когда Тиканобу начал работать над гравюрами, замок Тиёда не существовал уже почти 30 лет - после разрушительного пожара 1963 года его так и не восстановили. После 1868 года дворец частично перестроили для императора, но первоначальный облик так и не был достигнут.



Тоёхара Тиканобу. Ирисы. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

В период правления династии Токугава помещения Внутренних покоев дворца Тиёда, где жили супруга сёгуна, его мать, незамужние дочери, наследник по мужской линии (до совершеннолетия), а также многочисленный штат фрейлин и слуг, были «запретным городом». С 1618 года доступ мужчин на женскую половину был запрещён законом. Знатные дамы, живущие на территории дворца, могли покинуть его только с охраной. Такая таинственная жизнь дам во Внутренних покоях за высокими стенами замка вызывала неподдельный интерес обычной публики. Художник для создания серии пользовался появившимися ко времени ее создания публикациями бывших фрейлен замка.



Тоёхара Тиканобу. Гримёрная в театре Но. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.



Актёр в парике акагасира. Конец ХХ в. Гипс, папье-маше, парча, бумага. Музей Востока.



Фудзи Мусумэ. Конец ХХ в. Гипс, шёлк, парча, бумага, лак. Музей Востока.

Фудзи Мусумэ (Дева-Глициния) - название популярного танца театра Кабуки. Во время представления актер-оннагата четырежды меняет кимоно, каждое из которых украшено изображениями глицинии. Один из эпизодов танца исполняется в черной лакированной шляпе и с веткой глицинии.



Тоёхара Тиканобу. Игра в волан. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Ракетки хагоита использовались для игры в волан, напоминающей бадминтон. Они с обратной стороны украшались росписью с традиционными символами вроде сосны, бамбука, сливы, а с лицевой стороны - аппликациями с изображением цветов и известных красавиц или актёров театра Кабуки.



Ракетка хагоита. 1981. Дерево, пластмасса, шёлк, парча, бархат, бумага, металл. Музей Востока.



Тоёхара Тиканобу. Вечерняя сакура в саду. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.



Тоёхара Тиканобу. Пир во время любования луной. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.



Тоёхара Тиканобу. Любование хризантемами. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.



Тоёхара Тиканобу. Предбанник. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Устройство на гравюре - импровизированный вентилятор с закреплёнными на нем утива. Круглые веера утива украшены изображениями сердцевидных листьев растения футаба-аой.



Веер утива. 1957. Бумага, бамбук. Музей Востока.



Тоёхара Тиканобу. Чайный домик в горной деревне. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Петушиные бои были одним из излюбленных развлечений аристократов, а начиная с эпохи Хэйан (794-1185) их устраивали с целью гадания.



Тоёхара Тиканобу. Эвакуация. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Пожары во дворце случались достаточно часто, поэтому в случае необходимости фрейлины, переодевшись в униформу и вооружившись нагинатами, вставали на его защиту от мародёров.



Тоёхара Тиканобу. Игра в карточки. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

Ута-карута - традиционная новогодняя игра в отгадывание стихов: каждое стихотворение из поэтической антологии «Сто стихотворений ста поэтов» делилось на две части и записывалось на двух карточках. На гравюре судья зачитывает начало стихотворения, а соревнующиеся фрейлины должны подобрать карту с его завершением.



Тоёхара Тиканобу. Играющие хины. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1895. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

В эпоху Эдо владеть хинами могли только аристократы и высшее буддийское духовенство. Разведение собак держалось в секрете, и за их кражу даже полагалась смертная казнь.



Тоёхара Тиканобу. Осмотр кукол. Серия «Внутренние покои дворца Тиёда». 1896. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.

К Хина-мацури (празднику девочек) устраивали Хина-дан (выставку кукол), где на ярусной подставке из пяти полок в строгом порядке устанавливались 15 кукол синно-бина (императорские куклы).



Хина-дан с куклами для Праздника девочек. 1981. Папье-маше, шёлк, парча, бумага, дерево, лак, пластмасса. Музей Востока.

Современный вид Хина-мацури приобрел к началу XIX века в эпоху Эдо, когда утвердился характер проведения праздника. Устройство хина-дан приобрело следующий вид: на верхней полке на фоне ширм стояла императорская чета, ниже располагались фигурки трех придворных дам в белых кимоно и красных шароварах, третью полку занимали пять музыкантов, на четвертом ярусе стояли два телохранителя из императорской стражи с луком и стрелами - Левый и Правый министры, нижняя полку занимали императорский слуги - «трое пьяниц» (плачущий, гневный и весельчак).



Императорская чета на Хина-дан.

Продолжение в следующей блоге - Красавицы и воины. Тиканобу. Продолжение.

Красавицы и воины. Тиканобу, Музей Востока, Гравюры Тиканобу, Эпоха Мэйдзи

Previous post Next post
Up