Продолжение путешествия в музее Востока по выставке гравюр японского мастера укиё-э Тоёхара (Ёсю) Тиканобу, начало -
Красавицы и воины. Тиканобу.
Серия «Внешние владения замка Тиёда» была следующей за успешными «Внутренними покоями дворца Тиёда». Она состоит из 32 полиптихов. На гравюрах Тиканобу изобразил проходившие как на территории замка, так и за его пределами пышные дворцовые церемонии, календарные обряды и традиции, многолюдные процессии, посещение храмов и религиозные шествия, спортивные и военные игры, досуговые мероприятия сёгуна из рода Токугава. Сёгунат Токугава был системой военного руководства Японией, которая существовала с 1603 до 1868 года. Замок Тиёда был резиденцией военных правителей Японии более 200 лет.
Тоёхара Тиканобу. Священный мост святилища в Никко. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Священный мост имеет фантастическое происхождение. Согласно легенде, в мост превратились два змея, явившиеся вместе с духом реки Дайя.
Тоёхара Тиканобу. Сцена с праздником Санно. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Паломничество в храм в Никко. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Синтоистское святилище Никко известно как место упокоения Токугавы Иэясу, основателя династии Токугава. Два раза в год потомки Токугавы Иэясу совершали паломничество в Никко, чтобы поклониться великому предку.
Доспехи в стиле тосэй-гусоку. Вторая половина ХХ в. Дюраль, искусственная кожа, парча, черепаховый панцирь, бархатная бумага. Галерея Kasugai.
Тоёхара Тиканобу. Церемония принесения кагами-моти. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Ловля журавлей. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Японские журавли считались священными, охота на них была строго запрещена практически всем. Исключения делались только для представителей клана Токугава. Однако они не злоупотребляли своим положением, охотясь на журавлей достаточно редко и ограничиваясь 1-2 птицами в год.
Блюдо. Период Мэйдзи. Металл, перегородчатая эмаль. Музей Востока.
Тоёхара Тиканобу. Высочайшее созерцание игры в поло. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Высочайшее созерцание боевых искусств. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Изображение судебного допроса в Фукиагэ. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Фантастическая сцена допроса куртизанки, её появление в замке Тиёда практически невозможно представить, на котором присутствует сам сёгун - он скрыт за экраном и бамбуковым занавесом.
Тоёхара Тиканобу. Охота на собак. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Инуомоно - конная стрельба по собакам стрелами с тупыми наконечниками, известная с периода Камакура (1185-1333) как способ подготовки лучников.
Тоёхара Тиканобу. Состязание ябусамэ. Серия «Внешние владения замка Тиёда». 1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Самурай с копьём. Конец XIX - начало ХХ в. Дерево, слоновая кость, лак, бамбук, металл, инкрустация перламутром. Музей Востока.
Ещё одна серия гравюр Тоёхара Тиканобу называется «Зеркало эпохи» и состоит из 50 листов и дополнительной гравюры фуроку. Серия издавалась с 1896 по 1897 год и включает гравюры с изображением красавиц разных эпох, дополненных «подложенными» под портреты «листами» с бытовыми сценками и зарисовками.
Тоёхара Тиканобу. Период Бунъан. Старинное изображение торговой лавки. 1897. - Период Канъэй. Возвращение из бани. 1896. Обе: Серия «Зеркало эпох». Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Период Кэйтё. 1896. - Период Канъэй. Зонт над кормилицей. 1897. Обе: Серия «Зеркало эпох». Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Тоёхара Тиканобу. Дополнительная гравюра фуроку из серии «Зеркало эпох». 1896-1897. Бумага, цветная ксилография. Коллекция А. Ивановой.
Ещё пара гравюр художника из других серий.
Тоёхара Тиканобу. Утренний туман на берегу пруда Синобадзу. Серия «Обычаи Японии». 1897. Бумага, цветная ксилография. Музей Востока.
Тоёхара Тиканобу. Падение замка Итинотами. Кумагай вызывает Ацумори на бой. Фрагмент. 1898. Бумага, цветная ксилография. Музей Востока.
Представлен один из последних эпизодов битвы при Итинотари, описанной в «Повести о доме Тайра». Юный Тайра Ацумори после проигранного сражения пытается спастись бегством и верхом на лошади плывёт к кораблю с союзниками. В этот момент на берегу появляется один из воинов Минамото по имени Кумагай. Кумагай веером бросает вызов Ацумори, призывая вернуться и принять в бой.
Военный веер гунсэн. XIX в. Чугун, бамбук, бумага. Музей Востока.
Красный круг солнца в качестве официального флага Японии был принят только в 1870 году. А в XVIII веке его использовали на знамёнах военных кораблей, а ещё раньше солярная символика появилась на веерах военачальников, которые с их помощью отдавали приказы.
Умер Тиканобу в 1912 году, и до сих пор не обнаружено ни одного портрета художника.