Павильон №61 - «Центросоюз»

May 20, 2024 17:33


Серия «Реставрация павильонов ВДНХ». Я привожу названия павильонов так, как они назывались в 1954 году на момент открытия выставки после войны. Изменения в названии павильона были следующие: «Центросоюз» (1954-1959), «Атомная энергия в мирных целях» (1959-1963), «Легкая промышленность» (1964-1992), в настоящее время - выставочное помещение.



ВДНХ. Павильон «Центросоюз». Арх. Р. Кликс и Б. Виленский. Фото 2024.



Здание павильона №61, расположенное позади павильона №57, главным фасадом обращено к Липовой аллее. Павильон был построен в 1952-1953 годах в стиле ар-деко по проекту архитекторов Рудольфа Кликса и Бориса Виленского. Композиционная основа его архитектурного облика - башня из трех арок-кокошников, открыто цитирует архитектуру русских храмов. Узорное заполнение кокошников выполнено из керамических деталей. Завершается композиция золотым шпилем. Изначально стены павильона были выкрашены в кремовый цвет, весь лепной декор, в том числе и кокошники, а также фонтаны, был выделен терракотовым, а скульптуры и барельеф - белым цветом.



На пилонах павильона по бокам от башни установлена скульптурная пара - рабочий с разводным ключом и колхозница со снопом (скульптор - В.П. Циммерман), символизирующие неразрывную связь рабочего класса и колхозного крестьянства. Как и большая часть скульптуры и лепнины на ВДНХ, эти фигуры отлиты из бетона и покрыты лицевым слоем белого цемента.



ВДНХ. Павильон №61 «Центросоюз». Фото 1956.

Павильон «Центросоюз» призван был демонстрировать значение потребительской кооперации, назначение которой состояло в осуществлении и развитии товарной связи между городом и деревней.



ВДНХ. Павильон «Центросоюз». Боковой фасад. Фото 2024.

Главный вход выполнен из прозрачного стекла с наложенным ажурным металлическим декором. Он также выполнен в стиле древнерусского зодчества. Кроме того, центральный вход оформлен двумя полуколоннами с лепным узором.



ВДНХ. Павильон «Центросоюз». Главный портал. Фото 2024.



Над главным входом можно увидеть картуш - декоративный элемент в виде неразвернутого свитка бумаги с эмблемой Центросоюза - буквами Ц и С.



Стены центрального фасада украшают два барельефа с фигурами колхозниц и рабочих в окружении колосьев пшеницы, кувшинов с молоком, овощей, фруктов. Скульптурные изображения продолжали тему торгового взаимодействия города и деревни.



Павильон поднят на террасу, по краям которой сооружены примыкающие к углам фасада оригинальные фонтаны в виде больших золотых шаров, образованных ажурным керамическим орнаментом из фруктов и овощей. С течением времени эти шары пришли в ветхое состояние, один (левый) был полностью утрачен, а второй долго влачил жалкое существование. И вот, наконец, скоро фонтаны заработают. Правый фонтан отреставрировали с восполнением недостающих частей, а левый воссоздали заново.



Фонтаны у павильона «Центросоюз». Фото 1954.



Так выглядел правый фонтан в 2018 году.



Фонтан у павильона «Центросоюз». Фото 2024.

Начиная с 1954 года, в залах павильона отображалась работа потребительской кооперации на примере наиболее успешных организаций со всего Союза. В первом зале были представлены схема организационного построения потребительской кооперации, ее материально-техническая база и рост товарооборота. Второй раскрывал методы налаживания культурной торговли в селе. А в третьем зале демонстрировались успехи заготовительной сферы и производства.

В 1959 году в павильоне открылась экспозиция «Атомная энергия в мирных целях», а после 1963-го - выставка достижений советской легкой промышленности.



Шпиль павильона №61.

В 1960-х годах, когда на смену сталинскому ампиру пришел модернизм, началась так называемая борьба с излишествами в архитектуре. С фасадов павильона № 61 исчезли гирлянды, картуш и барельефы, цветовое оформление здания также изменилось: стены и все оставшиеся декоративные элементы выкрасили в светлые тона. А в 1970-х годах к дворовому фасаду пристроили арку из темного стекла.



Пристройка 1970-х годов к заднему фасаду павильона №61. Фото до 2018.



ВДНХ. Павильон «Центросоюз». Задний фасад. Фото 2024.

В 2018 году начались работы по возвращению былого великолепия павильону №61 «Центросоюз», и вот теперь мы вновь видим его таким, как задумывали авторы.



Павильон №61 «Центросоюз». Начало реставрации. Фото 2018.

Главный фасад покрыли терразитовой штукатуркой - это смесь цемента, извести-пушонки, кварцевого песка и декоративных наполнителей со специальными красящими пигментами. Она позволила создать неоднородный шероховатый рельеф на поверхности фасада, имитирующий натуральный камень. Ветхое бетонное основание скульптур заменили на новое, а сами фигуры привели в порядок.

Шпиль, фигуру серпа и молота, а также металлический декор витражей покрыли новым слоем позолоты. Фасады выкрасили в первоначальные цвета. Внутри павильона во всех залах восстановили кесонные потолки и люстры.



Павильон №61 «Центросоюз». Кессонный потолок вводного зала. Фото 2024.

В настоящее время в павильоне открыта экспозиция Государственного музея Л.Н. Толстого, посвященная великому роману «Война и мир». Технические возможности нового столетия помогают погрузиться в художественный мир XIX века, описанный Л.Н. Толстым в романе.



Павильон №61 «Центросоюз». Экспозиция Государственного музея Л.Н. Толстого. Центральный зал.



Павильон №61 «Центросоюз». Центральный зал.

В центральном зале потолок украшен ажурной лепниной в виде звезд и снопов на синем фоне. На стене напротив входа - барельеф с профилями Ленина и Сталина. Боковые стены оформлены аркадами.







Оформление левого и правого боковых залов павильона №61 выполнено идентично: на гладком потолке в лепных розетках две люстры и лепной фриз над оконными проемами.



Павильон №61 «Центросоюз». Боковой зал.

Использованные материалы: https://vdnh.ru/places/pavilon-61-tsentrosoyuz/; Павильон «Центросоюз» на ВДНХ - https://moscowseasons.com/; Павильон №61 Центросоюз - https://um.mos.ru/houses/pavilon_61_tsentrosoyuz/.

ВДНХ Павильон 61, ВДНХ, Павильон Центросоюз

Previous post Next post
Up