«Тайна мира символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна», - Павел Флоренский.
В Музее русского зарубежья им. А. Солженицына выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-х годов», которая проходит в рамках проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX-XX веков на мировой художественный процесс». Перевести с латыни название можно как «Искусство новой святости».
Это новое сакральное искусство было мощным явлением рубежа XIX-XX веков. Время перемен и надвигающихся потрясений особо остро чувствовали художники. Они искали опору и нашли в традициях, древнерусском искусстве и религии.
Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Куратор выставки Любовь Агафонова пишет: «Напряженные философско-нравственные искания этих лет отразились в искусстве. Поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждёт оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования, которого нет в повседневности, - все это отразилось в искусстве, в творчестве художников. Ответ на духовные поиски виделся, в том числе, и в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам».
Борис Смирнов-Русецкий. В горном Ашраме. 1928. Холст, масло. Частная коллекция.
Начну обзор с картин моего любимого представителя «русских космистов» Бориса Смирнова-Русецкого, который искал божественное, отталкиваясь от вселенских идей Рериха.
Борис Смирнов-Русецкий. Волны света. 1924. Бумага, пастель. Частная коллекция.
Борис Смирнов-Русецкий. Луна и Солнце. 1926. Бумага, акварель. Частная коллекция.
Борис Смирнов-Русецкий. Мон-Сен-Мишель. 1950-е. Бумага, пастель. Частная коллекция.
Ещё одним «космистом» был духовный лидер группы молодых художников «Амаравелла» (Берег бессмертия) - Пётр Фатеев (1891-1971). В представленных на выставке работах художник фантазирует о неизвестных цивилизациях.
Пётр Фатеев: Найденный при раскопках документ неизвестной цивилизации. 1952. - Так говорил Заратустра. 1960. Обе: Бумага, гуашь. Частная коллекция.
Вся экспозиция выставки представляет собой историческую драму. От сцены к сцене сменяются эпохи. Вот Четыре всадника Апокалипсиса прорываются сквозь огонь на картине Бориса Анисфельда.
Борис Анисфельд. Четыре всадника Апокалипсиса. 1946. Холст, масло. Частная коллекция.
А вот в черном дыму на полполотна гибнущая империя у Льва Бакста.
Лев Бакст. Эскиз декорации к трагедии Г. д’Аннунцио «Федра». 1923. Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. Частная коллекция.
Но... Стоит приглядеться, и сквозь хаос и ужас уже виден свет «Отцов пустынников и дев непорочных» Михаила Нестерова и акварельное «Рождество Богородицы» Натальи Гончаровой...
Михаил Нестеров. Отцы-пустынники и жены непорочны. 1933. Холст, масло. Коллекция Российского национального музея музыки.
Наталия Гончарова. Рождество Богородицы. 1909-1910. Бумага, карандаш, акварель. Частная коллекция.
Суровые и тревожные работы Клавдия Лебедева о Смутном времени.
Клавдий Лебедев. Поляки выгоняют боярынь из Кремля. 1897. Бумага на картоне, карандаш, акварель, белила. Коллекция семьи Коньковых.
Портрет епископа Иннокентия в стиле лубка - совсем свежее поступление в собрание Дома русского зарубежья. Автор картины - Дмитрий Стеллецкий писал в эмиграции, что «только изучая художественное наследие предков и даже сначала рабски ему подражая, можно и нужно воскресить свою русскую, родную красоту».
Дмитрий Стеллецкий. Портрет епископа Иннокентия. 1931. Картон, уголь, сангина. Коллекция Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. - Триптих "Рождество. Спас с предстоящими. Воскресение". Эскиз росписи для неосуществлённого домового храма на Вилле Венден. Первая треть ХХ в. Бумага, гуашь, акварель. Частная коллекция.
Ещё одна работа, которую в нашей стране никто не видел - «У стен Кремля» Леонида Браиловского. Около 80-ти лет она хранилась в фондах Ватикана, где была мастерская художника. Кстати, Браиловский - автор надгробия на могиле Чехова на Новодевичьем кладбище.
Леонид Браиловский. У стен Кремля. 1920-1940-е. Дерево, темпера. Коллекция Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. - Пётр и Феврония. 1920-е. Доска, масло. Частная коллекция.
Николай Рерих. Уходящий век. 1910-е. Доска, масло. Коллекция семьи Липницких.
Николай Рерих. Великаны. Эскиз фриза. Первая половина 1900-х. Бумага, тушь, перо, акварель. Частная коллекция.
О том, что нас ждёт после смерти, художники фантазировали даже в тот период, когда активно насаждался атеизм. В художественной среде было несколько последователей философии Николая Федорова, космиста. Они мечтали о других планетах, куда отправляются души после земной жизни. Так в советской полуголодной России Василий Чекрыгин продолжает искать рай.
Василий Чекрыгин. Воскрешение мёртвых. 1921 и 1920. Бумага, карандаш. Коллекция В.А. Дудакова.
В этом зале выставки - «райской комнате», кроме Чекрыгина, показываются картины художников группы «Маковец» - Льва Жегина (Шехтеля) и одна из работ Раисы Флоренской (1894-1932), родственницы отца Павла Флоренского. Художница работала в живописи и графике в духе позднего символизма.
Лев Жегин. Снятие с креста. Начало 1920-х. Бумага, уголь. Частная коллекция. - Раиса Флоренская. Блудный сын. Бумага, темпера. Коллекция семьи Флоренских.
Над райскими зарисовками склоняется деревянный «Ангел пустыни» Сергея Конёнкова.
Сергей Коненков. Гений. Начало ХХ в. Дерево. Частная коллекция.
Васнецов, Билибин, Нестеров - работы даже этих художников на выставке большинству зрителей неизвестны. Ведь основа экспозиции - полотна из частных собраний.
Аполлинарий Васнецов. Озеро. Эскиз декорации к кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре». 1903. Бумага, акварель, пастель. Коллекция Российского национального музея музыки.
Иван Билибин. Бой со Змеем Горынычем. Иллюстрация для сборника «Сказки избы». 1931. Тушь, перо. Коллекция М.В. Сеславинского. - Михаил Нестеров. Этюд к картине «За приворотным зельем». 1930-1940-е. Частная коллекция.
Андрей Рябушкин. В экстазе. Эскиз росписи храма. 1869-1902. Бумага на картоне, темпера. Коллекция семьи Коньковых.
Александр Бубнов (1908-1964) главным образом жанрист и исторический живописец. Он создатель иллюстраций к произведениям русских классиков - А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Т.Г. Шевченко и других. Его иллюстрации известны всем, кто вырос на книжках издательства «Детская литература».
Александр Бубнов: Борис с боярами. К трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». - Пир. К произведению А.С. Пушкина «Повесть о вещем Олеге». Обе: 1960. Бумага, смешанная техника. Частная коллекция.
Абрамцевское художественно-промышленное училище. Расписное плодоносное блюдо. Конец XIX - начало ХХ вв. Частная коллекция.
Александра Коновалова (1889-1952) много работала в технике акварели, писала декоративные, аллегорические, символико-мифологические композиции. Была увлечена символизмом, творчеством М.А. Врубеля и В.Э. Борисова-Мусатова.
Александра Коновалова. Ангел в облаках. 1907. Бумага, акварель. Частная коллекция.
Александра Коновалова. Сбор урожая. 1900-е. Бумага, карандаш. Частная коллекция.
Александр Куприн. Эскиз. 1919. Бумага, акварель, карандаш. Частная коллекция.
Борис Григорьев. Иллюстрация к этнографическому сборнику «Шуточные и прибауточные песни русского народа»: «По утру рано встают, порасплачутся». 1914. Бумага на картоне, карандаш, белила, тушь. Частная коллекция.
На этой выставке показаны и художники, которые жили в советском союзе, и художники, которые были в эмиграции. У них есть одно объединяющее начало - это любовь к России, к русской истории и верность православной вере. И в продолжение темы - прошедшая интересная выставка
Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников.
Куратор - искусствовед Любовь Агафонова. Использованы материалы выставки.