В Музее русского импрессионизма выставка, открывающая широкому зрителю московскую группу «13» - творческое объединение раннесоветских интеллектуалов и ценителей быстрого рисунка: бег живой линии они ставили выше законченной академической формы и конструктивистского монтажа. Организаторы подобрали очень удачное название выставки «В переулках эпохи». Именно переулки Москвы, в основном, стали для художников этой группы объектами творчества, да и по «улицам эпохи» в то время ходили совсем другие мастера: Дейнека, Самохвалов, Петров-Водкин…
Темп как вход в мировое искусство. Группа «13» (1929-1931), получившая название по количеству участников первой выставки, официально просуществовала лишь три года. Костяк ее сложился в редакции железнодорожной газеты «Гудок». «Гудок» в 1920-1930-х годах печатал весь цвет молодой советской прозы: Михаила Булгакова и Юрия Олешу, Валентина Катаева и Константина Паустовского, Илью Ильфа и Евгения Петрова. В этой редакции работали трое газетных иллюстраторов - Владимир Милашевский, Николай Кузьмин и Даниил Даран. Интересы и вкус художников оказались близки. Однажды летом Кузьмин пригласил Милашевского погостить к себе на родину, в Сердобск. На этюдах они нашли два пути новой графики: свободная акварель по мокрой бумаге и мгновенный, «темповый» рисунок с натуры тушью.
Владимир Милашевский. Сердобск. Стадо. 1926. Бумага, акварель, тушь, палочка. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.
Вернувшись в Москву, друзья стали рисовать на улицах, состязаясь между собой в скорости и точности. Им пришла идея поэтически переосмыслить торопливый городской скетч, придать натурной графике глубину произведений старых европейских мастеров и блеск французского искусства начала ХХ века.
Владимир Милашевский. Мясницкие ворота. 1929. Бумага, тушь, перо, спичка. Собрание Р. Бабичева, Москва.
Владимир Милашевский назвал свой рисунок «многопредметным» и репортажным: толчея трамваев и телег, служащие с портфелями и крестьяне с тюками… Именно Милашевский сделал «стилем 13-ти» натурный темповой рисунок.
Николай Кузьмин. Арбатская площадь. 1929. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва.
Но если Милашевский имел выраженный драматический темперамент, то Кузьмин был спокойно-поэтичен, он любуется светом, падающим на деревья, а прохожие на его акварелях кажется не спешат на работу, а просто гуляют по столичным улицам.
Нашел свою тему и Даниил Даран. Словно новый Дега, он делал рисунки с натуры в цирке и на балетных репетициях.
Даниил Даран. Репетиция в цирке. 1929. Бумага, акварель, тушь, перо. ГРМ.
Художники группы «13» стремились рисовать так, чтобы лист лучился энергией, а современность не теряла выпуклости и своеобразия. Отбросив и схемы кубизма, и академию с ее застывшей натурой, основатели «13» хотели пройти весь путь: от интенсивных теней Рембрандта - до шаржей Оноре Домье, от выразительного штриха Франциско Гойи к цветной линии Эдгара Дега и т.д.
Группа «13» открыла свою первую выставку в феврале 1929 года в московском Доме печати на Никитском бульваре. Приглашены были Татьяна Лебедева (Маврина), Борис Рыбченков, Лев Зевин, Михаил Недбайло, Сергей Расторгуев, сестры Нина и Надежда Кашины, ленинградцы Ольга Гильдебрандт-Арбенина и Юрий Юркун, а также саратовец Валентин Юстицкий, собрав «роковое» число в 13 человек. Главной темой «13» была меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Эти работы вызвали интерес и оживление у публики. Группа вполне могла добиться международного признания: в 1929-1930-х годах рисунки «13» с успехом выставлялись на советских экспозициях в Дании, Голландии, Латвии, Швейцарии и США.
Сергей Расторгуев. Городской пейзаж. 1929. Бумага, акварель, карандаш. РОСИЗО.
Татьяна Маврина. Скачки. Начало 1930-х. Бумага, карандаш, тушь, кисть. ГМИИ.
Борис Рыбченков. Окраина. 1933. Бумага, гуашь, тушь, перо. ГРМ.
Лев Зевин. Птичник. Еврейская коммуна. 1930. Бумага, гуашь, белила. ГРМ.
Чуть подробнее хочется рассказать о ленинградском круге поэта-символиста Михаила Кузмина и художниках-самоучках писателе Юрии Юркуне и актрисе Ольге Арбениной-Гильдебрандт. Для советской выставочной практики одновременная демонстрация работ любителей и профессионалов была совершенно новой.
Владимир Милашевский. В гостях у Михаила Кузмина. 1932. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание А. Савинова, Москва.
Владимир Милашевский: Михаил Кузмин. 1920. Бумага, акварель, карандаш. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля. - Юрий Юркун. 1922. Бумага, акварель. Собрание А. Балакина, Санкт-Петербург.
Сильная и гибкая линия рисунков-фантазий Юркуна, похожих на модные эскизы эпохи ар-деко, рождалась из его коллекции журнальных вырезок и фотографий.
Юрий Юркун. Дама с кавалерами. 1934. Бумага, акварель, карандаши. ГРМ. - Ольга Гильденбрандт. Прогулка. 1935. Бумага, акварель, карандаш. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва.
Мир образов Ольги Гильдебрандт был ближе к русским символистам круга «Голубой розы» - Николаю Сапунову и Сергею Судейкину. В ее акварелях цветут экзотические сады, в темных парках гуляют девочки и бонны.
Ольга Гильденбрандт. Из серии «Дамы в парке». 1930-1950-е. Бумага, акварель. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва.
Юрий Юркун. Портрет Ольги Гильденбрандт. 1932. - Ольга Гильденбрандт. Портрет Юрия Юркуна. 1927. Оба: Бумага, акварель, карандаш. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Ольга Гильдебрандт еще в 1910-х годах была адресатом стихов Николая Гумилёва и Осипа Мандельштама. Образ Гильдебрандт-музы продолжали развивать и художники «13» - она охотно позировала Татьяне Мавриной и Антонине Софроновой.
Татьяна Маврина. Портрет Ольги Гильденбрандт (Обнаженная у зеркала с веером). 1939. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва.
Антонина Софронова. Портрет женщины в шляпе (Портрет Ольги Гильденбрандт). 1930-е. Бумага, уголь. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Николай Кузьмин и Татьяна Маврина. Художественный дуэт Николая Кузьмина и Татьяны Мавриной также сложился благодаря группе «13». Яркий роман совпал с творческим подъёмом, и в 1930-е годы оба много работали с натуры, заметно влияя друг на друга. Маврина с головой ушла в живопись - писала портреты, пейзажи и обнаженных, по-своему интерпретируя работы Клода Моне, Пьера Боннара, Рауля Дюфи… Её работы тех лет гротескны, забавны, иногда лиричны.
Татьяна Маврина. Обнаженная. Матиссовская серия. 1939. Бумага, акварель. Собрание А. Шелудченко, Москва. - Николай Кузьмин. Обнаженная в лесу (Портрет Татьяны Мавриной). Конец 1930-х. Бумага, акварель. Собрание М. Сеславинского, Москва.
Татьяна Маврина: Московский пейзаж. - На Самотеке. Прохожие. Оба: 1939. Бумага, акварель. Собрание М. Сеславинского, Москва.
Татьяна Маврина: Обнаженная (Портрет Ольги Гильденбрандт). 1937. Холст, масло. ГРМ. - Калужницы. 1939. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва.
Татьяна Маврина: Сухарева башня. 1927. Бумага, акварель, тушь, перо. - Сухарева башня. 1930. Холст, масло. Обе: Собрание А. Шелудченко, Москва.
Кузьмин же писал московские улицы в дымчатых атмосферах снега или дождя.
Николай Кузьмин: Весна в московском парке. - На Цветном бульваре после дождя. Оба: 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва.
Николай Кузьмин: В парке. - Садовое кольцо. Оба: 1939. Бумага, акварель, гуашь. Собрание М. Сеславинского, Москва.
Вторая выставка. Художники группы «13» отстаивали право художника самому определять свое место в обществе. Но для вхутемасовцев, воспитанных в духе коллективизма, такой уровень независимости был вызовом. В 1930 году участники группы «13» обсуждают вторую выставку, но в группе происходит раскол, часть художников покидает группу. Естественно, вторая выставка не состоялась, но был напечатан ее каталог.
Третья выставка картин художников группы «13» открылась осенью 1931 года в актовом зале МГУ. Эта выставка сместила акцент с графики на живопись. Состав участников был усилен известными именами - Антонина Софронова, Александр Древин, Надежда Удальцова; несколько работ из США прислал Давид Бурлюк. Так число участников группы увеличилось до 21 художника. Однако, выставка была разгромлена «пролетарской критикой»: в прессе звучали обвинения в аполитичности, буржуазности и индивидуализме. Формально это было концом группы, и в 1931 году она распалась. Коснулись ее и репрессии. В 1938 году были расстреляны Древин, Семашкевич и Юркун.
Надежда Кашина. Скачки. 1927. Холст, масло. ГТГ.
Александр Древин: Куст. 1930. - Две купальщицы. 1931. - Газели. 1930-1931. Все: Холст, масло. ГТГ.
Александра Древина в тот период интересовали только сгустки энергии, эмоция, выраженная в цвете.
Надежда Удальцова. Старый Норк. Ереван. 1933. Холст, масло. Собрание Р. Бабичева, Москва.
Надежда Удальцова. Армения. Осень. 1934. Холст, масло. Музей Востока.
Особо на выставке выделялись картины Бориса Рыбченкова - лирические циклы о московских окраинах, пронизанных холодным ветром.
Борис Рыбченков. За заставой. Молодые посадки.1932. Холст, масло. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Борис Рыбченков. Пейзаж с красным домом.1932. Холст, масло. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
Полотна Семашкевича (ученика Древина), написанные в быстром, живом темпе, искрились энергией и юмором: их резкий колорит, взволнованные массы деревьев на фоне сумрачного неба напоминали о старых мастерах.
Роман Семашкевич. Автодор. 1920-е. Холст, масло. Таганрогский художественный музей.
Роман Семашкевич. На закате. 1933. Холст, масло. Собрание Р. Бабичева, Москва.
Продолжение в следующем блоге -
Группа «13». В переулках эпохи. Часть 2.