Группа «13». В переулках эпохи

Feb 12, 2024 18:20


Вторая часть экскурсии по выставке в Музее русского импрессионизма, открывающей широкому зрителю московскую группу «13», начало - Группа «13». В переулках эпохи. Часть 1.



Татьяна Маврина. Подражание Ренуару. 1938. Холст, масло. Собрание А. Шелудченко, Москва.





Сергей Расторгуев. Набережная реки Москвы. Конец 1920-х. Холст, масло. ГРМ.

Антонина Софронова присоединилась к «13» только в 1931 году, но ее искусство усложнило и расширило программу группы, стало в ее истории цельной главой. Ученица Ильи Машкова, в прошлом участница «Бубнового валета», к концу 1920-х художница отошла от кубизма, и главной ее темой стали пустынные московские улицы, написанные в сдержанной гамме серых и розоватых тонов. Ее Москва живет вдалеке от скоростей и шума «социалистического строительства», переулки струятся как реки. Безлюдные дворы, пустыри, забытые городские усадьбы - время здесь течет иначе.



Антонина Софронова. Дым МОГЭСа. 1931. Холст, масло. Частное собрание, Москва.



Антонина Софронова. В переулках Арбата. 1932. Холст, масло. Частное собрание, Москва.



Антонина Софронова. После грозы. У Кропоткинских ворот. 1933. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Удивителен софроновский цикл «Московский зоопарк», герои которого заперты среди водоемов и деревьев в центре города, словно в райском саду.



Антонина Софронова. Красные фазаны. Из серии «Московский зоопарк». 1936. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Владимир Милашевский задумал цикл портретов друзей по «13» через несколько лет после официального роспуска группы. Незаконченный портрет Антонины Софроновой - из этого цикла.



Владимир Милашевский. Портрет Антонины Софроновой. 1935. Холст, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва.

Москва. «13» у себя дома. Хотя в 1931 году группа «13» была официально закрыта, ее творческая жизнь продолжилась. Художники вели совместную работу в книге, в складчину нанимали натурщиц и часто писали и рисовали друг друга. Даниил Даран и Татьяна Маврина занялись офортом.



Татьяна Маврина. Даниил Даран и Николай Кузьмин. 1940. Бумага, акварель, карандаш. ГМИИ.



Антонина Сафронова. Портрет Дарана. 1939. Бумага, акварель, гуашь, тушь, перо. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. - - Даниил Даран. В балетном классе. 1938. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва.



Татьяна Маврина: Портрет Даниила Дарана с матерью. 1940. - Владимир Милашевский на бульваре. 1939. Обе: Холст, масло. ГТГ.

А Владимир Милашевский все больше проявлял себя как живописец. Лаконичные по цвету и четкие по освещению, его картины близки работам мастеров ленинградской пейзажной школы 1930-х - Николая Лапшина и Владимира Гринберга.



Владимир Милашевский. Лодки в Кусково. 1929. Холст, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва.



Владимир Милашевский. Водная станция. 1928. Холст, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва.



Владимир Милашевский. Каток. 1929. Холст, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва.

«13» в книге. Придуманный лидерами группы беглый, свободный рисунок уверенно занял собственную высоту в книжной иллюстрации 1920-1930-х. После 1935 года форпостом «13» стало издательство Academia, которое специализировалось на европейской и русской классике XIX века. Художники охотно приняли новый вызов: создать свой образ «старого мира», погружаясь в исторические эпохи. Громкую славу и медаль парижской Всемирной выставки 1937 года получил «Евгений Онегин» Пушкина с иллюстрациями Николая Кузьмина. К сожалению, Academia просуществовала недолго, уже в 1937 году она была слита с Госиздатом, ее редакция арестована, а «стиль 13-ти» вновь начали громить за буржуазный эскапизм.



А. Пушкин. Евгений Онегин. Иллюстрации Николая Кузьмина. М.: Academia, 1933. Бумага, печать. Собрание М. Сеславинского, Москва.

Антонина Софронова в середине 1930-х годов получила заказ издательства Academia на иллюстрации к роману Анатоля Франса «Восстание ангелов». Цензуру иллюстрации не прошли. Сначала критиковали символизм и эскизность, затем потребовали убрать крылья ангелов как «лишние религиозные символы».



Антонина Софронова. Иллюстрации к роману Анатоля Франса «Восстание ангелов». Бумага, акварель, тушь, перо, кисть: 1. 1936. Собрание М. Сеславинского, Москва. - 2. 1935. Собрание Ю. Петухова, Москва.

Прекрасное стихотворение литератора, библиофила и искусствоведа, петербуржца Эриха Федоровича Голлербаха было написано по следам поездки в Москву и встречи со своими друзьями из группы «13».



«13» в послевоенные годы. После войны внутренняя жизнь бывшей группы «13» как интеллектуального сообщества продолжилось. Хотя встречи художников стали редкими, они все так же ходили друг к другу в гости, вместе работали с натуры. Но многие связи распались: ряд художников погибли или были расстреляны. Отношения В. Милашевского, Т. Мавриной и Н. Кузьмина заметно охладились; к Кузьмину и Мавриной пришла громкая слава и большие тиражи. На рубеже 1950-1960-х годов многие художники начинают выступать в новом для себя амплуа мемуаристов, писателей и теоретиков искусства.



Борис Рыбченков. Улица Горького (Тверская). 1941. Холст, масло. Калужский музей изобразительных искусств.

В середине 1930-х годов, после разгрома группы, Борису Рыбченкову пришлось публично отказаться от ее принципов, после чего он на несколько десятилетий превратился в рядового советского художника. Но в поздних 1960-х в его живописи появились серии атмосферных романтических картин с образами оттепельного города. В 1981 году художник почти полностью утратил зрение, что еще больше освободило его рисунок. Он начал создавать циклы работ-воспоминаний в свободной технике крупной пуантели, всегда подчеркивая, что они восходят к работам периода «13».



Борис Рыбченков. Московское утро. 1986. Бумага, гуашь. Тульский областной художественный музей.

Антонина Сафронова создает в годы войны, в крайне стесненных обстоятельствах, циклы иллюстраций к сборнику А. Блока «Стихи о прекрасной даме» и роману А. Белого «Петербург». Рыхлая фактура дешевой «обойной» бумаги обогащает тонкие перовые линии и рассеянные облака цвета. Главная тема этих листов - волнение, движение водных и воздушных масс: полотно реки, потоки дождя и тумана на ночной улице, вихри и вспышки света.



Антонина Сафронова. Иллюстрация к роману А. Белого «Петербург». 1944. Бумага, акварель. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля.

Спустя год после первой выставки «13» Надежда Кашина переехала в Узбекистан. К 1940-1950-м годам картины Кашиной стали образцом официального искусства республики. Но в 1961-м году в ее творчестве произошел перелом: она снова начала писать густым ярким цветом и повторила многие свои произведения 1920-1930-х годов.



Надежда Кашина. У чайханы. 1962. Холст, масло. Музей Востока.

После войны искусство Мавриной и Кузьмина изменилось: они ужесточили форму, сделав ее открыто декоративной. Сказывалось влияние массового книжного стиля 1950-1970-х годов. Впрочем, пути их были немного разными. Кузьмин продолжал пушкиниану, все больше увлекаясь русским рисунком XIX века. А Маврина в 1950-1970-е годы изобрела сразу несколько жанров, среди которых были рисованные книги и альбомы-поездки по древним русским городам, где столкновение старого и нового быта и яркие персонажи напоминают о «стиле 13-ти».



Николай Кузьмин. Эскизы иллюстраций к повести Н. Гоголя «Записки сумасшедшего». 1957-1958. Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание М. Сеславинского, Москва.



Татьяна Маврина. За столом. Портрет Николая Кузьмина и Павла Эттингера. 1947. Бумага, гуашь, акварель. Пермская государственная художественная галерея.



Татьяна Маврина. Расписные бутылки. 1967. Стекло, яичная темпера. Собрание А. Шелудченко, Москва.

В конце 1930-х годов Владимир Милашевский почти лишился заказов из-за потока обвинений «13» в формализме. Зарабатывая плакатами, для себя он писал картины, продолжая мысленный диалог с Отоном Фриезом или Альбером Марке. В 1948 году он создал для Гослитиздата иллюстрации к сказкам, а позднее и к повестям Пушкина.



Владимир Милашевский. На пристани. 1950-е. Холст на картоне, масло. Собрание Е. Жорняк, Москва.



Владимир Милашевский. Иллюстрация к повести А. Пушкина «Гробовщик». Около 1970. Бумага, акварель, карандаш, тушь, перо. Собрание Е. Жорняк, Москва.

В 1937 году Валентин Юстицкий был арестован за «антисоветскую агитацию» и вернулся в Саратов только после десяти лет лагерей, в 1946 году. Серьезной работы он найти не мог - руководил изостудией при заводе. Художник дожил только до 1951 года, но успел создать сюиту графических фантазий по мотивам Достоевского и Пушкина и серию живописных работ: неоромантических галантных сцен, пейзажей, портретов и автопортретов. Эти картины - высокий образец советской живописи 1940-х: они написаны густо, в цветовой гамме глубоких сближенных тонов. В них обострена торжественно-театральная эмоция.



Валентин Юстицкий. Пейзаж. 1949. Фанера, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.



Валентин Юстицкий: Пушкин и Жуковский. 1937. Бумага, акварель, тушь, перо. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. - Кавалер и дама. Начало 1950-х. Холст, масло. Собрание А. Чапкина, Москва.

Надежда Удальцова в послевоенные годы оказалась в творческой и личной изоляции. В 1930-х, после третьей выставка «13», их с Древиным начали громить за формализм; в 1938 году Древин был расстрелян за «контрреволюционную деятельность». Удальцовой удалось сохранить работы мужа, выдав их за свои. И хотя в 1949 году имя художницы попало в резолюцию Академии художеств СССР «Формализм и натурализм, примитив и стилизаторство», она продолжала писать портреты и натюрморты.



Надежда Удальцова. Натюрморт с лимоном. 1947. Холст, масло. Государственное музейное объединением «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Даниил Даран в составе «13» был незаменимым, но отчасти невидимым участником. Многие годы он скреплял группу своим обаянием, но успеха, сопоставимого с Кузьминым и Мавриной, он не имел, после войны жил трудно и редко получал заказы. Но при этом не изменил свою манеру, рисовал артистов цирка и балета, также избегал «засушенности и автоматизма», выстраивал нежные, дымчатые формы в диалоге с графикой Жюля Паскина и Пьера Боннара. Возможно, поэтому он стал иллюстратором книги Ильи Эренбурга - «Оттепель».



Даниил Даран: Натюрморт с пионами и рисунком. 1940-е. - Татьяна Маврина рисует модель в мастерской. Около 1946. Оба: Бумага, акварель, тушь, перо. Собрание Эммиля Казанджана. Москва.



Даниил Даран. За кулисами. 1940. Бумага, сухая игла. ГМИИ.



Даниил Даран. Обложка к повести Ильи Оренбурга «Оттепель». 1956. Бумага, печать. Собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка, Москва.

На выставке представлено более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 13 частных коллекций, которые составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников.

Куратор: Надежда Плунгян - кандидат искусствоведения, куратор, преподаватель НИУ ВШЭ.

Группа «13». В переулках эпохи, Музей русского импрессионизма, Маврина Татьяна

Previous post Next post
Up