Борис Свешников. Сновидения вечности

Nov 23, 2023 15:52

«Действительный мир - только трамплин, чтобы лететь туда, в страну фантазии», - Борис Свешников.

Галерея Наши художники показывает живопись Бориса Свешникова (1927-1998) - известного представителя московского неофициального искусства. Через 25 лет после смерти этого необыкновенного художника определенно стоит внимательно посмотреть на его произведения в ретроспективе, чтобы осознать его место в искусстве, оценить свободу полёта фантазии и глубину философских размышлений.



Борис Свешников. Танец полной луны. Конец 1950-х. Холст, масло. Собрание Наталии Курниковой.



За этот год я посетила три выставки этого художника с такой непростой судьбой. Часть работ уже были показаны галереей Наши художники на выставке Сказки оттепели - их я представлять не буду. Графические листы последних лет жизни выставляли на выставке Борис Свешников. Вечерний визит.

Художник с Большой буквы, причастный к героическому движению художников-нонконформистов 1960-х, в 1946 году, во время учёбы в Институте прикладного и декоративного искусства, был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и отправлен на 8 лет в лагеря. В 1954-м, отбыв срок, Свешников вернулся в Москву; в 1956-м реабилитирован. Работы Свешникова сначала рассеялись по западным коллекциям, так же и теми же путями, что и творения его коллег - негласный знак признания современниками не на родине. Теперь многие из них вернулись: выкуп и возврат совершало уже другое поколение собирателей из несоветской России. Благодаря этой неутомимой деятельности на выставке собраны произведения художника, определившего свой индивидуальный почерк уже в ранние 1950-е, а также показана трансформация художественных подходов в более зрелые годы, вплоть до 1990-х.

Будучи вписан в нонконформисты, Свешников им, по сути, не был. Он не высказывал политического или социального протеста, а писал в соответствии с присущей ему необходимостью писать. Он блуждал в собственном пространстве фантазий, не ограниченном ничем, но тем не менее взращённом на перепаханном чернозёме мировой и русской культуры.



Борис Свешников. Первый снег. 1958. Холст, масло. Собрание Наталии Курниковой.

Трагическое присутствие Смерти в его произведениях, сосуществование жизненных реалий с фантасмагориями Зазеркалья - плод не только одарённого воображения. Год в тюрьме и семь лет в лагере Ухтижемлаг развернули сознание совсем молодого человека. Ему открылось то, к чему многие прикасаются лишь на закате дней. Спасала возможность уйти от действительности в плоскость бумаги или холста и «воображать несуществующее», Свешников признавался: «Моя работа - гораздо большая для меня реальность, чем реальная жизнь. Жизнь вне работы кажется мне сном».

В сказочных «сновидениях» Свешникова конца 1950-х годов прекрасное иронично соседствует с отвратительным, реальное по-булгаковски весело и жутковато сосуществует с потусторонним. В некоторых «картинах маслом» угадывается пространство тарусских далей, где обитал за «101-м» километром освободившийся «зек». Например, «Первый снег» и «Обнажённая с фонарём».



Борис Свешников. Обнажённая с фонарём. Конец 1950-х. Холст, масло. Собрание галереи Наши художники.

Уже в начале 1960-х годов художник подступается к технике пуантели, которой он работает по фону-имприматуре, варьируя близкие по тону оттенки: «Человек с авоськой», «Ноябрь», «Лестница». В эти годы Свешников все чаще обращается к языку символов - пограничных проявлений бытия/небытия, среди них можно увидеть дерево и его листья, лестницу, деревянный забор или решётку, портал зеркала или окна, очки или око, лягушку, птицу или рыбу.



Борис Свешников. Человек с авоськой. 1960. ДСП, масло. Собрание галереи Наши художники. - Женщина с авоськой. 1969. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Лестница. 1965. - Ноябрь. In Memory of JFK. 1964. Обе: Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Серебряная свадьба. 1968. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.

Картины 1970-х годов становятся ещё более условными, а сюжет - мистическим, заставляющим работать воображение зрителя. В это время пуантель уплотняется, набирая силу цвета, и возникает цикл меланхолических холстов с Дамами прошлых времён в сиренево-синем и голубом колорите.



Борис Свешников. День ангела. 1970. Холст, масло. Собрание Андрея Чеглакова.



Борис Свешников. Встреча. 1970. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Прохожий. 1975. Холст, масло. Собрание галереи Наши художники.



Борис Свешников. Воспоминание. 1970. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Сумеречные тени. 1970. Собрание Prometheus Art Foundation. - Дама в сирени. 1972. Собрание галереи Наши художники. Обе: Холст, масло.



Борис Свешников. Сон. 1974. Холст, масло. Собрание галереи Наши художники.

В картине «Человек и город» перед нами предстаёт воспалённый персонаж с градусником в пальто и шляпе, сзади него - долговязый дом розоватого кирпича, который существует почти как живой объект, во многих работах автора.



Борис Свешников. Человек и город. 1975. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.

Также и картины-пейзажи Свешникова ощущаются как живые организмы, микрокосмы, населённые множеством реальных и нереальных существ. Работы «Ноябрь», «Лестница», «Зимняя оттепель» - не объясняют ли они разные состояния человеческой души?



Борис Свешников. Зимняя оттепель. 1977. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Рука со свечой. 1970-е. Холст, масло. Собрание Филоновых.



В картинах конца 1970-х годов появляется флуоресцентное свечение - «Следы на снегу» - предвестник трансцендентности периода конца 1980-х - 1990-х годов.



Борис Свешников. Следы на снегу. 1978. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Окно. 1980. Холст, масло. Собрание Филоновых.

Формальные поиски в области техники письма, фактуры и цвета приводят Свешникова к мерцающему «психоделическому» колориту: «Окурок», «Смерть в июньский полдень», «Отплытие».



Борис Свешников. Окурок. 1982. Холст, масло. Собрание PROMETHEUS Art Foundation.



Борис Свешников. Смерть в июньский полдень. 1982. Холст, масло. Собрание ART4.



Борис Свешников. Отплытие. 1987. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.

«Колористическое решение многократно усложняется, появляется мозаичная узорчатость, в результате чего возникает ощущение пульсирующей среды, происходит преображение плоскости холста в некое метафизическое пространство»: «Павшие листья» и «Ночное напоминание».



Борис Свешников. Павшие листья. 1987. Холст, масло. Собрание Prometheus Art Foundation.



Борис Свешников. Ночной крик. 1988. Холст, масло. Собрание ART4.



Борис Свешников. Ночное напоминание. 1990. Холст, масло. Собрание ART4.

Владимир Немухин в своих монологах говорил о Борисе Свешникове: «Мне кажется, что он был среди нас последний «мирискусник», только не с «усадебным», а с лагерным опытом. Потому-то его искусство воспринималось как нечто большее, чем утончённая игра со стилем, и не как фантасмагория, отечественная «гофманиана», где видимое является порождением невидимого, в нем было ещё что-то, что сильнее всяких страхов. Он всегда видел перед собой лицо Смерти - и в образе могильного червя, и в тонком профиле капризной красавицы, и в зеленоватой патине готических теней, и в кружевном хитоне ангела, и в пламенных помыслах Вселенной».

Экспозиция составлена из работ частных коллекционеров, собрания Галереи Наши художники, PROMETHEUS Art Foundation и Музея ART.4. Всего - 42 произведения живописи. Куратор выставки -Наталия Курникова.

Информация - по материалам выставки.

Свешников Борис, Галерея Наши художники

Previous post Next post
Up