Восточный базар - это особое пространство, а точнее пространства, залитые солнцем или погруженные в таинственный полумрак, по-разному окрашенные, зачаровывающие изобилием даров земли или мастерством человеческих рук. Еще в первые десятилетия ХХ века базар был одним из немногих мест, где перед глазами наблюдательного художника ярко и выпукло рисовались картины восточной жизни.
Павел Беньков. Крытый базар в Бухаре. 1929. Холст, масло.
В Музее Востока выставка «Восточный базар», где более 150 живописных и графических работ, выполненных художниками Средней Азии, Кавказа и России, запечатлели колористическое богатство базаров, яркие характеры участников торга и выразительные эпизоды - ту динамичную среду, которая восхищала путешественников и сохранялась, в сущности, неизменной еще на протяжении всего ХХ века.
Александр Волков. Чайхана с кальяном. 1927. Холст, масло.
Александр Волков. Продавцы фруктов. 1928. Холст, масло.
Восточный базар издревле являлся не только торговым центром города, но и местом коммуникации, средоточием политической и культурной жизни. В закрытом иерархичном обществе на базаре можно было общаться не только с соседями, но и с людьми другого социального статуса, жителями далеких городов, иноверцами… Поводом к общению была торговая сделка, при этом насколько рельефно проявлялись тут личности и как формировались характеры.
Оганес Татевосян. Площадь Регистан в полдень. 1916. Холст, масло.
Оганес Татевосян. Везут дыни. 1918. Картон, масло.
Базар неизбежно развивал искусство показать предмет, равно как и искусство увидеть предмет среди множества других. На базарах наглядно проявлялись эстетические предпочтения, присущие бытовой культуре разных народов. И каждый художник видел на базаре, в зависимости от склада характера, или вечное, непреходящее, или сиюминутное, гротескное, комическое.
Ольга Соколова. Клевер-базар в Ургуте. 1932. Холст, масло.
Ирина Жданко. Бухара. Базарный день. 1935. Бумага, гуашь.
Виктор Уфимцев. Зеленщик. 1930. Бумага, уголь.
Надежда Удальцова. По дороге в Ереван на базар. 1933. Бумага, гуашь.
Сергей Герасимов. Чайхана. 1945. Бумага, акварель.
Варшам Еремян: Сцена на базаре. - На базаре. Оба: 1930-е. Бумага, акварель, белила.
Варшам Еремян. Самарканд. 1930. Холст, масло. - Сергей Бегляров. Продавец воды. Сцена из Шансей-Вахсей. 1923. Бумага, акварель, лак.
Михаил Курзин: Торговец. - Сапожник. Оба: Начало 1920-х. Бумага, гуашь, трафарет.
Сергей Бегляров. Дервиши в караван-сарае. Из серии «Типы старого Ашхабада». 1927. Бумага, тушь, перо, кисть.
В экспозиции намеренно объединены жанровые наброски, портреты, пейзажи, выполненные на пленэре и композиции, явившиеся синтезом натурных впечатлений. Среди них работы классиков ХХ века: Александра Волкова, Павла Бенькова, Оганеса Татевосяна, Варшама Еремяна, Владимира Фаворского и произведения мастеров второй его половины: Вагаршака Элибекяна, Евгения Кравченко, Ирины Жданко, Лали Замбахидзе, Юрия Кириченко. Выбранная тема позволила извлечь из запасников музея Востока немало работ, прежде не экспонировавшихся, и привлечь московских авторов, сопричастных Востоку.
Георгий Шевяков. На базар. 1950-е. Бумага, пастель. - Михаил Гайдукевич. Путь к базару. 1925. Бумага, сангина, уголь, акварель, пастель.
Галина Конопацкая. Старое и новое. 1960-е. Картон, темпера.
Ирина Жданко. На базаре. 1969. Бумага, темпера.
Леонид Писарев. Застолье в чайхане. 1970. Бумага, темпера. Собственность автора.
Элибекян Вагаршак. Продавцы угля. 1975. Холст, темпера.
Исмаил Мамедов. Продавец цветов. 1977. Бумага, уголь, сепия.
Василий Власов. Ослик. 1980. Бумага, монотипия. Собственность автора.
Василий Власов. Разговор. 1980. Бумага, монотипия. Собственность автора.
Юрий Кириченко: Бухара. На опустевшем базаре. Бумага, акварель. - Базар в Самарканде. Бумага, карандаш. Оба: 1982.
Лали Замбахидзе. Покупка. - Дворник. Обе:1980-е. Бумага, офорт, резерваж.
Хсар Гассиев. Зеленщик. 1980. Картон, масло.
Евгений Кравченко. Пекут хлеб. 1990. Бумага, пастель, акварель.
Леонид Писарев. Индюшки. 2002. Холст, масло. Собственность автора.
Анатолий Чечик: Пури (Хлеб). - Виноград. 2022. Холст, масло. Собственность автора.
Все это позволяет увидеть феномен восточного базар глазами художников, осознать его непреходящее эстетическое и культурное значение. И хотя ныне многое изменилось, сам дух восточного базара - вольный, креативный, жизнерадостный, остается прежним. Базар и до сих пор можно считать главным действующим «музеем жизни» на Востоке.
Но с востоком мы не прощаемся - впереди выставка Вениамина Кедрина, ленинградского художника, который влюбился в Восток и остался там навсегда - «Вениамин Кедрин. Восток-судьба».